ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Тарифы ЖКХ: путешествие в экономический ад
З 1 квітня завезти гуманітарну допомогу буде можливо лише з використанням онлайн-системи
Тепер платники податків можуть взаємодіяти з ДПС у режимі відеоконференції
Депутати узаконили онлайн спілкування платників із податковою
ЖКХ Украины: добро пожаловать в ад!
Тарифообразование на услуги ЖКХ в Украине, скорее, основано на логике абсурда, нежели на экономических условиях. В отличии от развитых государств ЕС, куда так стремится наша страна, Украина умудрилась построить систему работы отрасли таким образом, что политический интерес существенно перебивает экономический фактор. Судите сами: в стране существует государственный регулятор, который по закону не имеет права устанавливать тарифы на тепловую энергию и воду ниже экономически обоснованного уровня. Как только речь заходит об экономических обоснованиях этого самого уровня - тут же возникает гласное или негласное политическое решение отменить операцию по «подтяжке» тарифов на коммунальные услуги к уровню окупаемости до лучших времен.
Читайте также: Часть украинцев будет платить за газ и тепло меньше
Лучшие времена, как правило, наступают после очередных парламентских или президентских выборов. И опять же: нельзя сразу взять и пренебречь доверием народа! Поэтому до сих пор предприятия коммунальной энергетики и водоснабжения покрывают затраты на производство и поставку услуг в среднем на 65-70%. И это помимо проблем перекрестного субсидирования, ограничения рентабельности и низких доходов населения, которое не в состоянии платить за услуги ЖКХ рыночную цену, как за товар.
Но это только «чистилище». Следующим кругом ада является тарифное регулирование на местах. Ведь конечный потребительский тариф, что называется с поставкой «до крана» или «до батареи» в квартирах украинцев, формируют местные власти. Где вы видели мэров, готовых положить свой рейтинг на алтарь экономической стабильности ЖКХ?
В результате, при платежной дисциплине населения почти в 100% долги отрасли ЖКХ за энергоносители шагнули за 15-20-миллиардный барьер. При полном отсутствии средств на компенсацию в госказне, предприятия не могут не то, что улучшать качество коммунальных услуг, но и выплачивать сотрудникам зарплату. При этом интересы бытовых потребителей - крупнейшей платформы для сбыта продукции водо- и теплоснабжающих предприятий - даже не на втором месте, а вообще не учитываются.
Итак, попробуем спуститься в «комунальный ад» еще на несколько ступеней и проанализировать, какие «дороги в рай» на сегодня предлагает правительство отрасли.
Воля к ужесточению
Правительство по инициативе Премьер-министра Арсения Яценюка 7 апреля зарегистрировало в Верховной Раде проект закона № 4644, которым предлагается внести ряд существенных изменений в 5 действующих законов, регулирующих сферы электроэнергетики, теплоснабжения, государственной регуляции коммунальных услуг и местного самоуправления. По сути документом вносится пакет правок, которые позволят украинскому правительству выполнить требования Международного валютного фонда (МВФ), необходимые для получения экстренной помощи в размере 15-20 млрд долл. заемных средств.
Читайте также: Украинцы будут платить за газ на 63% больше
Ключевой нормой, которая предусмотрена законопроектом, является усиление роли Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. В частности, органы местного самоуправления будут лишены полномочий по формированию тарифов на услуги централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения. Проектом предлагается приравнять тепло- и водоснабжающие предприятия к исполнителям этих услуг, а регулятор будет утверждать не только себестоимость производства, транспортировки и поставки тепловой энергии и воды, но и устанавливать окончательные потребительские тарифы на них.
Тарифный контролер
Сегодня лицензиатами Нацкомуслуг являются 270 теплоэнергетических предприятий (96% рынка тепловой энергии), которые ежегодно производят не менее 20 тыс. Гкал тепла, а транспортируют и поставляют – не менее 18 тыс. Гкал. Регулятор также контролирует около 90% рынка водоснабжения и водоотведения: лицензиатами Комиссии являются 130 предприятий водно-канализационного хозяйства, которые осуществляют свою деятельность в городах с населением более 30 тыс. человек. Годовой объем реализации холодной воды для водоканалов, попадающих под госрегулирование, – от 300 тыс. куб.м., а услуг водоотведения – 200 тыс. куб.м.
Читайте также: Украинцам нанесли «тарифный» удар
Тарифный регулятор устанавливает для лицензиатов-монополистов на основании предоставленных ими расчетов экономически обоснованную себестоимость Гкал тепловой энергии и кубометра воды. Сфера регулирования распространяется «до стены» многоквартирного жилого дома. Фактически, Комиссия формирует себестоимость тепла и воды как товара. Тарифы на услуги централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения устанавливают местные власти с учетом затрат на поставку и обслуживание «внутри дома». Также на местах формируют конечный тариф и для небытовых абонентов – бюджетных организаций и юридических лиц.
Двуличные тарифы
Такая «двойственность» тарифообразования является предтечей множества проблем как для предприятий-монополистов, так и для потребителей. В частности, если многоквартирным домом управляют непосредственно жильцы (ОСМД, ЖСК), то проблема обслуживания водопроводных и тепловых внутридомовых сетей становится актуальной. Жильцы требуют оказания соответствующих услуг от водоканалов и теплоэнерго, а монополии, в свою очередь, – «прикрываются» лицензионными условиями (поставки ресурсов «до стены дома»). Если предприятия отрасли оформляют официально обслуживание внутридомовых сетей, то, соответственно, затраты включаются в тариф на воду или тепло, что не радует потребителей. Кроме того, сама «двойная» процедура формирования стоимости коммунальных услуг – непрозрачна и закрыта для населения. В результате, жильцы домов не могут добиться быстрого решения «внутридомовых» проблем, связанных с водоснабжением или теплообеспечением, поскольку им придется обращаться не к монополистам (водоканалу, теплоэнерго), а к исполнителям услуг (коммунальным предприятиям).
Миротворческая норма
Если предложенный парламентом законопроект будет принят, он позволит «снять» эти правовые коллизии. Кроме того, документ разграничивает исполнителей услуг горячего и холодного водоснабжения, закрепляя такие полномочия за теплокоммунэнерго и водоканалами, соответственно. Эту революционную норму отрасль ждет уже давно, поскольку существуют правовые споры между водоканалами и теплоэнергетическими предприятиями о том, кто же все таки должен платить за воду, которая «подается на подогрев». Законодательное урегулирование этого вопроса, условно, позволит водоканалам продавать холодную воду как товар теплоэнергетикам, а те в свою очередь будут включать ее в стоимость горячей воды. Этот механизм избавит теплоэнергетиков от нужды выделять из структуры платежей за горячее водоснабжение, полученных от потребителей, стоимость холодной воды и перечислять ее водоканалам.
Близость потребительских отношений
Еще одной принципиальной нормой, закрепленной проектом, является изменение ст. 19 закона «О жилищно-коммунальных услугах». Предполагается, что водо- и теплоснабжающие предприятия смогут наконец перейти на прямые договора с физлицами - потребителями – собственниками, арендаторами квартир. При этом потребителю не нужно будет заключать дополнительный договор на предоставление коммунальных услуг – таким соглашением будут считаться договора присоединения к сети. Это должно дать возможность потребителю апеллировать к поставщику и производителю услуг напрямую, без посредников в лице исполнителей – жилищно-эксплуатационных организаций.
Газовый угар
Впрочем, документ содержит все еще опасную для экономики теплоэнергетических предприятий инициативу: проектом предлагается вновь обязать теплокоммунэнерго открывать в уполномоченном правительством банке счета со специальным режимом использования. На этих счетах будут аккумулироваться все полученные от потребителей средства за тепловую энергию и горячую воду, а из этой суммы автоматически отчисляться уплата предприятий за энергоносители их гарантированному поставщику – НАК «Нафтогаз-Украины».
Читайте также: Повышение тарифов - наполнение дырявой бочки
Такой механизм для предприятий теплоснабжения не новый – он и так закреплен законом «О теплоснабжении», и в том или ином виде действует с 2009 года. Однако правительственный документ четче прописывает схему автоматических отчислений оплаты за природный газ поставщику, а не газораспределительной компании – облгазу. В условиях экономической необоснованности тарифов на тепловую энергию, автоматическое отчисление средств за энергоносители приводило к тому, что предприятия сегмента теплоснабжения оказывались без «средств к существованию» - оставшейся суммы не хватало на покрытие операционных затрат (выплаты зарплаты, обслуживанием сетей и т.д.).
Две стороны тарифной медали
Решение проблемы стоимости коммунальных услуг заложено в основе документа и продиктовано требованиями МВФ. С одной стороны – законопроект является логическим следствием уже проведенного правительством повышения тарифов – с 1 мая для украинцев стоимость газа увеличится на 50%, а с 1 июля для теплоснабжающих предприятий – на 40%. Последнее несколько сократит разрыв между рыночной ценой газа (после денонсации РФ «харьковских соглашений», она составляет 485,5 дол. за тыс. куб.м) и специальной ценой для теплокоммунэнерго – 1309 грн (будет 1,8 тыс. грн за тыс. куб. м газа).
Но, с другой стороны, для того, чтобы упразднить перекрестное субсидирование этого недостаточно, поэтому правительство обещало постепенно повышать тарифы на 20-30% в последующие несколько лет. В тоже время говорить о том, насколько будет обоснованной стоимость коммунальных услуг, в случае суммарного их повышения на 130-150% - сейчас сложно. Учитывая, что цена на импортный российский газ меняется стремительно и преимущественно в сторону роста, спрогнозировать обоснованную экономикой стоимость тепловой энергии невозможно.
Политика или экономика?
Кроме того, передача всех тарифных полномочий регулятору - шаг экономически оправданный, но противоречащий политике децентрализации, курс на которую объявило правительство. Впрочем, госрегулирование тарифообразования вводилось непосредственно для того, чтобы избежать излишней «заполитизированности» тарифов – местным властям политически неинтересно идти на такие непопулярные меры, как тарифный рост. Тем не менее, работать регулятору на условиях, диктуемых рынком, украинские власти тоже не давали: тарифы замораживались, предприятия искусственно накапливали долги за энергоносители, сумма которых сейчас превышает 15 млрд грн.
И, наконец, главное. Потребителям стоит готовиться к кратному увеличению стоимости не только газа и горячей воды, но и услуг отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Этого требует экономика отрасли. Это одно из условий выхода из экономического ада в рыночный свет.
Читайте также: Тарифы на газ принуждают украинцев к субсидированию, - опрос
Но смогут ли потребители заплатить за услуги ЖКХ по новой, высокой цене? Как будут соблюдаться интересы потребителей? Когда, наконец, отрасль сможет привлекать средства на модернизацию, и как следствие, улучшение качества услуг? Сможет ли предложенный новый механизм субсидирования (постановление КМУ №83) удержать платежную дисциплину на уровне теперешнем – до 98%, а также смогут ли чиновники обеспечить выплаты компенсаций на затраты за оплату услуг ЖКХ при пока еще пустой казне - вопрос открытый. И пока страна ищет на него ответы, гореть нам в коммунальном аду.
Существует много развлекательных, а главное поучительных программ. Вот, например, Вашему вниманию представлена одна из таковых - Орел и решка Кругосветка. Просмотрев все выпуски можно узнать мир, побывать заочно в удивительных местах, а главное определиться с местом будущего отпуска. Приятного просмотра.
Ну, по-перше, пане Сергію, мобільний зв'язок - не наша парафія. По-друге, порівнювати тарифи на зв'язок та на комуналку - це як порівнювати вартість сталі та вартість цукру. Тому, вибачте, але такого матеріалу від нас чекати не варто)