ГлавнаяПубликацииАналитикаЧем рискует отрасль ЖКХ?

Чем рискует отрасль ЖКХ?

В сфере жилищно-коммунальных услуг не осуществлялся объективный учет влияния рисков на результат производства. Поэтому, до сих пор предпринимательские риски в ЖКХ особенно высоки.

С начала 90-х годов в Украине на государственном уровне ведуться разговоры о необходимости демонополизации системы обслуживания жилищного фонда, предполагающей обязательное создание жилищных кондоминиумов и управленческих компаний. Кроме того, реформирование ЖКХ, которое уже давно стало избитой и нереализованной темой предусматривало формирование новой тарифной политики и перевод отрасли на рыночные отношения. Таким образом, планировалось привлечь дополнительное финансирование в отрасль и уйти от жесткого формата госрегулирования.

В результате разговоры остаются декларациями, программы реформирования – невыполненными, убытки отрасли исчисляются миллиардами гривен, а система функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом остается крайне неэффективной. До сих пор развитие ЖКХ не соответствует предъявляемым потребителем услуг требованиям, что отрицательно влияет на качество жизни населения.

Так называемое реформирование ЖКХ не обеспечило модернизацию основных активов отраслевых предприятий, а попытки закрепить законодательно формы государственно-частного партнерства в управлению коммунальной сферой так и не стало условием для мощного притока частного капитала в эту отрасль. В результате все функционирование ЖКХ основано на слабой материально-технической базе, дефиците финансов, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности жилищно-коммунальных организаций, а также объединений собственников жилья.

Помимо того, капитал, инвестируемый в отрасль, заметно уступает показателям доходности по другим отраслям с учетом рисков. Как следствие, коммунальные предприятия по-прежнему характеризуются низкой долей внешний заимствований. Ценообразование без учета в тарифах инвестиционной составляющей не способствует увеличению притока капитала в жилищно-коммунальный сектор поскольку не покрывает риски потенциальных инвесторов. В сфере жилищно-коммунальных услуг не осуществлялся объективный учет влияния рисков на результат производства. Поэтому, до сих пор предпринимательские риски в ЖКХ особенно высоки.

Финансово-хозяйственная деятельность в той или иной мере связана с рисками. Следовательно, для создания эффективного управления предприятием или целой отраслью на первое место выдвигаются требования по созданию адаптированной к рискам управленческой системы.

Читайте также: О чем грустит ЖКХ

В мировой практике используются классический и неоклассический подход к измерению рисков. В классической теории предпринимательский риск отождествляется с вероятностью потерь, которые могут произойти в результате выбранного управленческого решения. В данном подходе риск рассматривается здесь как ущерб, который наносится осуществлением данного управленческого решения. Однако это определение слишком сужает понятие риска инвестиционной деятельности до определенного процента в структуре предпринимательского дохода для уплаты возмещения возможных убытков, более того, дает одностороннее толкование сущности риска как ожидаемых потерь.

Согласно неоклассической теории риска поведение предпринимателя обусловлено концепцией предельной полезности. Это определение в свою очередь также страдает односторонностью подхода, так как риск рассматривается как предельная полезность возможных колебаний размера ожидаемой прибыли без учета ожидаемых убытков.

Рассмотрение рисков в жилищно-коммунальной сфере основано на положении о том, что наступление неблагоприятных условий влечет за собой не только невозможность получения ожидаемой прибыли, но и вероятность потерь в результатах производственной деятельности, выражающихся в недостаточном количестве и низком качестве производимых жилищно-коммунальных услуг.

Для предприятия ЖКХ негативные события способны нанести ущерб, измеряемый в стоимостном выражении. В определенных ситуациях величина ущерба может стать катастрофической. В ситуации катастрофы величина ущерба в результате неблагоприятного события значительно превышает величину собственных средств предприятия.

Таким образом, риск в сфере жилищно-коммунальных услуг - величина, характеризующая возможные потери, вызванные неправильными или неточными управленческими решениями, которые принимаются в процессе выявления и учета факторов различной природы и силы воздействия (политических, технико-технологических, экономических и финансовых и пр.) на эффективность деятельности предприятия  ЖКХ.

Читайте также:Реформа ЖКХ: шаг вперед и два - назад

Развитие жилищно-коммунального комплекса обеспечивает повышение уровня качества урбанизированной территории как среды жизнедеятельности населения. Процесс возрастания качественных параметров жизнеобеспечения однозначно связан с соответствующим приростом стоимости объектов городской недвижимости, которые в своей совокупности формируют это качество. Как следствие, реализуется основная цель инвестиционной деятельности – максимум прироста городских активов на каждую гривню инвестиций. На практике основная цель инвестиционной деятельности корректируется с учетом некоторых существенных факторов, а именно: ликвидация угроз безопасности и минимизация рисков аварий и катастроф; снижение уровня социального неравенства населения; повышение уровня комфортности жилой среды.

При рассмотрении особенностей осуществления и регулирования инвестиционной деятельности в ЖКХ, необходимо учитывать ряд факторов:

1. Проведение обоснованной тарифной политики и политики оплаты ЖКУ населением. Тарифы должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем покрытие объективно необходимых потребностей жилищно-коммунального сектора.

2. Создание эффективной системы управления ЖКХ, основанной на установлении прямой зависимости доходов предприятий отрасли от качества и своевременности предоставления ЖКУ, предусматривающей усиление контроля над объемами и качеством услуг и регулярный пересмотр стандартов качества ЖКУ.

3. Упорядочивание бюджетного финансирования ЖКХ и укрепление платежеспособной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе, за счет адекватной системы компенсаторных механизмов, как субсидирование потребителей, адресная помощь, дифференциация стоимости услуг по объемам потребления. 

Все новости Украины вы можете найти на ресурсе mganews.com. Наши журналисты пишут только новые и актуальные новости!

 
Комментарии (0)