ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Качество ЖКУ доводит потребителей до суда
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Несмотря на многочисленные попытки активизации потребительского рынка коммунальных услуг этот сегмент национальной экономики остается в неудовлетворительном состоянии. Приведение в большинстве тарифов к экономически обоснованному уровню, начата реформа местного самоуправления и территориальной организации власти (в соответствии с которой содержание сферы ЖКХ предполагается передать на низовой уровень общин) - существенно не повлияли на отрасль, поэтому сейчас на всей территории Украины традиционной является довольно низкое качество предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.
Сомнительное качество ЖКУ, в свою очередь, обусловливает возникновение противоречий и споров, которые нередко заканчиваются выяснением отношений в суде между недовольными потребителями, которые приняли решение не платить за некачественные по их мнению услуги, и коммунальщиками, которые пытаются взыскать задолженность за потребленные услуги с недобросовестных, по мнению коммунальщиков, потребителей.
Анализ судебной практики по делам о признании бездействия коммунальщиков и обязательства уменьшить плату в связи с некачественным предоставлением услуг свидетельствует о том, что далеко не все потребители имеют достаточный уровень правовой культуры и осведомленности с законодательством, которое регулирует порядок предоставления ЖКУ, поэтому далеко не всегда потребителям удается доказать факт непредоставления или ненадлежащего предоставления коммунальных услуг исполнителем.
Гражданское судопроизводство в Украине базируется на принципе «истец несет бремя доказывания иска», при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений с помощью надлежащих и допустимых доказательств. При этом надлежащими и допустимыми доказательствами по делам о ненадлежащем качестве коммунальных услуг могут быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», Правил оказания услуг по централизованному отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, Правил предоставления услуг по содержанию домов и придомовых территорий акты-претензии, подписанные потребителем и представителем исполнителя, а в случае неявки исполнителя по вызову - за подписью двух жильцов дома.
Читайте также: ЖКХ запуталось в законодательной паутине
Если же потребитель получал определенный период некачественные услуги, или не получал их вообще, но не воспользовался своим правом на составление акта-претензии к исполнителю услуг - доказать в суде факт ненадлежащего оказания услуг исполнителем и обязать исполнителя произвести перерасчет за некачественно предоставленные услуги будет практически не возможно.
Так, решением судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 27.03.2013 года при рассмотрении гражданского дела по иску коммунального жилищно-эксплуатационного предприятия №19 к ЛИЦО_5 взыскания долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги, по кассационной жалобе ЛИЦО_5 на решение апелляционного суда Днепропетровской области от 12 декабря 2011 года ответчику ЛИЦО_5 было указано на то, что нормами Жилищного кодекса Украины, Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что исполнитель должен предоставлять акты выполненных работ ежемесячно по фактически предоставленных услуг потребителю. Поскольку в материалах дела отсутствуют акты-претензии, составленные и подписанные в установленном законом порядке, поэтому с выводом апелляционного суда о предоставлении истцом услуг по содержанию дома и придомовой территории, а следовательно, относительно взыскания с ответчика оплаты оказанных услуг в сумме 2395 грн. коллегия судей соглашается.
Еще одной стратегической ошибкой потребителей при предоставлении некачественных услуг исполнителем является принятие решения о неуплате за коммунальные услуги без соответствующих подтверждающих документов, в результате чего возникает задолженность перед исполнителем.
Так, при рассмотрении дела по кассационной жалобе КП «Главный информационно-вычислительный центр» на определение апелляционного суда г. Киева от 29 августа 2012 года и по кассационной жалобе ЛИЦО_6 на решение Дарницкого районного суда г. Киева от 19 марта 2012 года и определение апелляционного суда г. Киева от 29 августа 2012 года коллегией судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел 27.03.13 г. было установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий заключенного между сторонами договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг за период с 01 февраля 2010 года по 01 декабря 2010 года образовалась задолженность в размере 3605 грн. 31 коп., какую КП «Жилье-сервис» просило взыскать с ответчика. ЛИЦО_6 обратился в суд со встречным иском, в котором просил признать незаконным размер начисленной задолженности за период с 01 февраля 2010 года по 01 января 2011 года, обязать КП «Жилье-сервис» произвести перерасчет стоимости услуг по содержанию дома и придомовой территории по тарифу, определенному в договоре, и исходя из стоимости коммунальных услуг за указанный период в соответствии с надлежащим образом сформированного тарифа, путем уменьшения и исключения стоимости непредоставленных и (или) некачественных услуг, обязать осуществить перерасчет стоимости услуг по центральному отоплению за расчетный отопительный период 2009-2010 годов, обосновывая свои требования тем, что КП «Житло-сервис» услуги предоставлялись некачественно, не в полном объеме, расчеты за предоставленные услуги в течение отопительного периода осуществлены неправильно. Однако, судом было установлено, что экономическую обоснованность тарифов КП «Жилье-сервис» и правильность начисления услуг подтверждено проверками деятельности предприятия, осуществленными Государственной жилищно-коммунальной инспекцией в г. Киеве, Главным управлением жилищного обеспечения КГГА на основании обращения ЛИЦО_7, ЛИЦО_6, председателя ОСМД «Сердолик» и инициативной группы жильцов дома. Поэтому коллегия судей соглашается с выводами судов об удовлетворении иска КП «Жилье-сервис», поскольку надлежащих доказательств в соответствии с требованиями статей 10, 60 ГПК Украины на подтверждение того, что жилищно-коммунальные услуги предоставлялись КП «Жилье-сервис» некачественно и не в полном объеме ответчиком не представлено.
Но если потребителем соблюдена процедура досудебного урегулирования спора между ним и исполнителем, составлен в определенном законом порядке акты-претензии о некачественном предоставлении услуг, заставить исполнителя сделать перерасчет в судебном порядке не так уж и сложно.
Читайте также: Правительство толкает украинцев к «тарифной» революции
Так, определением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.07.2014 года при рассмотрении дела по иску Концерна «Городские тепловые сети» к ЛИЦО_6 о взыскании задолженности за услуги центрального отопления, было удовлетворено кассационной жалобу ЛИЦО_6 на решение апелляционного суда Запорожской области от 11 февраля 2014 года и установлено с учетом предоставленных в материалы дела актов-претензий по поводу замера температуры воздуха в отопительный сезон услуги истцом, как исполнителем, давались с отклонением от количественных и качественных показателей, а порой вообще не предоставлялись, апелляционный суд пришел к выводу о наличии обязанности истца осуществить начисление размера платы за предоставленные услуги с учетом уменьшения ее размера или освобождения от оплаты вообще в соответствующие месяца. согласно актам претензии услуги предоставлялись некачественно. В соответствии с актами-претензиями, предоставленными ЛИЦО_6: от 20 января 2010 года, 13 февраля 2012 года, 04 января 2011 года отмечено отклонение температуры в жилых помещениях ответчика ниже 12 град. С и ниже 14 град. С в угловой комнате, что является основанием для неначисления платы за централизованное отопление вообще. Исходя из анализа п. 2 Правил оказания услуг и п. 5 Порядка проведения перерасчетов суд сделал вывод, что в случае предоставления услуг по теплоснабжению, в результате которых температурный режим не соблюден: ниже 12 градусов по Цельсию и 14 градусов по Цельсию, в угловых комнатах, то плата не взимается по всей площади квартиры.
Поэтому как видим, главное в борьбе с коммунальным беспределом для потребителя - вовремя воспользоваться теми правами, которыми наделен потребитель как субъект жилищно-коммунальных правоотношений действующим законодательством. Истец несет бремя доказывания иска - каждому потребителю это важно помнить.