Вывод о том, что украинцы не понимают? за что они вынуждены ежемесячно до 20 числа (а в идеале – до 10-го числа) платить по счетам ЖЭКов, редакция «Украины Коммунальной» сделала на основании нескольких видео-сюжетов, опубликованных недавно изданиями «Коммунальный патруль» и «Вести» («У.К.» - посмотреть видео можно
тут). Думаем, пора напомнить потребителям, за что они платят и почему.
Итак, согласно закону №1875-15 «О жилищно-коммунальных услугах», принятому парламентом и вступившему в силу еще в 2004 году, по своему функциональному назначению услуги, предоставляемые бытовым потребителям и небытовым абонентам, делятся на две категории: коммунальные и жилищные. К первым относятся услуги предприятий - естественных монополистов, а именно, речь идет о централизованном отоплении, горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, газоснабжении и поставкам населению электроэнергии.
Жилищных услуг порядка 18 видов, и все они определены ст. 12 вышеупомянутого профильного закона. Наиболее распространенными из них являются содержание и обслуживание придомовых территорий, уборка подъездов, обслуживание лифтового хозяйства, вывоз твердых бытовых отходов, дератизация и дезинсекция подвалов, ремонт (как текущий, так и капитальный) крыш и несущих конструкций многоквартирных домов и т.д. Все эти жилищные услуги, в зависимости от их количества, формируют квартирную плату, которую потребители вносят ежемесячно. Квартплата рассчитывается, исходя из стоимости обслуживания и содержания квадратного метра того или иного здания и территории. Во многих украинских городах, например, в Киеве квартплата рассчитывается для каждого многоквартирного дома отдельно, с учетом особенностей его содержания и обслуживания. В других городах – тариф на содержание придомовых территорий может быть единый для целого района, квартала или же для всего населенного пункта.
Рассчитываясь за жилищно-коммунальные услуги, средства поступают на единый счет управляющей домом компании. Это может быть муниципальный ЖЭК или же частный. ЖЭКи (с которыми у потребителя должен быть заключен соответствующий договор) перечисляют предприятиям водо- и теплоснабжения суммы, уплаченные населением за потребленные тепловую энергию, холодную и горячую воду и водоотведение. За газ и электроэнергию украинцы рассчитываются напрямую с исполнителями и/или производителями услуг – горгазами и облэнерго.
Тарифы на услуги естественных монополистов устанавливают ведомства - отраслевые регуляторы. В частности, тарифообразование для газо- и энергоснабжающих компаний – сфера компетенции Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики, а для тепло- и водоснабжающих предприятий – Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг. Примечательно, что Нацкомуслуг устанавливает экономически обоснованную стоимость гигакалории тепла и кубометра воды, а окончательную розничную цену услуг формируют органы местного самоуправления. Но лицензиатами комиссий являются лишь крупные предприятия, обслуживающие населенные пункты, в которых проживают более 50-100 тыс. человек. С условиями лицензирования можно ознакомится на официальных сайтах регуляторов. Для остальных – тарифы устанавливают местные власти.
Как пожаловаться?
В случае нарушения исполнителем услуг (например, ЖЭК или водоканал) условий договора, потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.
Как отмечается в ст. 18 закона «О жилищно-коммунальных услугах», если потребитель считает, что коммунальная или жилищная услуга предоставляется ненадлежащим образом, либо не предоставляется вообще, он имеет право вызывать представителя исполнителя для составления акта-претензии и на его основе провести перерасчет оплаты данной услуги. Как составить акт-претензию можно прочитать
здесь.
Представитель исполнителя обязан прийти на вызов не позднее срока, определенного в договоре, обычно он составляет 2 рабочих дня. Если представитель исполнителя проигнорирует такое «приглашение», то потребитель может самостоятельно составить акт-претензию, подписав его у не менее, чем двух потребителей.
На основании данных акта составляется заявление об устранении недостатков в оказании услуги, а также перерасчет или возмещения ущерба. Заявление прилагается к акту (можно копии) и письмом отправляется в соответствующую организацию.
Результатом рассмотрения акта-претензии ЖЭК должен быть, как правило, перерасчет платежей с даты его составления. В том случае, когда исполнитель ненадлежащим предоставленной коммунальной услуги не удовлетворит Вашим требованиям, то с соответствующим образом составленным актом-претензией можно уверенно выиграть любой суд с ЖЭКом.
Права потребителя:
Согласно ст. 20 закона «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право:
1) своевременно получать качественные жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора;
2) получать необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства;
3) на возмещение убытков, причиненных имуществу и / или помещению, а также вреда, причиненного жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
5) на уменьшение в порядке, определенном договором или законодательством, размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
6) на освобождение от оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и / или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором;
7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
9) на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя.
Реклама: После трудового рабочего дня возникает желание отдохнуть. Что же делать? Ответом послужит просмотр любимого сериала или же фильма. Вашему вниманию представлен список лучших фильмов. Более детально ознакомиться с каталогом Вы можете на сайте english-films.com.