ГлавнаяПубликацииАналитикаПредоставление субсидий: послевкусие реформ

Предоставление субсидий: послевкусие реформ

Усовершенствованный порядок назначения субсидий вовсе не так прекрасен, как его презентует Кабмин. И виноваты в этом не только местные чиновники-«диверсанты». Дело — в самом порядке. Он породил новые проблемы и обрек многих украинцев на новые испытания.

Как известно, Кабмин прогнозирует, что количество получателей субсидий в обозримом будущем может превысить 4-4,5 млн. Об этом заявили и Премьер-министр Арсений Яценюк, и Министр социальной политики Павел Розенко

В том, что каждая четвертая или даже третья семья в 2015 году может обратиться за субсидией, сомнений нет. Прецеденты столь массового обращения за помощью государства в оплате коммуналки уже были. Четверть века назад субсидии в Украине назначались более 5 млн домохозяйств. Предпосылки для преодоления или, как минимум, повторения этого своеобразного рекорда налицо, поскольку предстоящий отопительный сезон для большинства семей станет серьезным испытанием.
 
Проблема в другом. Вовсе не факт, что всем желающим субсидии будут назначены легко и просто. Кроме того, нет никаких гарантий, что действующая система предоставления субсидий не заклинит на пике обращений граждан. И совсем уж невероятно, что субсидии будут предоставлены по максимуму — более чем на 24 млрд грн. 

Игра цифр и никакого мошенничества

Правда, Арсений Яценюк недавно заявил, что уже более 2 млн семей поверили, что «государство реально помогает оплатить счета за жилищно-коммунальные услуги», в то время как в прошлом году субсидию получали всего 450 тыс. семей. По самым свежим данным, оглашенным на днях заместителем Министра соцполитики Виталием Мущининым, субсидии назначены уже 2,3 млн семей, что, по его словам, примерно в 5 раз больше, чем на август 2014 года. 
 
Действительно, по состоянию на начало августа 2014 года субсидии в Украине получали 450 тыс. семей. Но это лишь часть правды, поскольку летом получателей всегда меньше, чем зимой. В целом, за 2014 год субсидии назначены 1,5 млн семей. При этом показатель назначенных субсидий всегда намного больше количества реальных получателей, поскольку некоторые семьи на протяжении года за субсидиями обращаются неоднократно. К тому же, с окончанием отопительного сезона коммунальные платежи «худеют», и многие семьи теряют право на получение выплат. 
 
Например, в декабре 2014 года реальных участников госпрограммы субсидирования насчитывалось всего 1,1 млн, то есть почти наполовину меньше количества семей, которым субсидии назначены за год. В этом плане почти ничего не изменилось. На начало августа 2015 года, по данным Госстата, субсидии в Украине получали 1,36 млн семей, в то время как с начала года выплаты назначены 2,13 млн домохозяйств. Поэтому все триумфальные отчеты о 2 млн счастливых обладателей субсидий, мягко говоря, сильно завышены.
 
По этой же причине, для достижения прогнозного показателя в 4,5 млн социально защищенных семей 2 млн обращений граждан может не хватить. А уж для того, чтобы субсидию получала каждая третья семья — тем более. По данным Госстата, сейчас в программе предоставления субсидий задействованы лишь 9% домохозяйств (по состоянию на 1 августа). Год назад этот показатель составлял 2,6%, так что прогресс несомненен и значителен, — двукратный прирост не шутка. Однако для достижения обещанного показателя в 4,5 млн (30% домохозяйств) охват населения субсидиями в ближайшие месяцы нужно нарастить более чем в 3 раза. К тому же, в общем количестве домохозяйств (15 млн) Госстат сейчас не учитывает Крым и неподконтрольные территории Донбасса. С учетом миллиона временных переселенцев показатель потенциальных получателей субсидий можно смело повысить до 16 млн, то есть нарастить количество получателей помощи нужно почти в 4 раза. Удастся ли это сделать — большой вопрос. 

Помощь «кот наплакал»

Еще хуже обстоят дела с размером помощи, предоставляемой государством. Как заявил Арсений Яценюк в конце июля во время посещения Харькова, люди, которым местные власти не оформили субсидий, «лишены возможности получить 500-1000 гривен», у них «из кармана вытащили сотни» гривен. 
 
Вот только в сравнении с обещанной суммой в 24,5 млн, реально получателям субсидий выделены сущие копейки: на 1 августа 2015 года — 520,9 млн грн. Правда, в июне 2015 года заявителям назначено 141 млн грн, в июле — 144,9 млн грн. И это, действительно, беспрецедентный прирост. Так, в июне 2014 года субсидии назначены всего на 8,3 млн грн, то есть на сумму в 17 раз меньшую, чем в июне 2015 года. Но шансы предоставления домохозяйствам всех 24,5 млрд грн мизерны: слишком велик разрыв между 520,9 млн и 24,5 млрд. 
 
 
Кстати, для того, чтобы «вытащить сотни гривен» из карманов украинцев, обделенных субсидиями, тоже нужно обладать экстраординарными способностями, поскольку размер выплаты сейчас не всегда дотягивает и до одной сотни гривен. 
 
По данным Госстата, в июле средний размер субсидии в Украине составил 212,8 грн. Но это — «средняя температура по больнице». Более наглядна структура назначения выплат на уровне регионов: в Николаевской области средний размер субсидии сейчас — 80 грн, в Донецкой области — 70 грн, в 11 областях Украины — меньше 150 грн, и только в трех регионах — больше 400 грн. Причем, в Киеве, например, в июне средний размер субсидии по сравнению с июнем-2014 даже уменьшился на 3,5% и составил 146,8 грн.
 
Еще более показательна ситуация с выплатами в сельской местности — в 11 областях Украины средний размер субсидии, назначенной селянам в июле — меньше 70 грн. Например, в Киевской области — 34 грн, в Харьковской — 30,6 грн.

Без вины виноватые

Отдельного упоминания заслуживает и «перевод стрелок» на местных чиновников. Заявление Арсения Яценюка о «диверсии и борьбе против граждан страны» отдельных мэров и местных чиновников, умышленно саботирующих оформление субсидий - звучит, конечно, грозно и громко, но с реальностью «не дружит». И вовсе не потому, что это чистый пиар, а чиновники на местах — ангелы во плоти. Просто во многих случаях процесс назначения субсидий буксует и затягивается не по вине работников местных управлений соцзащиты. Потому и недавний призыв Павла Розенко к местным властям об обработке всех поданных заявлений за 14 дней, так как это «абсолютно реальный срок» и «технических проблем сегодня нет» — по сути, обращение не по адресу. 
 
На самом деле, проблемы сегодня есть — и технические, и организационные, и нормативные. И статистика это подтверждает: на 1 августа обратились за субсидиями 2,54 млн семей, из них не получили субсидии к этой дате — более 400 тыс.
 
Типичный пример — назначение субсидий в Артемовске. По словам начальника городского управления труда и соцзащиты населения Инны Сподиной, в настоящее время в Артемовске субсидии назначаются лишь пенсионерам «из-за постоянных проблем с работой электронной системы связи с фискальными органами». В городе прогнозируют, что в обычном режиме система назначения субсидий заработает лишь к сентябрю» — после завершения настройки аппаратно-программного комплекса. Как следствие, по данным Главного управления статистики в Донецкой области, в июне в Артемовске субсидии назначены лишь 64% желающих — обратилось более 4,1 тыс. человек, получили госпомощь — 2,6 тыс. В том же Харькове, где Премьер-министр выявил «диверсантов», ситуация похожая: по данным регионального управления статистики, в июне субсидий не дождались более 10 тыс. семей — 40% заявителей. И это еще не самый «запущенный» случай. Например, в Купьянске в июне субсидии назначены лишь 23% обратившихся — 311 счастливцам. Причин этого «саботажа» несколько.

Человек — не машина

Как известно, ключевое новшество действующего порядка назначения субсидий — минимализм требований к заявителям. Гражданину нужно указать только вид полученного дохода, все остальное — забота чиновников. Норма, безусловно, приятная и прогрессивная. Но есть у нее и обратная сторона. 
 
Дело в том, что согласно порядку, 10 дневный срок назначения действует лишь при условии, что чиновники управлений соцзащиты получили от коллег всю нужную информацию. Но порядок такого взаимодействия четко прописан только для двух инстанций: уже много лет — для Пенсионного фонда, и с апреля 2015 года — для налоговиков. В частности, до сих пор не урегулирована процедура предоставления коммунальными компаниями информации о тарифах. Регламентирован лишь срок — до 5 дней. 
 
 
Как следствие, «осечка» в назначении субсидии может произойти даже в случае, когда чиновник соцзащиты сделал все от него зависящее. И не только из-за ошибок в работе программного обеспечения и во взаимодействии с фискалами. Усугубляет ситуацию «человеческий фактор». Пропускная способность управлений соцзащиты не безгранична. В среднем на одно управление приходится 100 тыс. населения. В назначении субсидий обычно задействованы всего несколько человек. Они выполняют массу ручной работы, проверяют правильность предоставленной информации и т. п. Поэтому при большом наплыве заявителей «провисания» на местах неизбежны. Исправить положение могла бы автоматизация процесса назначения, но пока об этом приходится лишь мечтать. 
 
К тому же, по новым правилам, чиновники во многих случаях должны самостоятельно назначать субсидии, без обращения граждан, то есть нагрузка на них возросла. Для оперативного назначения субсидий на местах даже сейчас приходится прилагать героические усилия. Хватит ли у чиновников запаса героизма еще и на отопительный сезон — неизвестно. И «политика кнута», демонстрируемая Кабмином, в этой ситуации может и не сработать. 
 
Для самих же получателей субсидий смягчение требований к предоставлению документов обернулось двумя неприятными последствиями. Раньше, имея на руках справки о доходах, можно было более-менее точно подчитать размер положенной субсидии. Сейчас заявителям приходится во всем полагаться на чиновников. Кроме того, на период получения чиновниками нужной информации процесс «зависает» — заявителю не отказывают, но и субсидию не назначают. Между тем, по действующим правилам, субсидия назначается с момента, предшествующего подаче заявления не более чем на 2 месяца. Таким образом, в случае, когда «зависание» длится более 2 месяцев, за просроченный период заявителям придется расплачиваться с коммунальщиками самостоятельно. 
 
И таких нюансов в действующем порядке много. Так, в нем до сих пор присутствует неоднозначная норма, обязывающая потребителя оповещать управления соцзащиты в месячный срок обо всех изменениях условий предоставления ЖКУ. А арендаторы жилья по-прежнему наделены правом на субсидию в основном на бумаге, так как на переоформление лицевых счетов почти никто из владельцев жилья не соглашается. 
 
Это значит, что «сериал» об усовершенствовании предоставления субсидий, в Украине наверняка продлится еще не один сезон. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама: Книга – знание. Рассказывая детям сказки, мы формируем их мировоззрение. Становясь чуть старше - изучаем различные науки. Вашему вниманию представлен книжный интернет-магазин bk-world, где можно выбрать интересующую рубрику и начать индивидуальное обучение. Заходите и интересуйтесь миром знаний.

 
Комментарии (0)