ГлавнаяПубликацииАналитика ЖКХ: развитие «вслепую»

ЖКХ: развитие «вслепую»

С началом 2015 года ЖКХ Украины потеряло вектор развития. Правительство не предложило целостного взгляда на то, как должна развиваться отрасль в дальнейшем. Так, в прошлом году ЖКХ, если двигалось вперед, то практически вслепую.

О реформировании жилищно-коммунального хозяйства говорят часто и не один год. Дело даже не в том, что проблем в отрасли свыше край, а в том, что с течением времени они мало решаются, перерождаются в другие, или не решаются вообще. Политики вспоминают о ЖКХ в основном перед выборами, придумывают хитроумные пути спасения отрасли, а когда перед ними открывается необозримый правительственный или парламентский мир – часто воплощают совсем другие реформы, мол, не первоочередные задачи, нехватка средств, и тому подобное. 

Примером таких нереализованных стратегий может быть печально известная Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы. Ее выписали Законом, определили цель и конкретные мероприятия для реализации, однако воплотить в жизнь не смогли. Причиной хронического нежелания правительства финансировать в полном объеме мероприятия, ею предусмотренные (профинансировано лишь 20% от запланированных объемов), а также нереальность самих мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Вроде, установление плана по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов: согласно программе, их до конца 2014 года в Украине должно было бы насчитываться более 45 тысяч, а по факту, по состоянию на начало 2015 года, всего было зарегистрировано свыше 16 тысяч. 
 
Так, фактически с 1 января 2015 года украинское ЖКХ потеряло вектор развития. На смену Общегосударственной программе пришли только точечные инициативы, правительство не предложило целостного взгляда на то, как должна развиваться отрасль в дальнейшем. Более того, аудит выполнения Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы до сих пор не представлен профильным Министерством. Учитывая это, можно заключить, что в 2015 году жилищно-коммунальное хозяйство, если развивалося, то практически вслепую, ведь трудно двигаться вперед, когда не знаешь, что позади. 
 
Своеобразным подтверждением этого является текст Отчета о ходе и результатах выполнения Программы деятельности Кабинета Министров в 2015 году, который был одобрен распоряжением правительства №57-р от 1 февраля 2016 года и передан в Верховную Раду. В частности, в нем отмечается, что в 2015 году реформирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства было продолжено.
 
Среди основных достижений правительство усматривает принятия Верховной Радой Закона №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», основной целью которого является решение проблем реализации права собственности в многоквартирном доме, создания условий для эффективной эксплуатации и содержания жилищного фонда, а также определение альтернативных способов управления общим имуществом жильцов многоквартирного дома. Его нормы де-юре заработали с июля 2015 года, однако де-факто мало что изменилось, поскольку не были оперативно внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов. К примеру, на исполнение указанного Закона Минрегион принял приказы: от 25.08.2015 №203 «Об утверждении формы Протокола собрания совладельцев многоквартирного дома», зарегистрированный в Минюсте 2.10.2015 за №1083/27528 и от 23.09.2015 №238 «О внесении изменений в Типового устава объединения совладельцев многоквартирного дома», зарегистрированный в Минюсте 8.10.2015 за №1220/27665.
 
 
Наряду с этим подчеркивается, что был урегулирован вопрос перевода дачных и садовых домов в жилые дома, что открывает возможность регистрации места проживания в таких домах. В частности, постановлением КМУ №321 от 29.04.15 определен соответствующий Порядок для дачных и садовых домов, которые соответствуют государственным строительным нормам. 
 
Вторым важным шагом определено внесение изменений в некоторые законы Украины, направленные на обеспечение установления экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и избежание в дальнейшем нагрузки на Государственный бюджет в части возмещения значительных объемов задолженности по разнице в тарифах. Речь о Законе №626 - VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг» от 16.07.2015. Однако, при этом вопрос погашения существующей задолженности по разнице в тарифах перед коммунальными предприятиями остается актуальным до сих пор. В прошлом году Законом «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» была предусмотрена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставки горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения в размере 2,9 млрд грн. Кроме того, в течение года на возмещение разницы в тарифах дополнительно предусмотрели средства в сумме 2,7 млрд грн (Закон №704-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 17.09.2015). Но по состоянию на сегодня, предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства и энергоснабжающим предприятиям не компенсирована разница в тарифах на общую сумму в 8,3 млрд грн. и в бюджете на 2016 год соответствующее возмещение не предусмотрено. А это средства, которые могли пойти на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
 
Третьим достижением - представление в Верховную Раду проекта Закона №2772 «О внесении изменений в Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (относительно усовершенствования некоторых положений). Заметим, им предусмотрено предоставление органам местного самоуправления полномочий относительно регулирования отношений с очисткой сточных вод и контроля за сверхнормативными сбросами промышленных предприятий на соответствующей территории. Однако, несмотря на рекомендации профильного комитета, его рассмотрение переносится от пленарного заседания до пленарного заседания.
 
 
Четвертым важным достижением - совершенствование порядка начисления (определения) платы за услуги по централизованному отоплению в случае отсутствия в квартире (доме усадебного типа) и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии. Постановлением КМУ № 1037 от 30.10.2015 предусмотрен механизм начисления потребителям (у которых отсутствуют средства учета тепловой энергии) ежемесячной платы за услуги по централизованному отоплению, учитывающая отклонение фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного сезона от нормативных показателей, которые взяты до расчетов тарифов на услуги централизованного отопления во время их установки. Наряду с этим, именно вопросы учета тепловой энергии остается среди долгоиграющих. В 2015 году Минрегион отчитался о повышении уровня оснащенности многоквартирных домов средствами учета с 32% до 51%, в 2016 году – этот показатель планируют довести до 75%.
 
На последок выделяется - совершенствование механизма формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод для предприятий, которые продают питьевую воду другим водоканалам или подают на очистку сточные воды (постановление Кабинета Министров №670 от 2.09.2015). 
 
Вадим Менаев

 

От души любите Армению и интересуетесь ее бытом культурой? Армянский юмор, последние новости страны и многое другое Вы можете прочитать тут. Информационный портал знает, что вам интересно.

 
Комментарии (0)