ГлавнаяПубликацииАналитика"Реформа" ЖКХ: что осталось от отрасли

"Реформа" ЖКХ: что осталось от отрасли

Проблемы ЖКХ касаются практически каждого жителя страны - это и крайне низкое качество услуг, и постоянное загрязнение окружающей среды. Украина ждет реформы отрасли годами, рассмотрим, что мы получили в результате.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство Украины, несмотря на достаточно длительное и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы реформирования – и это в условиях, когда в Украине девять лет должна была реализовываться Общегосударственная программа реформирования и развития ЖКХ.

Проблемы ЖКХ касаются практически каждого жителя страны – это и крайне низкое качествоуслуг, и постоянное загрязнение окружающей среды, и опасность возникновения аварийных ситуаций, в том числе с тяжелыми последствиями. Их нерешенность серьезно отражается на благосостоянии и уровне заболеваемости населения. В то же время более актуальной становится проблема увеличения себестоимости производства ЖКУ (при их низком качестве) и, соответственно, роста тарифов, а также расходов государственного и местных бюджетов как попытки замедлить этот процесс. Поэтому применяются субсидирование стоимости природного газа для предприятий теплокоммунэнерго и части стоимости ЖКУ для бедных слоев населения, а также покрытие разницы в тарифах в случае их утверждения на более низком уровне, чем реальные расходы на предоставление соответствующих услуг.

Однако ситуация постоянно ухудшается. Поэтому можно констатировать, что сегодня в ЖКХ Украины переплелись чрезвычайно острые проблемы социального, технологического, экономического, законодательного и организационного характера.

В настоящее время каждый четвертый горожанин живет в помещениях, исчерпавших свой эксплуатационный ресурс. В стране сохраняется тенденция к увеличению аварийного и ветхого жилищного фонда (на уровне 0,7%). Централизованными системами водоотведения обеспечено лишь 5,6% населенных пунктов Украины. Изношенность основных фондов в системе водоснабжения составляет свыше 62%, 25% водопроводных очистных сооружений нуждаются в восстановлении, каждая пятая насосная станция отработала нормативный срок амортизации.

Читайте также: Когда реформа ЖКХ переходит к действию

Около 35% канализационных и более чем 37% водопроводных сетей находятся в аварийном или ветхом состоянии. Соответственно, утечки или неучтенные потери воды составляют свыше 40% отпущенного объема потребителям. Около 4,6 млн. граждан получают питьевую воду из местных источников с отклонениями от нормативних требований по фізико-химическим показателям, для 2,5 млн. водоснабжение происходит по графику. Системы централизованного теплоснабжения обеспечивают потребность в тепле около 55% населения страны. При этом более 20% котельных эксплуатируются свыше 20 лет и имеют устаревшее малоэффективное оборудование, что приводит к значительным расходам топлива (на 20% выше, чем мировые) и высокому уровню загрязнения окружающей среды. Тепловые сети характеризуются низкой надежностью и неудовлетворительной теплоизоляцией, что обусловливает потерю более чем 11% реализуемой тепловой энергии; около 15% из них находятся в ветхом и аварийном состоянии.

Особую обеспокоенность вызывает постоянно ухудшающееся фінансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ. Так, по информации Минрегиона,  их дебиторская задолженность составлет около 15 млрд грн, кредиторская – 22 млрд грн. Серьезность ситуации подтверждается тем, что приведенные суммы сопоставимы с объемом дефицита государственного бюджета.

Дебиторско-кредиторская задолженность, несмотря на достаточно жесткие действия Правительства по обеспечению взаиморасчетов в сфере ЖКХ, особенно по природному газу, ничуть не уменьшается, а наоборот, только растет. Основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность населения. Она из года в год увеличивается – и это при том, что тарифы для населения устанавливаются, как правило, на уровне, значительно более низком, чем реальная себестоимость услуг. Такая ситуация объясняется, с одной стороны, существенным ростом тарифов на ЖКУ за последние годы, с другой – недостаточной урегулированностью вопроса ответственности за несплату (несвоевременную оплату) полученных услуг. Основная доля кредиторской задолженности коммунальных предприятий приходится на природный газ – около 14 млрд грн и все время увеличивается, даже несмотря на существенное субсидирование государством стоимости природного газа.

Важно отметить, что характерной чертой современного ЖКХ Украины является то, что ни рост тарифов на ЖКУ, ни увеличение объемов бюджетного субсидирования на их возмещение, ни усилия соответствующих органов власти практически не сказываются на качестве предоставленных услуг и финансово-экономическом состоянии предприятий ЖКХ. Наоборот, несмотря на такие усилия, мы наблюдаем, с одной стороны, недовольство населения качеством и надежностью услуг и нагнетание социального напряжения из-за постоянного увеличения их стоимости, с другой – рост финансовой нагрузки на бюджеты, ухудшение финансовых возможностей предприятий ЖКХ, невозможность развивать жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру.

Читайте также: Чем рискует отрасль ЖКХ?

 В целом ключевые проблемы украинского ЖКХ в следующем:

– низкое качество ЖКУ;

– высокий уровень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления ЖКУ;

– изношенность основных фондов отрасли, устаревшие технологии и, как следствие, значительные потери воды, тепловой энергии и т. д., низкая энергоэффективность;

– несоответствие существующих инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям;

– высокий уровень монополизации сферы предоставления ЖКУ и слабая конкуренция в этом секторе;

– несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг;

– непрозрачность текущей деятельности предприятий ЖКХ и формирования цен и тарифов на услуги;

– неэффективная система управления, сближение между заказчиком и подрядчиком и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг;

– незавершенность приватизации жилищного фонда в части ассоциирования собственников жилья в объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

Как распилить тот или иной материал? В данном случае ьез помощи специального оборудования не обойтись. Воспользовавшись ссылкой http://tora.com.ua/catalog/pily-diskovye-po-derevu, Вашему вниманию будут представлены пилы дисковые различного вида. Заходите на сайт и выбирайте интересующую продукцию.

 
Комментарии (2)
Sergiy2
19 июня 2014 г. 09:19
Як може бути інакше,якщо програми реформ та законопроекти по ЖКГ, писали та пишуть одні і тіж РЕФОРМАТОРИ , починаюти від Указу президента Кучми і до цього часу ? В підтвердження останній закон № 1198-VII !Які там європейські директиви ? Інакше як лобіськими його норми та антиконкурентними не кваліфікуєш.
Владимир3
19 июня 2014 г. 10:19
Все правильно , как говорил классик ,, ... А судьи кто ? " . Один реформатор Семчук с сотоварищами чего стоит ? Не потопляемое ! Максимум на что таких хватает так это на лобизм чьих то интересов , в случаем с Семчуком слив русским " Луганскводы ", минимум распил бюджетных денег на сочинении оторванных от реальности законопроектов через свих подрядчиков .