ГлавнаяКоммунальный кодексАналитикаЗаконы ЖКХ: объединить невозможно?

Законы ЖКХ: объединить невозможно?

ИА «Украина Коммунальная» продолжает дискуссию о создании единого базового закона в области ЖКХ. По мнению специалистов, он требует доработки.

Замечания и предложения к отчету ОО «Институт социально-экономических  стратегий» по унифицированному базовому законопроекту в сфере ЖКХ (Часть 2)

В рамках начатой ​​на страницах ИА «Украина Коммунальная» дискуссии по проекту нового единого отраслевого закона, мы продолжаем публиковать мнение специалиста по юридическим вопросам экспертного совета нашего издания Андрея Осадчего.

Напоминаем, что объединение нормативно-правовой базы в единый Кодекс, вызвано правовыми коллизиями, возникающими в связи сдублированием многих норм. По заказу Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, проект нового документа разработали в ОО «Институт социально-экономических стратегий». С текстом проекта можно ознакомиться здесь.

На следующей неделе читайте на страницах У.К. резюме разработчиков проекта единого закона.

П. 1.6. «Субъекты рынков в жилищно-коммунальной сфере и их правовой статус»
 
Разработчиком отчета предлагается изъять из законодательства термин «балансодержатель» как устаревший, не отражающий существующего положения вещей, и заменить его термином «управитель» согласно ст. 1029-1033 Гражданского кодекса Украины.
 
Мы согласны с тем, что термин «балансодержатель» появился в советское время, когда право частной собственности на средства производства отсутствовало, и социалистическое имущество передавалось предприятиям, учреждениям и организациям просто на баланс. Но трудно согласиться с предложением о полном изъятии термина «балансодержатель» из всего законодательства, ведь разработчиком не учтены реалии правовой жизни в Украине, где термин «балансодержатель» широко применяемый. Прежде всего, это касается имущественных правоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления, а также созданными ими юридическими лицами, которые, согласно Гражданскому кодексу, имеют название «юридические лица публичного права».
 
Несмотря на то, что с 2004 года действует норма ст. 137 Хозяйственного кодекса, согласно которой имущество, которое передается государственным учреждениям и организациям, а также учреждениям и организациям, созданным органами местного самоуправления, должно передаваться только в оперативное управление. Параллельно с этим действуют Бюджетный кодекс, Закон «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности», целый ряд положений об органах центральной исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, например порядки передачи с баланса на баланс имущества, относящегося к совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов. Такие порядки являются типичными для всех регионов Украины, и этими документами прямо предусматривается, что имущество, активы, жилые и нежилые помещения передаются государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям именно на баланс. Кроме этого их наделяют правом заключать договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг исключительно как балансодержателей, особенно это касается объектов инфраструктуры Министерства обороны (общежития и жилые дома военнослужащих) и Государственной пенитенциарной службы (СИЗО, исправительные колонии, ИВС и т.д.).
 
Вряд ли такие специализированные государственные учреждения могут считаться управляющими имущества, которое им передано учредителями. Согласно ст. 1029 Гражданского кодекса, по договору управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (управляющему) на определенный срок имущество, а другая сторона обязуется за плату осуществлять от своего имени управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя ).
 
Договор управления имуществом является реальным или консенсуальным (в определенных законом случаях), двусторонним, обязательно возмездным, срочным. Бюджетным кодексом не предусмотрен такой вид расходов, как расходы на услуги по управлению имуществом. Ни одно бюджетное учреждение или организация не имеют КВЭД 68.32-Управление недвижимостью за вознаграждение или на основе контракта и не может его иметь, поскольку такая деятельность предполагает получение прибыли, а бюджетные организации являются неприбыльными apriori.
 
Учитывая вышеизложенное, целесообразно оставить термин «балансодержатель» в смысле юридического лица публичного права, которое осуществляет некоммерческую хозяйственную деятельность и пользуется обособленным имуществом, которое предоставляется учредителем, и отражает его в бухгалтерском учете, несет расходы на его содержание в порядке, определенном действующим законодательством.
.
П. 1.7. «Права и обязанности субъектов рынков в жилищно-коммунальной сфере»
 
Разработчиком не охвачен целый пласт отношений, взаимных прав и обязанностей между потребителями коммунальных услуг и производителями (исполнителями) этих услуг.
 
На протяжении 2012-2013 года в большинстве регионов Украины сложилась патовая ситуация с исполнением судебных решений о взыскании задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Обусловлена она тем, что согласно требованиям ч. ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве», в исполнительном документе требуется указание, кроме соответствующих данных о юридических или физических лиц, индивидуального идентификационного номера взимаемая и должника при наличии (для физических лиц - налогоплательщиков), поскольку такие данные могут способствовать принудительному исполнению судебного решения.
 
Следовательно, пользуясь этой нормой органы государственной исполнительной службы Украины, с целью уменьшить вал исполнительных производств о взыскании жилищно-коммунальных долгов (которые среди государственных исполнителей считаются едва ли не самыми проблемными) по всей Украине начали отказывать в принятии на принудительное исполнение решений судов о взыскании долгов в пользу коммунальщиков с физических лиц, идентификационный номер которых не указан в решении суда.
 
Суды также начали обращаться письменно в коммунальные предприятия с просьбой в обязательном порядке при направлении в суд соответствующих дел или материалов указывать информацию относительно идентификационного номера физического лица - ответчика, правонарушителя, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (устанавливая данную информацию в процессе подготовки и формирования данных дел и материалов).
 
Поскольку в большинстве случаев при формировании лицевого счета потребителя работниками абонентских отделов - присвоение идентификационного кода потребителем не было обязательным, то с целью недопущения срыва осуществления исковой работы юридического отдела начали обращаться в ЖЭКи, ЖЭО, управляющих компаний с просьбой предоставить такую информацию.
 
Но, ссылаясь на нормы Закона «О защите персональных данных», согласно которым запрещена любая обработка персональных данных без согласия физического лица, ЖЭКи, ЖЭО, управляющие компании отказывают коммунальным предприятиям в предоставлении информации об идентификационных кодах потребителей - должников.
 
Таким образом, уже почти год коммунальщики практически лишены возможности принудительно взыскать долг по решению суда через органы государственной исполнительной службы, а это негативно влияет как на финансовое состояние предприятия, так и на должников, поскольку они в дальнейшем чувствуют себя безнаказанными.
 
Предлагается внести изменения в ст. 20 Закона «О жилищно-коммунальных услугах», а именно изложить п.1 ч. 30 ст. 20 этого Закона в следующей редакции «Потребитель обязан: 1) заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора и предоставить исполнителю все свои контактные данные - адрес, телефон, идентификационный код».
 
2) Также предлагается внести изменения в Закон Украины «О защите персональных данных», ч. 6 ст. 6 этого Закона предлагается изложить в следующей редакции «не допускается обработка данных о физическом лице без ее согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния, прав человека, обеспечение надлежащего выполнения своих договорных обязательств».
 
П. 1.9. «Основные принципы тарифной политики»
 
Разработчиком не учтен тот факт, что нормы Налогового кодекса Украины, которые регулируют порядок налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, напрямую влияют на формирование полной себестоимости услуг и финансового результата деятельности (убыточности или прибыльности).
 
Согласно п.13 подраздела 4 раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса Украины, временно, до 1 января 2014 года предприятия жилищно-коммунального хозяйства в составе себестоимости реализации жилищно-коммунальных услуг признают расходы на приобретение товаров, работ, услуг на сумму фактически уплаченных за них средств.
 
Учитывая специфику работы предприятий ЖКХ, действующие тарифы, как правило, не отвечают экономически обоснованным фактическим затратам на их производство, то есть эти предприятия существуют в условиях постоянного дефицита оборотных средств.
 
Получив средства за предоставленные услуги от потребителей большинство жилищно-коммунальных предприятий, в первую очередь, выплачивают заработную плату, осуществляют платежи в бюджеты всех уровней, покупают товары и материалы для осуществления текущих ремонтных работ, а остаток средств направляют на оплату энергоносителей (электроэнергия , газ).
 
Остатка после уплаты обязательных платежей от полученных средств не хватает для полного погашения услуг по электроэнергии и газоснабжения, а если услуга получена, но не оплачена, согласно НКУ (п.13, подраздела 4 раздела ХХ Переходных положений) предприятие ЖКХ не вправе в декларацию на прибыль включать расходы не оплаченных услуг.
 
Не включая в расходы фактически полученные, но неоплаченные услуги по электроэнергии, газоснабжения, предприятие по декларации на прибыль, согласно НКУ, становится автоматически прибыльным и платить налог на прибыль в размере 19%.
 
Все это обусловит увеличение налоговой нагрузки на коммунальные предприятия, которые и без этого находятся в крайне тяжелом финансовом состоянии, а также может вызвать применение мер принудительного характера со стороны Государственной налоговой службы к коммунальщикам, поскольку платить дополнительные налоги предприятию будет просто нечем, ведь в структуре тарифа предприятий ЖКУ такого объема затрат не предусмотрено.
 
Кроме этого, в связи с внесенными изменениями в Переходных положений Налогового кодекса, которые вступили в силу 01 июля 2012 года, отныне плательщикам с доходом за 2011 год 1 млн грн и более предусмотрено поэтапное, равномерное включение ущерба, задекларированного по итогам 2011 года в расходы 2012-2015 гг. Ежегодно, начиная с полугодие 2012-го, такому налогоплательщику разрешено учесть в налоговых расходах по 25% от суммы убытка-2011.
 
Применение этой нормы на практике приведет к существенному увеличению затрат предприятий ЖКХ, которые не заложены в структуре их тарифов. Есть источник покрытия этих расходов фактически отсутствует, что негативно отразится на финансовом состоянии предприятий отрасли.
 
Отдельно отмечаем, что действие этих норм Налогового кодекса не распространяется на налогоплательщиков - лицензиатов по поставке электрической и/или тепловой энергии. Таким образом, в этих нормах заложены явно дискриминационный момент по отношению к предприятиям водоснабжения и водоотведения, или ЖЭКов, ЖЭО, других коммунальных предприятий.
 
Целесообразно предложить внести изменения в Налоговый кодекс, и исключить п.13 подраздела 4 раздела ХХ Переходных положений кодекса, который направлен на искусственное увеличение расходов предприятий ЖКХ, источник возмещения которых отсутствует.
 
Комментарии (1)
Sergiy
13 марта 2013 г. 11:50
Повністю підтримую.Однак спонукати виконувати будь яку законодавчу норму субєктів господарювання та органи влади може тільки ефективний власник або орган, який представляє інтереси співвласників.Основою будь яких реформ має бути приватна власність,вертикаль догвірних відносин та приладовий облік споживання енергоносіїв та води.