ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифная несправедливость

Тарифная несправедливость

По методике «затраты плюс» тариф рассчитывается как сумма расходов на отдельные статьи элементы, например, заработную плату, материалы, амортизацию, а также определенный уровень прибыли.

На сегодняшний день, нынешняя система тарифообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, так называемая «затраты плюс» обусловлена постановлением Кабинета Министров № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», а также Постановлениями НКРЭ № 242-245. 

По методике «затраты плюс» тариф рассчитывается как сумма расходов на отдельные статьи элементы, например, заработную плату, материалы, амортизацию, а также определенный уровень прибыли. То есть эта методика не стимулирует предприятия снижать издержки. Например, если расходы предприятия стали больше, то по данной методике это проблемы потребителей, в первую очередь населения. По сути, действующая методика стимулирует предприятия только наращивать так называемые операционные расходы. Специалисты объясняют: если каждый год увеличивается уровень аварий на 5%, то это закладывается в стоимость коммунальных услуг, и предприятия все больше и больше продолжают ликвидировать аварии. Таким образом, происходит наращивание расходов. 

Читайте также: RAB не всегда означает рабство

По мнению экспертов, такой подход не является справедливым. Поэтому сегодня большинство стран мира уже перешли на другую методику, более экономически обоснованную. В частности, методология стимулирующего тарифа уже успешно работает в ЕС, странах Прибалтики, Австралии, Бразилии, Колумбии и многих других странах. Сейчас в мировой практике используются две модели стимулирующего регулирования: граница цены (price cap) предел дохода (revenue cap). «В модели «price cap» нацрегулятор устанавливает тариф, по которому компания работает. А «revenue cap» предусматривает, что регулятор устанавливает доход, который компания должна получить. В частности, согласно последнему подходу компания сама определяет тарифную политику, - разъяснил «У.К.» директор департамента стратегического планирования и развития Национальной комиссии, который осуществляет регулирование в сфере коммунальных услуг Дмитрий Арлачов. - Учитывая значимость рынка коммунальных услуг для социальной сферы, следует использовать модель «price cap», т.е. устанавливать именно тариф, чтобы предприятия работали в строго регламентированных условиях».

Стоит отметить, что так называемое стимулирующее регулирование призвано уменьшить расходы за счет увеличения энергоэффективности. В частности, одной из главных идей является мотивация предприятий уменьшать издержки. «Сегодня тариф рассчитывается на тот уровень затрат, что сейчас существует. И вот цель стимулирующего тарифа мотивировать предприятия к сокращению затрат, рационального использования энергии, воды и всех прочих ресурсов» - отметил президент ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак. 

Читайте  также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

Рынок коммунальных услуг имеет свою особенность, ведь предприятия занимают монопольное положение. «Если это был бы рынок с конкуренцией, то конкурент начал бы сбрасывать, чтобы завоевывать покупателя. Снизить цену можно за счет уменьшения расходов. И это была бы такая борьба между компаниями. Коммунальная сфера характеризуется тем, что здесь нет возможности создать такую конкуренцию. Поэтому регулятор должен выступать органом, что создает конкурентные условия. Например, регулятор говорит об уменьшении затрат на электроэнергию каждый год на 2%, тем самым заставляет предприятия задуматься над тем, как нужно уменьшить потребление электроэнергии», - объясняет Дмитрий Арлачов. 

Альтернативные варианты методик предусматривают необходимость предприятия вкладывать средства в капитальную часть. Например, заменить трубы и увеличивать каждый год объем средств на ликвидацию аварий. Но для этого предприятию нужно дать возможность привлечь средства.

«Сегодня опыт привлечения инвесторов в коммунальную сферу отрицательный. Практически все тарифы для предприятий водопроводного хозяйства убыточны. Поэтому стимулирующее регулирование является одним из путей каким-то образом стимулировать процесс восстановления, чтобы инвесторы поверили, что вложенные средства действительно будут возвращены», - подчеркнул Виктор Маслак. 

Читайте также: Подомовой тариф по-украински

В новой модели четко прописывается механизм получения дохода на вложенный капитал. Таким образом вводится два понятия - регуляторная база активов (основные средства компании: насосное оборудование, котлы и т.п.) и регуляторная норма дохода (т.е. сколько нужно зарабатывать на этих активах). Также не стоит бояться повышения тарифов на коммунальные услуги. По данным нацрегулятора, в среднем по Украине тариф покрывает себестоимость только на 70-75%. То есть, необходимость повысить тариф к экономически обоснованному очевидна. Однако стимулирующее регулирование не повысит тариф, а наоборот снизит. 

«Эта модель предполагает, что тариф будет снижаться с учетом эффективности работы предприятия. То есть, если предприятию ставится задача снизить потребление электроэнергии на 3%, то понятно, что затраты предприятия станут меньше, а значит и тариф будет меньше. То есть выигрывает потребитель», - сообщает Дмитрий Арлачов. Сегодня инвесторы, кредиторы и сами предприятия не уверены, что привлеченный капитал будет возвращен с соответствующим выгодой. Методика «затраты плюс» не дает прозрачного механизма, чтобы инвестор или банк видел, например, в течение следующих 5 лет, как проект реализуется. Поэтому для реализации модели стимулирующего регулирования нужно сначала наработать информационную базу, восстановить доверие. «Чтобы система работала необходимо четкое соблюдение правил игры. Кредитор или инвестор должен иметь определенную гарантию, что некоторую сумму он будет получать для погашения вложенного капитала. Важно, чтобы доверие не было потеряно», - подчеркнул Дмитрий Арлачов.

Однако не все так прекрасно. В России, например, для реализации этой методики в электроэнергетике нужно было 5 лет. В частности, в 2006 году были отработаны все нормативные документы. Начиная с 2007 года, начались реализовываться пилотные проекты по модели стимулирующего регулирования. И только в 2009-2010 проекты стали массовыми. В 2011 году почти вся электроэнергетика России начала формировать тарифы по модели стимулирующего тарифа. То есть успешная реализация в мировой практике существует, однако на ее реализацию требуется время. «Мировое сообщество уже наработало мотивирующие модели тарифообразования для естественных монополий, которые позволяют стимулировать повышение энергоэффективности, модернизации и т.д.

Например, в Хельсинки раз в 5 лет объявляется тендер на право управления компанией «Хельсинкиэнерго». Соответственно, фиксируется тариф, скажем, на 5 лет. При изменении топливно-энергетических ресурсов автоматически изменяется с каким коэффициентом, например 0,9 или 0,95, сам тариф. И за эти годы, если они что-то внедрили в этот проект, что уменьшает себестоимость, то разница остается им. Они, конечно, делятся с муниципалитетом в размере определенного процента и налоги платят. Но есть мотивация, есть материальная заинтересованность. Сейчас же в Украине такой мотивации нет. В новом порядке тарифообразования уже инвестиционная составляющая. Но самого мотивирования работников пока нет», - подчеркнул генеральный директор Межотраслевого Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Владимир Дерий.

Многие люди любят фантастический жанр фильма. Однако данный жанр может стать реальностью. Что делать в этом случае? Вашему вниманию представлена информация – «как убить зомби?». Более детально Вы можете ознакомиться на сайте 21122012.com.ua.

 
Комментарии (0)