ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПовышение тарифов на ЖКУ: субсидия спасает

Повышение тарифов на ЖКУ: субсидия спасает

В прошлом году в Украине существенно подорожала «коммуналка». Это привело к общественному недовольству, на которое правительство ответило упрощением субсидирования. Удалось ли государству смягчить «тарифный» удар – можно судить по уровню оплаты ЖКУ.

Фактически весь прошлый год Украина прожила под эгидой борьбы с экономически необоснованными тарифами на коммунальные услуги и ценам на энергоносители. Справедливости стремились как при власти, так и из общественных рядов, однако, кажется, мерило этой справедливости у каждого было своим.

Под маской требований МВФ и времени

Так, посреди зимы 2015 года правительством было анонсировано повышение цен на природный газ для потребностей населения. Соответствующее решение мотивировалось требованием Международного валютного фонда в связи с просьбой Украины изменить действующую в то время программу stand-bу четырехлетней программой расширенного финансирования (EFF), за счет которой украинское правительство планировало укрепить экономику страны и высвободить ресурс для воплощения реформ.
 
Его практическое применение не заставило себя долго ждать. В начале марта Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, приняла постановление №583 «Об установлении розничных цен на природный газ, используемый для потребностей населения». Согласно этому документу, с 1 апреля 2015 года розничные цены на природный газ, используемый для потребностей населения, в случае его использования:
1) для приготовления пищи и/или подогрева воды составляют 7,188 грн за 1 куб. м;
2) для индивидуального отопления или комплексного потребления:
 
в период с 1 мая по 30 сентября (включительно) – 7,188 грн за 1 куб. м;
 
в период с 1 октября по 30 апреля (включительно):
 
                      за объем, потребленный до 200 куб м природного газа в месяц (включительно), – 3,6 грн за 1 куб. м;
 
                  за объем, потребленный свыше 200 куб. м природного газа в месяц, – 7,188 грн за 1 куб. м.
 
Таким образом, минимальная стоимость «голубого» топлива выросла в 3,3 раза.
 
Почти одновременно с этим, Национальная комиссия также пересмотрела тарифы на электрическую энергию. С 1 апреля они выросли в среднем до 51,2 коп. за кВт-ч, или на 45,2% по сравнению с ранее действующими тарифами, а с 1 сентября повысились еще – в среднем до 62,8 коп. за кВт-ч, что на 23% больше по сравнению с «апрельским» тарифом. Так, сейчас для населения, которое потребляет: до 100 кВт-ч электроэнергии в месяц, тариф составляет 45,6 коп за кВт-ч; от 100 до 600 кВт-ч электроэнергии в месяц - 78,9 коп. за кВт-ч; свыше 600 кВт-ч электроэнергии в месяц - 147,9 коп. за кВт-час. Соответствующее решение закреплено постановлением НКРЭКУ №220 «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению».
 
В Нацкомиссии сразу объяснили, что такое повышение тарифов на электроэнергию – требование времени. По информации регулятора, стоимость электроэнергии для населения на протяжении последней десятилетки почти не изменялась, тогда, когда минимальная заработная плата, индексы потребительских цен и тарифов шли вверх. Таким образом домохозяйства до 1 апреля 2015 года платили только 21% от себестоимости электроэнергии, остальное компенсировалось за счет небытовых потребителей. С подписанием Коалиционного соглашения, заключенного участниками коалиции депутатских фракций Верховной Рады Украины VII созыва, правительством было принято решение ликвидировать систему перекрестного субсидирования населения. Поэтому, поетапове повышение тарифов на электроэнергию для населения – только выполнение этого плана.
 
 
Повышение «газовой» и «электрической» планки для населения спровоцировало в дальнейшем подорожание и других коммунальных услуг, в тарифах которых не последнюю роль играет энергетическая составляющая (централизованное отопление, снабжение горячей воды, холодное водоснабжение и водоотведение). Законодательство же под рост «коммуналки» подогнали только в середине лета. В частности, в июле Верховной Радой был принят, а Президентом Петром Порошенко подписан Закон №626-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг», согласно которым категорически запрещается установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.

Бои за экономическую обоснованность

Впрочем, были экономически обоснованными, не завышенными, «весенние» цены на энергоносители и тарифы на коммунальные услуги? – ответить трудно и сейчас. Эксперты в течение года неоднократно подвергали сомнению, как мотивацию правительства относительно повышения цен на природный газ для населения, так и соответствие времени «тарифных» ноу-хау в целом.
 
В частности, бывший Министр доходов и сборов Александр Клименко в марте заявил, что Международный валютный фонд не выставлял Украине прямого требования повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги как условия получения кредита. По его словам, международные кредиторы ждут от Киева стабилизации ситуации на энергорынке страны и сокращение дефицита НАК «Нафтогаза Украины», а этого можно было достичь и без повышения цен на газ для населения. 
 
Над вопросом экономической обоснованности цен на энергоносители и тарифов на коммунальные услуги - работали сразу две рабочие группы: парламентская и международных аудиторов.
 
По выводам первой – «установление цен/тарифов на природный газ и связанные с его потреблением коммунальные услуги произошло без должного обоснования». Об этом говорится на 57 страницах отчета соответствующей рабочей группы. Однако, во время рассмотрения этого вопроса парламентом, ее председатель, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Алена Бабак, заявила, что рабочая группа ВР по проверке законности и обоснованности цен на энергоносители и комуслуги не смогла четко установить, нужно пересматривать нынешние тарифы в связи с разницей данных, представленных Кабинетом Министров, «Нафтогазом» и НКРЭКУ. 
 
Наработки же международных аудиторов свидетельствуют, что тарифы на энергоносители корректны. Впрочем, доверие к результату проверки аудиторами также не велико, поскольку, по словам экспертов отрасли, они не проверили обоснованность тарифов, а лишь подтвердили формулу их расчета.
 
Кроме этого, Кабинету Министров накануне местных выборов, а также несколько дней назад, пришлось работать в компании «Тарифного майдана». Под руководством одной из политических партий возле здания правительства был разбит палаточный городок, иждивенцы которого сначала требовали от Кабмина снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а впоследствии – не получив прошеного, решили разъехаться бороться за справедливую «коммуналку» по своим домам.
 
Также были зафиксированы отдельные попытки оспорить решение Национальной комиссии по повышению цен на энергоносители и коммунальных тарифов в Окружном административном суде. Киева. Однако, ни одна из них пока не дошла до своего логического завершения.

Населения от повышений тарифов не страдает?

Примечательно, Кабинет Министров серьезной обеспокоенности из-за критики экспертами отрасли и проявления недовольства гражданами не чувствует. С 1 мая 2015 года заработал новый упрощенный механизм предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Благодаря новой системе субсидирования, правительство убеждено, наименее защищенные слои населения существенно не почувствуют подорожания коммунальных услуг, поскольку «большую часть счета будет оплачивать государство». Стоит лишь обратиться за помощью всем, кто в ней нуждается.
 
Так, как свидетельствуют последние данные Госстата, в Украине за одиннадцать месяцев 2015 года за субсидиями на оплату ЖКУ обратилось 5,1 млн домохозяйств, что в 3,8 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Из них уже назначено возмещение 4,6 миллионам (89,4% от общего количества семей, которые обратились за субсидиями).
 
По прогнозам правительства, количество получателей субсидии в 2016 году будет продолжать расти. И на эти цели в государственном бюджете на текущий год предусмотрено на 10 млрд грн больше, чем в прошлом. В частности, на субсидии планируется направить 34 млрд грн.
 
Кроме того, в бюджете на 2016 год предусмотрено повышение социальных стандартов. «Мы повышаем социальные стандарты для граждан Украины дважды в течение года. Общий объем такого повышения будет 12%. Первый раз социальные стандарты будут подняты в мае месяце, второй раз социальные стандарты будут подняты в декабре месяце. Поднятие этих социальных стандартов даст возможность для граждан страны скомпенсировать рост цен и тарифов, который состоится в следующем году», - неоднократно подчеркивал Премьер-министр в своих спичах. 
 
 
Языком цифр в госбюджете на 2016 год, как и в предыдущем проекте, установлен прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере: с 1 января 2016 года - 1330 грн, с 1 мая - 1399 грн, с 1 декабря - 1496 грн. При этом минимальная заработная плата составит в месячном размере: с 1 января - 1378 грн, с 1 мая - 1450 грн, с 1 декабря - 1550 грн.
 
Впрочем, конечным мерилом того, удастся ли государству защитить своих граждан от подорожания коммунальных услуг, уровень их оплаты. На первый взгляд, данные Государственной службы статистики не фиксируют рост задолженности. 
 
По информации Госстата, в январе–ноябре 2015 года населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги 42,2 млрд грн., а это 95,5% начисленных за этот период сумм. Как следствие, задолженность населения по оплате ЖКУ в ноябре 2015 года уменьшилась по сравнению с октябрем того же года на 7,4% и на конец ноября составила 10,96 млрд грн.
 
Однако, если взглянуть на уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг за последние месяцы (когда действовали все повышения цен и тарифов) в региональном разрезе, то окажется, что на самом деле в октябре и ноябре уровень оплаты населением услуг ЖКХ снизился и составил 75,5% и 80,6% соответственно. При чем наиболее неохотно платили за «коммуналку» жители Тернопольской (36,6%), Сумской (46%), Одесской (53,4%) и Ивано-франковской (55,1%) областей. 
 
Уменьшение же задолженности произошло за счет погашения задолженностей предыдущих периодов в отдельных областях. К примеру, в Черкасской и Винницкой областях уровень расчетов в ноябре был самым высоким 113,6% и 110,3% соответственно.
 
По мнению экспертов, в этом году стоит ожидать роста задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги, ведь, повышения социальных гарантий не в состоянии компенсировать затраты на «коммуналку» в полном объеме. «Скорее всего, задолженность по оплате услуг ЖКХ будет расти, здесь нет ничего удивительного. Не знаю, насколько программа субсидий сможет компенсировать рост тарифов. В продолжение отопительного сезона люди продолжат обращаться за субсидиями. Но нам обещают, что в январе платежки за тепло будут еще выше. Думаю, что значительная часть населения будет испытывать трудности с оплатой услуг ЖКХ», - отмечает заведующая отделом исследования уровня жизни Института демографических и социальных исследований НАНУ Людмила Черенько.
 
Кроме того, по ее мнению, разрекламированное правительством повышение соцгарантий не пророчит украинцам повышения уровня жизни в этом году. Максимум на что можно ожидать, заявила она, это качественно умеренный уровень жизни только в начале 2017 года.
 
Вадим Менаев
 

Сердце – это двигатель нашего организма. Через него перегоняется огромный поток крови для работы всех органов тела. Однако со временем сердце утрачивает свои силы. Коэнзимы поможет восстановить энергетический обмен. Более детально ознакомиться с характеристикой данного препарата можно на сайте ironflex.com.ua.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
11 января 2016 г. 19:59
Особливо неприємна ситуація з комунальними платежами у тих, кого держава спочатку примусово позбавила робочого місця по незалежним від працівника причинам ( в результаті так званих "ліквідацій" держпідприємств, установ, організацій), тобто, спочатку держава забрала у людини заробіток, а потім штучно приписує цій людині уявний дохід, і на підставі цієї фальсифікації значно зменшує субсидію.
Коля Пухов
14 января 2016 г. 22:08

Отримавши платіжки за грудень споживачі були неприємно здивовані новим видом узаконеного шахрайства: виявляється, що субсидія на опалення повністю скасовується, якщо нарахована сума менша за суму субсидії. Тобто, чиновники можуть штучно написати велику суму субсидії, і таким способом повністю споживачів її позбавити. Так вони і зробили у грудні 2015 року з оплатою за опалення. --Навіть я не міг наперед спрогнозувати, що чиновники-можновладці можуть опуститися до такого наглого способу здирництва та обману...