ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифы будут защищать в суде

Тарифы будут защищать в суде

Парламентарии пытаются избавиться от проблем, связанных с задолженностью предприятий отрасли ЖКХ, которые возникли в связи с тем, что действующие тарифы не покрывают себестоимость жилищно-коммунальных услуг

Парламентарии пытаются избавиться от проблем, связанных с задолженностью предприятий отрасли ЖКХ, которые возникли в связи с тем, что действующие тарифы не покрывают себестоимость жилищно-коммунальных услуг. Для этого предлагается запретить властям устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня. Предприятия ЖКХ получат право обжаловать их в судебном порядке и требовать компенсацию из местного бюджета.

Депутаты предлагают на законодательном уровне запретить установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже экономически обоснованных затрат. Также народные избранники намерены обязать местные органы власти включать в расходы местных бюджетов компенсацию разницы тарифов при установлении тарифов ниже экономически обоснованных затрат. Об этом говорится в законопроекте № 10368, которым предлагаются изменения к действующему законодательству, относительно регулирования деятельности субъектов хозяйствования в сфере коммунальных послу. В частности, документом, внесенным народным депутатом Игорем Глущенко (фракция Партии регионов), предусматриваются изменения в законы Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», «О теплоснабжении» и «О питьевой воде и питьевом водоснабжении».

Важнейшей является норма законопроекта, которой не допускается и может быть обжаловано в суде установление тарифов ниже размера экономически обоснованных затрат с учетом предельного уровня рентабельности без соответствующего возмещения. Кроме того, документом определяется, что в расходы обязательно включается инвестиционная составляющая. Местные органы власти должны обеспечить включение в расходы соответствующего местного или государственного бюджета суммы компенсации такой разницы на соответствующий бюджетный период.

Напомним, что 17 апреля Президентом Виктором Януковичем были подписаны изменения в госбюджет 2012 года, которые предусматривают дополнительную субвенцию местным бюджетам в размере 4,5 млрд грн на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги централизованного водоснабжения и водоотведения. В прошлом году на погашение тарифной разницы было предусмотрено 3,6 млрд грн. Следует отметить, что ежегодная субвенция позволяет городам только рассчитаться за прошлогодние долги. Но существование тарифов ниже экономически обоснованных расходов приводит к накоплению предприятиями новых долгов за газ и электроэнергию. По состоянию на 1 февраля кредиторская задолженность предприятий отрасли за потребленный природный газ составляет 10,2 млрд грн, за электроэнергию – 3,9 млрд грн.

Читайте также: Вода в долговой яме

Однако в Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, утверждают, что этот законопроект регулятором пока не согласован. «Ни один законопроект, касающийся сферы водоснабжения, водоотведения или теплоснабжения, не должен вноситься без согласования Комиссией. Только так можно обеспечить системность преобразований, с одной стороны, и целостность процесса реформ с другой. Но наша Комиссия пока не имеет права законодательной инициативы, - сообщил «У.К.» глава Нацкомуслуг Валерий Саратов. - Что касается конкретного законопроекта, так там есть предложения Комиссии, которые нарабатывались в рамках выполнения задач Программы экономических реформ на 2010 – 2014 годы. Но окончательная редакция законопроекта согласована с Комиссией не была, и в тексте есть неточности и несоответствия другим нормативно-правовым актам, которые продолжают действовать. Сейчас специалисты Комиссии работают над пакетом соответствующих предложений и замечаний».

Указанный законопроект – не единственный способ навести порядок в оплате за энергоносители. Вместе с повышением тарифов, которое, скорее всего, произойдет в случае реализации законопроекта, государство возвращается к начислению пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Ведь по состоянию на февраль население уже накопило 13,7 млрд грн долгов. В случае роста тарифов из-за неспособности населением самостоятельно платить за полученные жилищно-коммунальные услуги появляется большая вероятность увеличения расходов госбюджета на субсидии и льготы. В 2012 году в Госбюджете на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотрено 7,3 млрд грн.

Таким образом нынешняя сумма расходов госбюджета на погашение задолженности по разнице в тарифах и предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату ЖКУ составляет 11,8 млрд грн, что по сути является дотацией со стороны государства – в первую очередь НАК «Нафтогаз Украины».

Читайте также: В энергетике – без перемен

Этой суммы могло бы не быть, если бы все квартиры украинцев были оборудованы счетчиками на воду и отопление. Поскольку наличие приборов учета дает возможность желающим осуществить мероприятия по энергосбережению и снизить свои расходы.

Но установка счетчиков в старом жилье возможна только вместе с индивидуальными тепловыми пунктами, потому что система отопления в домах со временем становится все более разбалансированной.

Председатель ВОО «Союз собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко акцентирует внимание на несогласованности действий по установлению тарифов между Нацкомуслуг и местными органами власти. «Мы имеем системную проблему – до конца не проведена регуляторная реформа. Поскольку стоимость тепловой энергии в гигакалориях утверждает Нацкомуслуг, а установление тарифов на отопление для населения осталось в пределах полномочий местных органов власти. Надо доводить это до конца. Только в том случае, когда муниципалитеты будут устанавливать тарифы ниже обоснованных затрат, тогда они должны закладывать разницу в бюджет. Поэтому я вижу принятие закона логичным. Хотя с другой стороны, муниципалитеты могут спросить, насколько справедлива цена газа для предприятий теплоэнергетики. Необходимо использовать украинский газ и разрабатывать тарифную политику на 5 лет и постепенно повышать тарифы на газ до мирового уровня», - подчеркивает господин Кучеренко.

Но даже в случае принятия предложенной инициативы в парламенте, такой закон будет очень сложно реализовать. Если при приведении коммунальных тарифов к обоснованному уровню их придется повышать, то местные органы власти будут сдерживать этот экономический процесс. Кроме того, даже в случае исключения «политической составляющей» из тарифов, местная власть будет заинтересована в получении дотации из госбюджета.

 

Сергей Купин

 
Комментарии (3)
Андрій Осадчий3
24 апреля 2012 г. 10:07
так и сейчас ст. 31 Закона о "ЖКП" гарантирует право оспаривать в суде убыточный тариф. только кому охота ссориться с властью?
slim2
24 апреля 2012 г. 23:14
думаю, повсеместная установка индивидуальных приборов учета и, как следствие, возникновение некоторой экономии на уровне потребителей приведет к росту потерь тепловой энергии при транспортировке и уменьшению объемов производства последней, что, при довольно высоком уровне постоянных издержек, все так же негативно скажется на положении дел предприятий ТКЭ. Повсеместная модернизация котельных и замена тепловых сетей - не будем греть землю и насыщать атмосферу углекислым газом! Государство пытается решить проблемы ТКЭ путем переложения их на плечи самой ТКЭ - глядя на абсурд, творящийся в Украине, становиться стыдно и страшно в ней жить.
SERGEY2
25 апреля 2012 г. 01:09

Справедливо!