ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуПроблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 10

Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 10

ИА «Украина Коммунальная» продолжает цикл еженедельных публикаций в формате вопрос-ответ, в рамках которых наши эксперты дают квалифицированные ответы на запросы читателей об актуальных проблем и вопросов в сфере ЖКХ
Новости по теме

На этой неделе на вопросы отвечает эксперт ИА «Украина Коммунальная» Андрей Осадчий.

Вопрос 1. Федоринов Павел Борисович
Согласно Закону «Об ОСМД» члены объединений не только являются собственниками своих квартир, но совладельцами неделимого имущества (вспомогательных помещений, конструктивных элементов дома, технического оборудования дома, и др.) и общего имущества (части вспомогательных помещений жилого комплекса!), Т.е. они являются совладельцам всего жилого комплекса. Руководство Управления городского жилищно-коммунального хозяйства Макеевского городского совета утверждает, что дома, в которых созданы ОСМД, продолжают относиться к собственности общины города. Как это соответствует нормам закона «О собственности»?

Ответ эксперта:
Уважаемый Павел Борисович! Прежде чем отвечать на Ваш вопрос, позволю себе провести некоторый юридический «ликбез». Дело в том, что Закон Украины «О собственности» утратил силу согласно Закону Украины № 997-V от 27.04.2007 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины в связи с принятием Гражданского кодекса Украины». Таким образом, единственным законодательным актом Украины, регулирующим вопросы собственности в Украине с 27.04.2007 года, является Гражданский кодекс Украины (435-IV), а именно ст. 324-327 настоящего Кодекса, которые выделяют право частной собственности, право государственной собственности и право коммунальной собственности, что полностью соответствует ст. 41 Конституции Украины, в которой закреплено, что право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом.

Теперь по существу заданного Вами вопроса. Согласно ст. 11 Закона Украины № 2866-III «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» объединение после приобретения статуса юридического лица может:
• принять на собственный баланс весь жилой комплекс;
• по договору с предыдущим собственником оставить его балансодержателем всего жилого комплекса или его части;
• заключить договор с любым юридическим лицом, устав которого предусматривает возможность осуществления такой деятельности, о передаче ему на баланс всего жилищного комплекса или его части.
Норма этой статьи является диспозитивной по своей сути, то есть предусматривает право выбора ОСМД в вопросе, каким образом осуществлять свою дальнейшую деятельность: или брать на свой баланс жилой комплекс, или оставить балансодержателем ЖЭК или другую обслуживающую организацию, которая обслуживала дом к созданию ОСМД.

В случае взятия на баланс жилого комплекса самым ОСМД осуществляется соответствующая процедура приема-передачи дома, составляются соответствующие акты и другие передаточные документы, меняется форма собственности на жилой комплекс из коммунальной в частную общую совместную собственность без определения отдельных частиц.

В случае оставления ОСМД предыдущего собственника балансодержателем всего жилого комплекса или его части, форма собственности не меняется, остается коммунальной.
Решение о том или ином варианте деятельности ОСМД принимается либо правлением ОСМД, или решением общего собрания ОСМД в зависимости от содержания Устава.

Согласно ст. 14 Закона Украины № 2866-III «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» Вы как владелец-участник объединения вправе получать в установленном порядке информацию о деятельности объединения, т.е. Вы можете получить информацию от председателя правления Вашего ОСМД, или принимало на свой баланс ОСМД дом, где Вы живете, или дом остался в коммунальной собственности города. Во всяком случае, если балансодержателем является Управление городского жилищно-коммунального хозяйства Макеевского городского совета, то это совершенно не противоречит законодательству Украины.
 
Вопрос 2. Гость
Здравствуйте! В связи с неоднозначным толкованием Законодательства Украины Правлением ЖСК и жильцами дома (члены ЖСК и собственники квартир), прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1. Распространяется ли законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг на ЖСК в части порядка обсуждения, утверждения и применения тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий?

2. Можно ли начислять оплату за услуги по содержанию домов и придомовых территорий без утверждения тарифов органами местного самоуправления?

3. Допускается ли в ЖСК предоставление услуг по содержанию домов и придомовых территорий без заключения договоров?

4. C кем должен быть заключен договор на холодное водоснабжение, если оплата за него осуществляется на счет ЖСК? Заранее благодарен за ответ.

Ответ эксперта:
Отвечая на Ваш вопрос, сначала хотелось бы отметить, что деятельность ЖСК направлена
на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, т.е. является самообеспечением. Распоряжение и использование средств в ЖСК осуществляется на основании устава и утвержденной общим собранием сметы доходов и расходов. Законодательством Украины предусмотрено государственное регулирование цен на жилищно-коммунальные услуги. Согласно ст. 14 Закона от 24.06.04 г. N 1875-IV жилищно-коммунальные услуги делятся на следующие группы:

первая группа- жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;

вторая группа- жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий относятся ко второй группе и предоставляются в соответствии с утвержденным (согласованным) решением органа местного самоуправления тарифа (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 20.05.09 г. № 529, далее - Порядок № 529) .
Но ЖСК не является исполнителем жилищно-коммунальных услуг, а потому, ссылаясь на законодательную базу, видим, что они не могут иметь тарифов, тем более согласовывать взносы на содержание домов и придомовых территорий с кем-либо, кроме общего собрания своих членов.

Ст. 1 Закона от 10.07.03 г. N 1087-IV «О кооперации» определяет понятие «членский взнос» как невозвратный денежный взнос, который периодически уплачивается членом кооперативного объединения для обеспечения текущей деятельности кооператива. А также определяет понятие «целевые взносы», «вступительные взносы». Кроме того, ст. 37 этого Закона четко определена запрет вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в финансово-хозяйственную и иную деятельность кооперативных организаций, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. А согласование взносов в ЖСК не является прямой нормой законодательства.

Средства ЖСК хранятся на счетах в банковских учреждениях и используются исключительно по их назначению, то есть являются целевыми. Перечень и размеры обязательных платежей на обслуживание дома и придомовой территории, ремонт неделимого и общего имущества, а также порядок их уплаты устанавливается в соответствии с уставом ЖСК. Взносы уплачиваются жителями на банковский счет ЖСК, согласно их уставам.

При составлении сметы доходов и расходов в домах ЖСК необходимо учитывать такие вещи, как: степень износа здания, необходимость текущего и капитального ремонта, стоимость договоров (освещение мест общего пользования, вывоз мусора, обслуживание лифтов и т.д.), изменения законодательства в налогообложении, размере оплаты труда, социальных взносов, возможность дополнительного поступления средств из других источников финансирования и прочее.
Перечень расходов устанавливается по решению общего собрания. Но такой перечень должен включать расходы, осуществление которых обязательно с учетом Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Госжилкоммунхоза от 17.05.05 г. № 76.

Если ЖСК является коллективным заказчиком жилищно-коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, электроэнергии, теплоснабжения, а судя по вопросу, то в Вашем случае так и есть, то соответствующие договоры заключаются между ЖСК и производителями услуг.

От редакции:
Уважаемые пользователи портала ИА «Украина Коммунальная»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам ранее, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.

Все публикации цикла «Спрашивайте – мы объясним» читайте здесь .

Если вы хотите построить баню или пристройку и для вас не важен внешний вид пиломатериала, вы можете приобрести необрезную доску на сайтеhttp://www.dneprles.com.ua/pilomaterialy/doska-neobreznaya. Хорошее качество, приемлемая цена.

 
Комментарии (0)