ГлавнаяПубликацииАналитикаПовышение тарифов на газ: быть или не быть?

Повышение тарифов на газ: быть или не быть?

Украина рассчитывает получить от МВФ около 15 млрд долл. финансовой помощи, которые необходимы для спасения экономики страны от окончательного дефолта. Но как это отразится на простых потребителях услуг ЖКХ, проанализировала "У.К."

С 4 марта в Киеве начала работу миссия Международного валютного фонда. Согласие о работе специалистов Фонда было достигнуто в конце февраля, когда новое правительство Украины обратилось к МВФ с предложением возобновить диалог. Украина таким образом рассчитывает получить от МВФ около 15 млрд долл. финансовой помощи, которые необходимы для спасения экономики страны от окончательного дефолта.

Вчера миссия МВФ заявила, что продолжит свой украинский визит еще до 21 марта. «Команда будет работать с украинской властью для того, чтобы разработать программу экономических реформ, которые приведут к экономного управления и устойчивого роста, в то время, как уязвимые слои населения будут защищены, и это может быть поддержана МВФ в связи с его политикой», - говорится в сообщении директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард.

За неделю, которая осталась до завершения работы миссии, планируется подготовить пакет окончательных рекомендаций совету директоров для предоставления кредитов Украине, который и до сих пор еще не утвержден. При этом глава правительства Украины Арсений Яценюк заверил г-жа Лагард, что Кабинет министров готов выполнить все требования МВФ.

Источники, близкие к переговорам сообщили прессе на прошлой неделе, что среди условий фонда, необходимых для возобновления финансирования: девальвация гривны, повышение тарифов на газ и отопление для населения примерно на 40%, сокращение бюджетных расходов, снижение субсидий в энергетике и т.д.

Впрочем, Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Владимир Гройсман заявлял накануне, что правительство Украины не будет повышать тарифы на газ и электроэнергию для получения кредита МВФ без предварительного внедрения механизмов компенсаций.

В то же время заместитель Министра финансов Виталий Лисовенко в ходе Экстренного экономического саммита для Украины» сообщил, что каждый из потребителей может получить новые счета за жилищно-коммунальные услуги уже в мае (то есть, по новым тарифам рассчитываться планируют за услуги, потребленные в квітені). «Эти счета будут отличаться от предыдущих, к сожалению, и это часть той цены, которую мы должны заплатить», - сказал чиновник.

Читайте также: Жесткие реформы поднимут тарифы на газ

Министр экономики Павел Шеремета также считает, что правительство должно честно сказать украинцам, что больше денег на дотирование дешевого газа в бюджете Украины не имеет, что переход к рыночной экономике будет болезненным, но за экономическую свободу придется платить.

Понятно, что повышение цены на газ для населения вкупе с отказом от дальнейшего дотирования из бюджета «дешевого» газа для выработки предприятиями тепловой энергии, реализуемой населению, вызовет немалую отрицательную реакцию рядовых украинцев. И в этом есть очень большая доля вины самих украинских политиков, независимо от их партийной принадлежности, которые заигрались в «хорошие тарифы». Ведь именно они на протяжении последних 20 лет, пренебрегая элементарными экономическими законами, по политическим мотивам искусственно сдерживали цены на газ и жилищно-коммунальные услуги за счет выделения так называемой «компенсации по разнице в тарифах» из государственного бюджета.

Фактически же никакого дешевого газа и дешевых коммунальных услуг не существовало, ведь на самом деле потребители платили дважды - по заниженному тарифу из собственного кармана, а своими налогами, уплаченными в бюджет, - компенсировали разницу в тарифах.

Если рассматривать тарифный вопрос без лишних эмоций, используя сугубо экономические категории, то оно сегодня имеет такой вид.

13 июля 2010 года Нацкомиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики было принято два постановления № 812 и № 813. Первой из них были утверждены тарифы на природный газ, который используется для потребностей населения, который диференцырован в зависимости от объема потребленного газа и наличии счетчика (от 72,54 коп. за 1 куб. м. при условии, что объем потребления природного газа не превышает 2500 куб.м. в год, к 295,41 коп. за 1 куб. м при превышении годового объема потребления 12 тыс. куб. в год). Вторым постановлением был утвержден предельный уровень цены на природный газ для ТКЭ, для производства и предоставления населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению на уровне 1309,20 грн за тыс. куб. м с НДС.

Несмотря на то, что цена природного газа, который НАК «Нафтогаз Украины» покупал в РАО «Газпром» в 2010-2013 годах, колебалась от 320 долл. до 416 долл. США за тыс. куб. м, а себестоимость добычи тыс. куб. м. природного газа в Украине составляет в среднем 25 долл. США, утвержденные НКРЭ тарифы были искусственно заниженными и не могли возместить расходов НАК «Нафтогаз Украины», ТКЭ и газоснабжающих компаний. Поэтому правительству приходилось ежегодно предусматривать соответствующую бюджетную компенсацию разницы в тарифах для предприятий ТКЭ, а также увеличивать уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины».

Читайте также: "Техническое" правительство накануне газового удара

Несмотря на то, что Программы термомодернизации и энергосбережения объектов инфраструктуры остались бумагами, потому что годами не получали реального финансирования, объемы потребленного природного газа населением и ТКЭ только увеличивались из года в год, следовательно росли суммы бюджетных дотаций на компенсацию разницы в тарифах.Так, уже по итогам 2013 года государство должно дотировать ТКЭ на сумму 22 млрд гривен, но уже не могла этого сделать, ведь кассовый разрыв бюджета на конец года составил 80 млрд. грн. Вследствие неполучения ТКЭ дотаций из бюджета в течение последних 6 месяцев их задолженность перед НАК «Нафтогаз Украины» выросла до 27 млрд грн. Наступления коммунально-энергетического коллапса на сегодня как никогда реальна.

В целом, на компенсацию цен за природный газ из бюджета украиинскому правительства на протяжении последних пяти лет приходилось тратить от 6% до 8 % ВВП. Это деньги, которые могли быть потрачены на модернизацию газотранспортной системы или теормомодерназацію. Если бы правительство не играл в «хорошие тарифы», а дотации были полностью ликвидированы, «Нафтогаз» приносил бы в бюджет значительную прибыль, а не убытки в размере 1,6% ВВП, как сейчас.

Заниженные тарифы провоцируют потребление сверх потребности и приносят пользу только тем, кто потребляет больше всех. Не смотря на некоторый прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, Украина остается одной из енергоємніших стран Европы (даже учитывая энергоемкую промышленную структуру) с годовым потреблением газа около 50 млрд кубометров. Энергетическая эффективность составляет всего 60% от уровня Евросоюза.

Низкие тарифы уменьшают желание сокращать потребление домохозяйств или вкладываться в энергосбережение, в том числе путем утепления фасадов. Чем выше доходы населения, тем чаще такие люди живут в больших домах и получают наибольшую выгоду от неявных субсидий. Рядовой украинец должен наконец понять, что установление одной льготной цены для населения - это прежде всего помощь бедным украинцам, а стимулирование более состоятельных украинцев к перепотребление природного газа.

Понятно, что приняв решение об увеличении тарифа на природный газ и отопление для населения правительство неизбежно столкнется с проблемой компесаторного механизма и защиты малозабезпечних слоев населения от такого повышения. Существующая система льгот и субсидий парадоксально направлена на защиту интересов состоятельных людей. Прямые субсидии предоставляются семьям, в которых расходы на коммунальные услуги превышают 15% общего дохода (или 10% для пенсионеров и инвалидов). Льготы составляют три четверти всех расходов правительства на помощь по оплате за газ и отопление (0,2% ВВП). Лишь 20% льгот приходится на 20% бедных граждан, а 30% льгот получают богатые слои населения. Около 85% граждан, живущих за чертой бедности, не получают никакой социальной помощи (ни в виде льгот, ни в виде прямых субсидий). Лишь 5-12 копеек с каждой затраченной гривны в этой сфере помогают бедным.

По словам директора Фонда экологических инвестиций Алексея Хабатюка, в Украине насчитывается около 7 млн домохозяйств, которые в среднем потребляют около 1700-1800 куб./ч или около 150 куб./месяц, что составляет 110 грн. в месяц при текущих тарифах. При росте тарифов на 50% прирост расходов составит 55 грн/месяц на одно домохозяйство и составит около 165 грн./мес. Если учесть, что средний имеющийся месячный доход домохозяйства в Украине составляет более 5000 грн/месяц, то увеличение тарифа на газ на 50% и отмены льгот и субсидий в среднем приведет к росту прямых расходов среднего домохозяйства этой группы на около 1%, уверен эксперт. Но нужно отметить, что среди них есть домохозяйства с низким уровнем доходов, то есть реальные малозабезпечні, которым повышения тарифа выльется в значительное увеличение расходов. Таким домохозяйствам будут не нужны субсидии в их нынешнем виде, а адресная денежная помощь. По приблизительным оценкам, таким домохозяйств не более 20%, следовательно приблизительная сумма компенсации роста тарифов на газ в виде адресной денежной помощи будет составлять не более 1,5 млрд. грн.

Следовательно, выводы. Занижение цен на бытовой газ и отопление - слабый инструмент распределения общественных благ и обеспечения благосостояния. Упущенная выгода от такой политики составляет почти 5% ВВП в год. При этом низкие тарифы не столько поддерживают бедных, сколько помогают экономить богатым. Государственный бюджет Украины больше не в состоянии оплачивать игры власть имущих с населением в «хорошие тарифы». Наибольшие выгоды от жилищных субсидий и льгот на жилищно-коммунальные услуги получают состоятельные домохозяйства. Только повышение тарифов до рыночного уровня путем отмены субсидирования цен из государственного бюджета, только замена необоснованных льгот адресной денежной помощью является выходом из сложной ситуации. Такие правила игры мы должны приняты, ведь другого пути не дано.

Реклама: Вы купили двери и не знаете где купить качественные замки? Заходите на сайт plastmarket.com.ua, регистрируйтесь и приобретайте высококачественные замки для Ваших дверей.  На этом сайте Вы можете купить врезные замки, электронные замки, противопожарные замки и многие другие. С нами- Ваш дом всегда будет защищен!

 
Комментарии (2)
Владимир2
15 марта 2014 г. 10:33
Заявление правильное и смелое , осталось за малым - реализовать , а вот с этим могут быть проблемы . Вероятность получить коммунальный майдан крайне высока !
Sergiy
18 марта 2014 г. 09:38
Дійно дурдом! Векселя за газ можна,а розрахунки із заморожених вкладів СРСР ні. Тим більше, що власники тих вкладів сьогоднішні малозабезпечені пенсіонери.Стимулювати працювати на низькооплачуваних роботах необхідно субсидіями.Крім того поки існує різниця в тарифах, різницю мають отримувати споживачі комунальних послуг, а не виробники енергоносіїв та води - монополісти.Тоді у монополістів буде стимул прозоро формувати собівартість тарифів.