ГлавнаяКоммунальный кодексАналитикаПроект Кодекса ЖКХ повергся первой критике

Проект Кодекса ЖКХ повергся первой критике

«Украина Коммунальная» продолжает общественное обсуждение концепции Жилищно-Коммунального Кодекса Украины. Специалисты уже выявили ряд недостатков в проекте нового унифицированного закона и предоставили свои предложения

В рамках начатой ​​на прошлой неделе на страницах ИА «Украина Коммунальная» дискуссии по проекту нового единого отраслевого закона, мы публикуем мнение специалиста по юридическим вопросам экспертного совета нашего издания Андрея Осадчего. Напоминаем, что возведение нормативно-правовой базы в единый Кодекс, вызвано правовыми коллизиями, возникающими в связи с дублированием многих норм. По заказу Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, проект нового документа разработали в ОО «Институт социально-экономических стратегий». С текстом проекта можно ознакомиться здесь.

Предложения и замечания

П. 1.2. «Товары, которыми могут оперировать субъекты рынков в жилищно-коммунальной сфере, и другие термины в жилищно-коммунальной сфере»

Разработчиком отчета предлагается для внедрения в жизнь и осуществление в законодательство Украины следующего варианта определения характеристик товара «вода»:

- Холодная (определяется по температурным показателям; является товаром);

- Горячая (определяется по температурным показателям; является товаром);

- Питьевая (рассматривается только та, которая поставляется водопроводными сетями; определяется качественными характеристиками - соответствие государственным стандартам на питьевую воду; является товаром);

- Водопроводная (определяется по технической характеристике - передача водопроводными сетями; может быть питьевой случае соответствия ее качественных характеристик государственным стандартам на питьевую воду; является товаром);

- Сточная (определяется по технической характеристике; не является товаром).

Учитывая указанное, термин «вода» разработчиком предлагается определить следующим образом:

Вода - товарная продукция, которая подается потребителям с помощью нецентрализованных или присоединенных централизованных систем водоснабжения.

Водопроводная вода - вода, подаваемая потребителям присоединенным сетям (магистральные и распределительные сети систем централизованного водоснабжения) и не используется для питья, приготовления пищи, других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции.

Питьевая вода - вода, состав которой по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, паразитарным и радиационным показателям отвечает требованиям государственных стандартов и санитарного законодательства и используемая для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, для производства пищевой продукции.

Согласно ГСанПиН 2.2.4-171-10 «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» вода питьевая, предназначенная для потребления человеком (питьевая вода) - вода, состав которой по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, паразитарным и радиационным показателям отвечает требованиям государственных стандартов и санитарного законодательства (из водопровода - водопроводная, фасованная, из бюветов, пунктов разлива, шахтных колодцев и каптажей источников), предназначенная для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных нужд населения, а также для производства продукции, что требует использования питьевой воды.

Как видим, этот ГСанПиН 2.2.4-171-10, который пришел на смену ГОСТ «Вода питьевая», который был разработан еще в 1982 году, определяет как аксиому, что из водопровода должна подаваться питьевая вода, которая является водопроводной, т.е. не предвидится существование одновременно питьевой и водопроводной воды.

Кроме этого, разделение воды на питьевую и водопроводную противоречит Директиве Европейского Союза № 98/83/EC «О качестве питьевой воды». В европейском праве и настоящей Директиве в частности, указано, что «водой, предназначенной для использования человеком, является любая вода в исходном состоянии или после специальной обработки, признана для питья, приготовления пищи или других внутренних потребностей, независимо от ее происхождения: подача в распределительные сети, или танкера, в бутылках или других емкостях». Итак, директива 98/83/EC четко определяет, что вся питьевая вода должна быть одинакового качества.

К тому же разработка отдельных ДСанПиН по водопроводной воды повлечет за собой значительные материальные затраты из государственного бюджета, на это потребуется очень много времени и человеческих ресурсов. Кроме этого, для того, чтобы определить вода питьевая или водопроводная, нужно создать четкий механизм мониторинга качества воды по месту ее изготовления и потребления, а это повлечет за собой создание еще одного контролирующего органа, что негативно отразится на деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства .

П.1.4. «Классификация жилищно-коммунальных услуг»

Разработчиком предлагается классифицировать жилищно-коммунальные услуги по трем признакам:

1) функциональному назначению (в зависимости от особенностей функционирования тех или иных рынков);

2) правовой природой (обязательные, необязательные для потребителей);

3) порядком утверждения цен/тарифов (формирование цен/тарифов национальными комиссиями, которые осуществляют государственное регулирование в определенных сферах формирование цен/тарифов органами местного самоуправления; рыночные цены/тарифы).

Предлагается ввести следующие квалификационные группы по правовой природе услуг:

- Обязательные услуги - жилищно-коммунальные услуги, получение которых, и осуществления оплаты за которые является обязательным для потребителей: владельцев квартир в многоквартирных домах и нежилых (офисных) помещений, а также для собственников жилых и нежилых зданий;

- Дополнительные услуги - жилищно-коммунальные услуги, которые могут предоставляться по требованию потребителя по его желанию.

Предлагается отнести к обязательным такие жилищно-коммунальные услуги: централизованное отопление, водоснабжение, водоотведение, обращения с бытовыми отходами, обслуживание внутридомовых помещений, уборка придомовой территории, техническое обслуживание лифтов (при наличии), обслуживание систем диспетчеризации, техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымовентиляционных каналов.

Однако, разработчиком не учтены те обстоятельства, что жилищно-коммунальные правоотношения являются по своей правовой природе гражданскими, то есть урегулированы нормами гражданского законодательства общественными отношениями личного неимущественного и имущественного характера. их участниками являются любые субъекты права: государство, территориальные общины, юридические лица, граждане. Все они в гражданских правоотношениях выступают как самостоятельные, имущественно обособленные, юридически равны между собой. Ни один из участников гражданских правоотношений не имеет преимуществ в правах и обязанностях только на основании своего социального статуса, места, которое занимает в обществе. Гражданин, научное учреждение, частное, государственное или коммунальное предприятие, налоговая администрация, орган внутренних дел - все эти и другие субъекты, если они являются участниками гражданских правоотношений, имеют равные права и обязанности.

Большинство гражданских правоотношений возникают по инициативе их участников, которые самостоятельно решают, в какие именно гражданские правоотношения (например, договорные отношения) и с какими субъектами поступать. И только в результате стихийного бедствий или причинения вреда другому лицу гражданские права и обязанности могут возникать независимо от желания участников (или одного из них).

Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Украины, общие основы гражданского законодательства определяют недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека; недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией, свобода договора, свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом; судебная защита гражданского права и интереса, справедливость, добросовестность и разумность.

Обязательными для физического или юридического лица являются лишь услуги, которые предоставляются органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно ст. 2 Закона Украины «Об административных услугах», в перечень государственных (публичных) услуг жилищно-коммунальные услуги не включены.

Да и о какой обязательности получения жилищно-коммунальных услуг можно говорить, если само государство дает право потребителю отказаться от жилищно-коммунальных услуг? Имеется в виду п. 24 постановления КМУ № 630 от 21.07.2005 года «Потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды».

П. 1.7. «Права и обязанности субъектов рынков в жилищно-коммунальной сфере»

Разработчиком не охвачен целый пласт отношений, взаимных прав и обязанностей между потребителями коммунальных услуг и производителями (исполнителями) этих услуг.

В частности, с момента утверждения Постановления КМУ № 630 от 21.07.2005 года, коммунальные предприятия фактически потеряли право прекращать предоставление услуг физическим лицам при наличии у последних задолженности за потребленные услуги.

П. 23 Правил № 630 предусмотрено лишь положение о том, что за несвоевременную оплату услуг потребитель уплачивает пеню в установленных законом и договором размерах.

Отсутствие у коммунального предприятия права прекратить предоставление услуги потребителю-должнику противоречит требованиям действующего законодательства Украины, в частности ст. 594 Гражданского кодекса Украины, которая предоставляет кредитору право удержания товара (работы, услуги), в случае нарушения другой стороной своих обязательств и существенно влияет на состояние и эффективность претензионно-исковой работы коммунального предприятия.

К тому же, другими нормативно-правовыми актами, в частности, Правилами приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины (приказ Госстроя Украины № 37 от 19.02.2002 года, которым водоканалам предоставлено право отключать предприятия (юридические лица и физические лица - предприниматели) от сетей водопровода и канализации после письменного предупреждения в случае отсутствия договора или уклонении от заключения или продления (перезаключения) договора; неоплаты или несвоевременной оплаты услуг водоотведения; невыполнение предприятиями условий договора, Правил и мероприятий по нормализации качества и режима сброса сточных вод.

Целесообразно вернуть такое право коммунальным предприятиям применять к физическим лицам - должников.

П. 1.9. «Основные принципы тарифной политики»

Разработчиком предлагается на законодательном уровне запретить установление тарифов, которые не покрывают эксплуатационную себестоимость производства товаров (оказания услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Согласно Конституции Украины (ст. 19), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

В действующем законодательстве, в частности в ст. 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», уже содержится запрет на установление тарифов, которые не возмещают экономически обоснованных расходов на производство коммунальных услуг, и коммунальные предприятия наделены правом в судебном порядке добиваться утверждения тарифов, которые возмещают себестоимость выработки услуг. Однако, эта норма фактически «юридически мертвой», поскольку судебные споры сопровождаются административным давлением, поэтому суды не удовлетворяют не многочисленные иски коммунальных предприятий.

Для того, чтобы вдохнуть жизнь в эту норму, заставить ее работать на пользу коммунальщиков, нужно предложить внести изменения в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях, и установить уголовную ответственность должностных лиц НКДРКП или ОМС за заведомое установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые не возмещают эксплуатационных расходов предприятия. А также установить административную ответственность должностных лиц НКДРКП или ОМС за умышленное затягивание процедуры установления тарифов или препятствование коммунальному предприятию собирать и сдавать необходимые документы.

 

 
Комментарии (0)