ГлавнаяПубликацииАналитикаКачество ЖКУ доводит потребителей до суда

Качество ЖКУ доводит потребителей до суда

Из-за сомнительного качества ЖКУ возникают споры между недовольными потребителями, которые решили не платить за услуги, и коммунальщиками, которые пытаются взыскать задолженность за потребленные услуги с населения. Часто споры заканчиваются в суде.

Несмотря на многочисленные попытки активизации потребительского рынка коммунальных услуг этот сегмент национальной экономики остается в неудовлетворительном состоянии. Приведение в большинстве тарифов к экономически обоснованному уровню, начата реформа местного самоуправления и территориальной организации власти (в соответствии с которой содержание сферы ЖКХ предполагается передать на низовой уровень общин) - существенно не повлияли на отрасль, поэтому сейчас на всей территории Украины традиционной является довольно низкое качество предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

Сомнительное качество ЖКУ, в свою очередь, обусловливает возникновение противоречий и споров, которые нередко заканчиваются выяснением отношений в суде между недовольными потребителями, которые приняли решение не платить за некачественные по их мнению услуги, и коммунальщиками, которые пытаются взыскать задолженность за потребленные услуги с недобросовестных, по мнению коммунальщиков, потребителей.

Анализ судебной практики по делам о признании бездействия коммунальщиков и обязательства уменьшить плату в связи с некачественным предоставлением услуг свидетельствует о том, что далеко не все потребители имеют достаточный уровень правовой культуры и осведомленности с законодательством, которое регулирует порядок предоставления ЖКУ, поэтому далеко не всегда потребителям удается доказать факт непредоставления или ненадлежащего предоставления коммунальных услуг исполнителем.

Гражданское судопроизводство в Украине базируется на принципе «истец несет бремя доказывания иска», при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений с помощью надлежащих и допустимых доказательств. При этом надлежащими и допустимыми доказательствами по делам о ненадлежащем качестве коммунальных услуг могут быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», Правил оказания услуг по централизованному отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, Правил предоставления услуг по содержанию домов и придомовых территорий акты-претензии, подписанные потребителем и представителем исполнителя, а в случае неявки исполнителя по вызову - за подписью двух жильцов дома.

Читайте также: ЖКХ запуталось в законодательной паутине

Если же потребитель получал определенный период некачественные услуги, или не получал их вообще, но не воспользовался своим правом на составление акта-претензии к исполнителю услуг - доказать в суде факт ненадлежащего оказания услуг исполнителем и обязать исполнителя произвести перерасчет за некачественно предоставленные услуги будет практически не возможно.

Так, решением судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 27.03.2013 года при рассмотрении гражданского дела по иску коммунального жилищно-эксплуатационного предприятия №19 к ЛИЦО_5 взыскания долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги, по кассационной жалобе ЛИЦО_5 на решение апелляционного суда Днепропетровской области от 12 декабря 2011 года ответчику ЛИЦО_5 было указано на то, что нормами Жилищного кодекса Украины, Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что исполнитель должен предоставлять акты выполненных работ ежемесячно по фактически предоставленных услуг потребителю. Поскольку в материалах дела отсутствуют акты-претензии, составленные и подписанные в установленном законом порядке, поэтому с выводом апелляционного суда о предоставлении истцом услуг по содержанию дома и придомовой территории, а следовательно, относительно взыскания с ответчика оплаты оказанных услуг в сумме 2395 грн. коллегия судей соглашается.

Еще одной стратегической ошибкой потребителей при предоставлении некачественных услуг исполнителем является принятие решения о неуплате за коммунальные услуги без соответствующих подтверждающих документов, в результате чего возникает задолженность перед исполнителем.

Так, при рассмотрении дела по кассационной жалобе КП «Главный информационно-вычислительный центр» на определение апелляционного суда г. Киева от 29 августа 2012 года и по кассационной жалобе ЛИЦО_6 на решение Дарницкого районного суда г. Киева от 19 марта 2012 года и определение апелляционного суда г. Киева от 29 августа 2012 года коллегией судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел 27.03.13 г. было установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий заключенного между сторонами договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг за период с 01 февраля 2010 года по 01 декабря 2010 года образовалась задолженность в размере 3605 грн. 31 коп., какую КП «Жилье-сервис» просило взыскать с ответчика. ЛИЦО_6 обратился в суд со встречным иском, в котором просил признать незаконным размер начисленной задолженности за период с 01 февраля 2010 года по 01 января 2011 года, обязать КП «Жилье-сервис» произвести перерасчет стоимости услуг по содержанию дома и придомовой территории по тарифу, определенному в договоре, и исходя из стоимости коммунальных услуг за указанный период в соответствии с надлежащим образом сформированного тарифа, путем уменьшения и исключения стоимости непредоставленных и (или) некачественных услуг, обязать осуществить перерасчет стоимости услуг по центральному отоплению за расчетный отопительный период 2009-2010 годов, обосновывая свои требования тем, что КП «Житло-сервис» услуги предоставлялись некачественно, не в полном объеме, расчеты за предоставленные услуги в течение отопительного периода осуществлены неправильно. Однако, судом было установлено, что экономическую обоснованность тарифов КП «Жилье-сервис» и правильность начисления услуг подтверждено проверками деятельности предприятия, осуществленными Государственной жилищно-коммунальной инспекцией в г. Киеве, Главным управлением жилищного обеспечения КГГА на основании обращения ЛИЦО_7, ЛИЦО_6, председателя ОСМД «Сердолик» и инициативной группы жильцов дома. Поэтому коллегия судей соглашается с выводами судов об удовлетворении иска КП «Жилье-сервис», поскольку надлежащих доказательств в соответствии с требованиями статей 10, 60 ГПК Украины на подтверждение того, что жилищно-коммунальные услуги предоставлялись КП «Жилье-сервис» некачественно и не в полном объеме ответчиком не представлено.

Но если потребителем соблюдена процедура досудебного урегулирования спора между ним и исполнителем, составлен в определенном законом порядке акты-претензии о некачественном предоставлении услуг, заставить исполнителя сделать перерасчет в судебном порядке не так уж и сложно.

Читайте также: Правительство толкает украинцев к «тарифной» революции

Так, определением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.07.2014 года при рассмотрении дела по иску Концерна «Городские тепловые сети» к ЛИЦО_6 о взыскании задолженности за услуги центрального отопления, было удовлетворено кассационной жалобу ЛИЦО_6 на решение апелляционного суда Запорожской области от 11 февраля 2014 года и установлено с учетом предоставленных в материалы дела актов-претензий по поводу замера температуры воздуха в отопительный сезон услуги истцом, как исполнителем, давались с отклонением от количественных и качественных показателей, а порой вообще не предоставлялись, апелляционный суд пришел к выводу о наличии обязанности истца осуществить начисление размера платы за предоставленные услуги с учетом уменьшения ее размера или освобождения от оплаты вообще в соответствующие месяца. согласно актам претензии услуги предоставлялись некачественно. В соответствии с актами-претензиями, предоставленными ЛИЦО_6: от 20 января 2010 года, 13 февраля 2012 года, 04 января 2011 года отмечено отклонение температуры в жилых помещениях ответчика ниже 12 град. С и ниже 14 град. С в угловой комнате, что является основанием для неначисления платы за централизованное отопление вообще. Исходя из анализа п. 2 Правил оказания услуг и п. 5 Порядка проведения перерасчетов суд сделал вывод, что в случае предоставления услуг по теплоснабжению, в результате которых температурный режим не соблюден: ниже 12 градусов по Цельсию и 14 градусов по Цельсию, в угловых комнатах, то плата не взимается по всей площади квартиры.

Поэтому как видим, главное в борьбе с коммунальным беспределом для потребителя - вовремя воспользоваться теми правами, которыми наделен потребитель как субъект жилищно-коммунальных правоотношений действующим законодательством. Истец несет бремя доказывания иска - каждому потребителю это важно помнить.

 
Комментарии (1)
Sergiy1
28 ноября 2014 г. 10:11
Так при попередніх нормах законодавства було як дишло. А ,,проффесора,, в ЖКП написали та небожителі перед ліквідацією прийняли закон №1198-VII.Тепер взагалі ніяких письмових зобовязань з терміном ,,договір приєднання,,. КАПЕЦЬ!!!!