Двойная атака на ЖКХ

Из-за непутевых и непрофессиональных действий экономического блока правительства коммунальщики в очередной раз попали, что называется «в просак». Есть ли выход из этого?

Утопление в долгах

Проблемы с финансированием расходов государственного и местных бюджетов в Украине актуальны не первый месяц. Еще в июне городской председатель Львова Андрей Садовый сообщил о том, что Государственное Казначейство заблокировало платежи львовской мэрии перед подрядчиками на 32 млн гривен. Впоследствии о такой же проблеме заговорили в Ивано-Франковске, Виннице, Харькове - во всех регионах страны.

В бюджет на 2013 год Министерство финансов заложило план по росту доходов от налога на доходы физических лиц (основного источника наполнения местных бюджетов), на уровне 11%. Учитывая это, для выполнения бюджета по доходам в ноябре-декабре правительство должно собрать 80,7 млрд грн, что выглядит совершенно нереальной задачей. Не сумев собрать в госбюджет планируемые суммы, Государственная казначейская служба начала использовать деньги местных бюджетов. Но до сих пор остроту этих проблем испытывали главным образом чиновники и подрядчики - те, кого муниципалитеты привлекали к капитальным проектам: строительства дорог, мостов, социальных объектов. В ноябре же масштабы проблем почувствовали большинство бюджетников и коммунальщиков Украины. Остаток средств на едином казначейском счете Государственного казначейства на 1 декабря составил 1,2 млрд грн. Это в три раза больше, чем месяцем ранее, но меньше, чем на эту же дату в любой год с 2003-го, свидетельствуют данные ведомства.

Читайте также: Бюджет-2014: ЖКХ затянут пояс

В Кабмине проблему, с опозданием, но осознали. В октябре правительство перераспределило в рамках бюджета использование 2,07 млрд грн, отправив их на выплату заработных плат на местах. 21 ноября выделили еще 771 млн гривен, урезав для этого другие статьи (решение пока не утверждено Комитетом ВР по вопросам бюджета и не вступило в силу). Но, если раньше сокращали расходы только на незащищенные статьи (прежде всего, расходы на капитальные нужды - строительство или инфраструктуру), теперь под «бюджетный нож» попадают и те расходы, финансировать которые Кабинет министров просто обязан. 460 млн грн, например, предлагают забрать с субсидий на оплату энергоносителей и ЖКХ, 40 млн грн - с помощи семьям с детьми, 2,6 млн грн субвенций на льготы на проезд в общественном транспорте и т.д.

Кроме этого, поручением от 13.09.2013 года за № 51934/1/1-10 Премьер-министр Николай Азаров обязал Государственную финансовую инспекцию и ее органы на местах промониторить ситуацию с расходованием средств государственных субвенций, субсидий, а, фактически, заставить получателей средств или отказаться от дальнейших закупок за государственные средства, или уменьшить расчеты с субвенций местным бюджетам на погашение разницы в тарифах.

За то, что государственным и местными бюджетами не были своевременно и в повновму объеме профинансированы субвенции и субсидии в виде компенсации разницы между ценами закупки импортированного газа и его реализации ТКЭ и потребителям, теплоснабжающие предприятия не смогли вовремя и в полном объеме уплатить за потребленный природный газ. Как результат - на ноябрь 2013 года общий долг предприятий теплоэнергетики составляет 17 млрд грн, из которых 15,9 млрд грн - долг за газ, использованный для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, еще 1,1 млрд грн - для производства электроэнергии, информирует «Интерфакс-Украина». Такая задолженность предприятий ТКЭ обусловила просрочки по оплате за поставленный «Газпромом» из Российской Федерации природный газ. 29 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Украина не оплатила поставки газа за август, задолжав 882 млн долл.

В ответ на такое заявление российских партнеров Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий сообщил, что одним из источников погашения долга НАК «Нафтогаз Украины» перед российским «Газпромом» за поставленный природный газ будет взыскание задолженности с предприятий коммунальной теплоэнергетики.

На специальном правительственном заседании Николай Азаров дал главам областных государственных администраций поручение принять все необходимые меры относительно погашения задолженности за потребленный газ и пригрозил им увольнением в случае невыполнения этого поручения.

Местные чиновники слишком бодро взялись за выполнение поручений председателя правительства, и сентябрьского распоряжение о сокращении расходов и субвенций из государственного бюджета, и октябрьского по погашению долгов за потребленный природный газ. За ноябрь месяц предприятия теплокоммунэнерго потерпели столько внеплановых мероприятий проверок со стороны прокуратуры, милиции, налоговиков, государственной финансовой инспекции, сколько не терпели в течение последних двух лет. При чем методы, которыми осуществляются эти проверки, иначе как «государственным рэкетом» не назовешь.

Какие последствия?

Уже седьмой месяц подряд ревизоры Государственной финансовой инспекции в Житомирской области безосновательно требуют от должностных лиц одного из районных теплокоммунэнерго уменьшить заявленную в расчете по разнице в тарифах сумму субвенции на погашение разницы в тарифах по 2012 год на 1,2 млн. грн., которую они должны получить в этом году, или вернуть эту сумму в бюджет живыми деньгами, хотя существуют решения апелляционных инстанций о неправомерности такого требования. Несмотря на это, ГФИ в Житомирской области обращается в прокуратуру и СБУ, постоянно открываются новые и новые уголовные производства, оказывается давление на руководителя предприятия.

Читайте также: Как преодолеть безденежье отрасли ЖКХ?

Такое же безосновательное требование о возврате излишне полученных субвенций на сумму 600 тыс. грн. живыми деньгами в бюджет поставили перед одним из районных теплокоммунэнерго Львовской области сотрудники ОГСБЭП, хотя актом ревизии государственной финансовой инспекции, которая осуществляла проверку за два месяца до того никаких нарушений найдено не было.

В ноябре ко всем без исключения районных теплокоммунэнерго Днепропетровской области посетили с допросами работники областного управления СБУ, которые допрашивали в качестве свидетелей руководителей и главных бухгалтеров предприятия на предмет законности открытия ими счетов после открытия исполнительного производства по взысканию долгов за потребленный природный газ перед НАК «Нафтогаз Украины» и не соблюдения ими знаменитой постановления КМУ № 1052 по распределительных счетов.

В Полтавской области государственные исполнители одного из районных отделов государственной исполнительной службы вдруг «вспомнили» про исполнительное производство о взыскании задолженности в пользу НАК «Нафтогаз Украины» через 7 лет после его открытия и пытались наложить арест и описать имущество теплокоммунэнерго, которое совсем не отвечает за долги предприятия, что действовало семь лет назад.

Также ревизоры Государственной финансовой инспекции в Полтавской области считают, что вправе требовать от коммунальных предприятий расторжения заключенных уже договоров о выполнении работ по реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения лишь на том основании, что ими обнаружены процедурные нарушения осуществление конкурсных торгов, для них не существует нормы ст. 205 - 215 Гражданского кодекса Украины, которые указывают на то, что договор как двусторонняя сделка может быть признана недействительной и расторгнут только в судебном порядке.

Итак, через непутевые и непрофессиональные действия экономического блока правительства коммунальщики в очередной раз попали, что называется «в просак». Есть ли выход из этого? Есть, но он не очень нравится власти перед выборами - 2015: привести тарифы до экономического обоснованного уровня, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет, ведь необходимость в субвенциях и субсидиях тогда отпадет, и осуществить децентрализацию рынка выработки тепловой энергии.

 
Комментарии (1)
Sergiy
04 декабря 2013 г. 09:31
Тарифи на енергоносії та воду давно мали б бути економічно обгрунтовані. В такому разі запрацювали б всі стимулюючї механізми та активізувалася інвестдіяльність в сфері теплопостачання та водопостачання що призведе до зменшення собівартості.Знялася б напруга з розрахунками за газ. Різницю в тарифах мають отримувати виконавці комунальних послуг та субсидії, пільги - споживачі послуг, для яких використовуються теплова енергія та вода.Не факт що навантаження на бюджет зменшится оскільки на першому етапі це буде перекладання різниці в іншу кишеню. Хоча така можливість є- це облік в будинках та квартирах,механізм законодавчий ЕСКО,ріст доходів населення та інше.