Ипотека вне закона

Порядок и механизм выплаты компенсаций процентных ставок по ипотечным кредитам утвержден постановлением правительства № 343.

Верховная Рада вчера приняла во втором чтении проект закона № 10557 «О реализации социальных инициатив Президента Украины относительно удешевления стоимости ипотечных кредитов». Принятие такого документа обусловлено необходимостью предусмотреть в государственном бюджете защищенную статью расходов, которые будут направлены на реализацию государственной программы удешевления ипотечных кредитов.

Определено также, что финансирование объектов незавершенного строительства, которое осуществляется по бюджетным программам, которые предусматривают предоставление гражданам государственной поддержки для строительства или покупки жилья, может осуществляться путем заключения между заказчиками строительства (собственниками, управляющими) и гражданами договоров купли-продажи имущественных прав. Документом также внесены изменения в Земельный кодекс, согласно которым право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли. 

Читайте также: Строительные казусы новостроек

Как ранее сообщала «У.К.», порядок и механизм выплаты компенсаций процентных ставок по ипотечным кредитам утвержден постановлением правительства № 343. Согласно документу, для того, чтобы украинцы могли улучшить жилищные условия, им не нужно вставать в очередь, а доход потенциального заемщика и членов его семьи не должен превышать 30-40 тыс. грн. Вчера постановлением № 598 правительство либерализовал условия предоставления ипотечных кредитов. А именно: планируется снизить обязательный собственный взнос заемщика с 25% до 10%, а также осуществлять частичную компенсацию процентов непосредственно банкам, а не заемщикам. Последнее означает, что заемщик будет платить банку не 16% годовых, а лишь 3%, остальные 13% будут получать непосредственно банк. На сегодня изъявили желание взять ипотечный кредит по этой программе 7,5 тыс. граждан, застройщиками предложено 4,7 тыс. квартиры, и уже заключены 72 договора. 30 млн грн уже направлены в регионы, профинансировано 14 кредитов на общую сумму свыше 4,6 млн грн, из них 9 в Киеве и 3 в Крыму. Всего на этот год на финансирование программы предусмотрено 1 млрд грн. бюджетных средств. При этом министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк ранее заявлял, что бюджетный запрос ведомства на реализацию программы на 2013 год будет составлять 2 млрд грн.

Рассмотрение законопроекта № 10557 в парламенте вчера проходило очень быстро. «К вашему рассмотрению предлагается проект Закона о реализации социальных инициатив Президента Украины относительно удешевления стоимости ипотечных кредитов, который был принят 22 июня этого года в первом чтении, - заявил с трибуны парламента председатель Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник. - В комитет поступило 29 предложений, 16 из которых учтены, 2 учтены редакционно, остальные отклонены. Доработанным законопроектом четко установлено, что компенсация процентов по кредитам, полученным гражданами на строительство, реконструкцию или приобретение жилья, осуществляется согласно порядку удешевления стоимости ипотечных кредитов, установленным Кабинетом Министров. Это позволит работать механизмам удешевления ипотечных кредитов, которые не требуют урегулирования на уровне закона».

Читайте также: Государственная ипотека трещит по швам

На отклоненных поправках парламентарии долго не задерживались, правда председательствующий Адам Мартынюк отметил: «Хотя здесь есть замечания Главного юридического управления о том, что законопроект требует доработки и даже внесения на повторное второе чтение... Я ставлю на голосование предложение комитета принять во втором чтении и в целом как закон». Таким образом законопроект № 10557 поддержали 256 народных депутатов, которые фактически проигнорировали замечания юристов парламента.

Между тем в Главном юридическом управлении Рады считают, что, во-первых, законопроект подготовлен с нарушениями. В частности, юристы считают, что законопроект требует от государства выполнения обязательств, касающихся граждан, которые получили соответствующие кредиты, и эти обязательства относятся в зависимости от будущих решений относительно закона «О государственном бюджете». «Указанное противоречит ч.2 ст 95 Конституции Украины, согласно которой исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов», - отмечают эксперты управления.

Кроме того, по по мнению специалистов, законопроект противоречит нормам Земельного Кодекса. А именно: предложенная в проекте новая редакция ст. 8 закона «Об аренде земли», в частности относительно отчуждения арендатором с согласия арендодателя другим лицам права аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, предоставленного для строительства жилого дома, внесения его в уставный капитал не согласуется с требованиями части третьей ст. 102 Земельного кодекса. Согласно этой статьи право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности не может быть отчуждено ее землепользователем другим лицам (кроме случаев перехода права собственности на здания и сооружения), внесено в уставный капитал, передано в залог. Учитывая, что внесение изменений в эту статью законопроектом не предусмотрено, в дальнейшем указанное создаст правовую коллизию.

Читайте также: Ипотека споткнулась об регионы

Но на этом нарушения не закончились. Юристы уверены, что при подготовке к законопроекту не было обеспечено соблюдения отдельных положений Бюджетного кодекса, согласно которым законы Украины или их отдельные положения, которые влияют на показатели бюджета (уменьшают поступление бюджета и/или увеличивают расходы бюджета) и принимаются после 15 июля года, предшествующего плановому, вводятся в действие не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым. «Указанное не соответствует предмету правового регулирования проекта, поскольку исключение указанного объекта из соответствующего перечня, по нашему мнению, не способствует ипотечному кредитованию. Законопроект нуждается в существенной доработке и внесению на повторное второе чтение», - указано в окончательном заключении юридического управления. Но, несмотря на рекомендации юристов, парламентарии поспешили с принятием документа, чтобы успеть до завершения текущей сессии.

Юристы компании «БЛЕЙХМАН И СЫНОВЬЯ» предлагают квалифицированную помощь в спорах между работником и работодателем. Детальнее на bleyhman.ru. Полное сопровождение и защита в суде.

 
Комментарии (3)
Андрій Осадчий1
06 июля 2012 г. 08:08
То все фігня, шо говорять юристи та пиши Головне юридичне управління апарату Верховної Ради України. Головне - вибори 28 жовтня 2012 року. Головне - пообіцяти виборцям якусь нереальну фігню, промити мізки їм цією фігньою по телеку, обіцяючи мо манною небесною забезпечити кожного житлом, тихесенько прийняти постанову, в якій записати казна-що, абсодютно нереальні речі, які суперечать всьому, чому можна, для того щоб в 2013 році при складанні бюджету сказати вибачте але програма суперечить бюджетному кодексу, земельному кодексу та всім законодавчим актам та покласти її на доопрацювання. До наступних виборів...
Андрій Осадчий2
06 июля 2012 г. 08:15
А потім, коли банки почнуть виселяти громадян з квартир, бо держава не зможе тягнути на собі такий тягар, маючи державний борг в сумі $60,25 млрд, а вони мають таке право згідно ст. 109 Житлового кодексу УРСР, який ще діє - держава скаже, що громадяни самі винуваті, бо не разрахували свох статки для погашення повної відсоткової ставки. отже підтвердяться слова Вілла Роджерса, що після виборів і після одруження рідко отримуєш те, чого прагнув.
Андрій Осадчий2
06 июля 2012 г. 08:21
взагалі то у нас прийнято ще з 1917 року, коли більшовики здійснили повалення царизму, керуватися не принципом верховенства права і дотримання законності, а політичною доцільністю та революційною свідомістю, революційним законом. Звичайно, якщо на кону стоять депутатські мандати та рейтинг партії влади, який вже менше 15%, а також крісло міністра після виборів, то можна в принципі плювати на винсовки Головного юридичного управління Верховної ради України. Головне - щоб електорат "схавав" чергову нереальну фішку