ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуПроблемы с коммуналкой? Спрашивайте - мы объясним. Выпуск 11

Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте - мы объясним. Выпуск 11

ИА «Украина Коммунальная» продолжает цикл еженедельных публикаций в формате вопрос-ответ, в рамках которых наши эксперты дают квалифицированные ответы на запросы читателей об актуальных проблем и вопросов в сфере ЖКХ.
Новости по теме

На этой неделе на вопросы отвечает эксперт ИА «Украина Коммунальная» Андрей Осадчий.

Вопрос 1. Гость

Нуждается постановление КМУ № 869 (которое фактически отменяет постановление № 529) при разработке тарифа на «Услуги по содержанию домов сооружений и придомовых территорий», уменьшение количества услуг по желанию жильцов дома, если нет, то какие правовые основания?

Ответ эксперта:

Согласно этому новому Порядку формирования тарифов Тариф на услуги рассчитывается отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей услуг, фактически должны предоставляться для обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом перечня услуг согласно приложению к настоящему Порядку.

С собственниками (нанимателями) квартир (жилых помещений в общежитии) и владельцами, арендаторами нежилых помещений в жилом доме (общежитии) заключается договор о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Услуги предоставляются с учетом установленного решением органа местного самоуправления тарифа, его структуры, периодичности и сроков предоставления услуг. Копия такого решения является неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг.

Информация о перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, их стоимость, структуру тарифа, его изменение с обоснованием ее необходимости доводится до сведения потребителей в порядке, утвержденном Минрегион.

В таких нововведениях есть положительный для потребителей момент - тариф рассчитывается ЖЭКом отдельно по каждому дому, а это значит, что согласно Закону Украины «О принципах государственной регуляторной политки в сфере хозяйственной деятельности» прежде чем утвердить тариф городской совет или исполком совместно с ЖЭКом должны провести общественные слушания в каждом отдельном доме, это позволит потребителям внести предложения по защите своих прав.

Но есть момент и негативное. Опять органа местного самоуправления предоставлено право при утверждении тарифов ЖЭКам отступать от Типового перечня услуг, утвержденного Кабмином и не включать отдельные услуги в структуру тарифа, учитывая или экономическое, или политической целесообразности. Здесь уже потребитель никаким образом повлиять на решение горсовета или исполкома не сможет.

Вопрос 2. Гость

Для того, чтобы жители домов ЖСК получали субсидии, кто должен (кроме общего собрания собственников квартир), утверждать взносы (тарифы) по квартплате в ЖСК?

Ответ эксперта:

ЖСК не является исполнителем жилищно-коммунальных услуг, а потому ссылаясь на законодательную базу видим, что они не могут иметь тарифов, тем более согласовывать взносы на содержание домов и придомовых территорий с кем-нибудь, кроме общего собрания своих членов.

В. 1 Закона от 10.07.03 г. N 1087-IV «О кооперации» определяет понятие «членский взнос» как невозвратный денежный взнос, который периодически уплачивается членом кооперативного объединения для обеспечения текущей деятельности кооператива. А также определяет понятие целевые взносы, вступительные взносы.
Перечень расходов устанавливается по решению общего собрания. Но такой перечень должен включать расходы, осуществление которых обязательно с учетом Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Госжилкоммунхоза от 17.05.05р. № 76.

Кроме того, ст. 37 этого Закона четко определена запрет вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в финансово-хозяйственную и иную деятельность кооперативных организаций, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Итак, согласования взносов в ЖСК не является прямой нормой законодательства.

Вопрос 3. Гость

Что делать если «Жилкомсервис» в Харькове 2 года отказывается чистить канализацию в подвале, мотивируя что надо менять трубу, а трубу не меняют потому-что у них на это нет денег?

Ответ эксперта:

В случае непредоставления или предоставления услуг Исполнителем ненадлежащего качества потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.. Это право гарантировано ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

В частности, Представитель исполнителя должен явиться по вызову потребителя для подписания акта-претензии не позже чем в течение двух рабочих дней. В случае неприбытия представителя исполнителя в определенный этим договором срок или необоснованного отказа от подписания акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух других потребители. Акт-претензия подается исполнителю, который решает в течение трех рабочих дней вопрос о проведении перерасчета платежей или предоставляет потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий. Споры между сторонами разрешаются путем переговоров или в судебном порядке.

Вопрос 4. Гость

Добрый день! Скажите пожалуйста! Мой дом обслуживает ЖЭК. Я проживаю на 9 этаже в киевской многоэтажке. Утром и вечером в будние дни всегда нет воды, слышно только как воздух идет из кранов. На выходные вода есть, но напора нет. Раньше такого не было. Как правильно обратиться в ЖЭК, чтобы они оперативно наладили нормальную подачу воды, хотя бы утром и вечером подавали больший напор воды? Ведь они знают об этой проблеме, потому что другие жильцы уже обращались?

Ответ эксперта:

Чтобы избежать лишних расходов на оплату услуг по водоснабжению первое, что нужно сделать - это поставить счетчики холодной и горячей воды, так Вам прекратят начислять по нормативным потреблением. Во-вторых, согласно ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» Вам гарантировано право вызвать представителя водоснабжающей организации для составления и подписания акта-претензии, которая будет основанием для перерасчета оплаты за некачественно предоставленные услуги, ведь Абзацы первый и второй п. 7 Порядка проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.02.2010 года № 151, обязывают провести производителя / исполнителя услуг по централизованному холодного водоснабжения перерасчет при наличии перерывов в круглосуточном централизованном снабжении холодной воды продолжительностью более 6 часов в сутки.

Вопрос 5. Гость

Возможно, согласно новому порядку формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденного постановлением КМУ от 01.06.2011 № 869, который содержит некоторые изменения и новые требования Налогового кодекса Украины, утверждать коммунальным предприятиям, которые являются совместной собственностью территориальных громад области (не является лицензиатами НКРКУ) новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги: по водоснабжению и водоотведению, по централизованному отоплению и снабжению горячей воды путем корректировки составных частей структуры этих тарифов: увеличение стоимости энергоносителей и роста заработной платы. Возможно ли корректировка более, чем одной статьи?

Ответ эксперта:

Механизм корректировки тарифов на услуги вводится в случае, когда в течение срока действия таких тарифов меняются ставки налогов и сборов (обязательных платежей), уровень заработной платы у исполнителя в соответствии с законодательством, генеральным и отраслевым соглашениям, цены (тарифы) на топливно-энергетические и материальные ресурсы.

Корректировке подлежат лишь составляющие расходов, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения (уменьшения), что будет способствовать обеспечению экономической обоснованности и прозрачности внедрения механизма корректировки тарифов на услуги. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность корректировки сразу по нескольким составляющим.

Формально ничего не мешает Вам корректировать свои тарифы, если бы не одно но ... Форма собственности у Вашего предприятия - общая собственность сел, поселков, городов области, то есть деятельность Вы свою осуществляете на нескольких административных территориях, а согласно письму НКРЭ от 17.09.2010 года « о распределении обязанностей »коррекции тарифов на услуги таких предприятий осуществляется НКРЭ (НКРРКУ).

От редакции:

Уважаемые пользователи портала ИА «Украина Коммунальная»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам ранее, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.

Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь .

 
Комментарии (0)