ГлавнаяПубликацииАналитикаГосударство и бизнес в ЖКХ: игра без правил

Государство и бизнес в ЖКХ: игра без правил

Механизмы ГЧП обсуждаются однобоко с точки зрения экономических рисков потенциальных концессионеров или арендаторов коммунальных предприятий. Что ждет местную власть и конечного потребителя с приходом на рынок естественных монополий частного инвестора?

Изношенность основных фондов предприятий ЖКХ, низкое качество предоставляемых потребителям услуг, рост стоимости энергоносителей – все это вынуждает государство искать способы финансовой «санации» отрасли за счет средств частного бизнеса. Вместе с тем, механизмы государственно-частного партнерства обсуждаются достаточно однобоко, а именно с точки зрения экономических рисков потенциальных концессионеров или арендаторов коммунальных предприятий.  При этом упоминаний о том, что ожидает местные власти и конечного потребителя с приходом на рынок природных монополий частного инвестора, практически нет

Прописные партнерские «истины»

Эксперты, специализирующиеся на теме ГЧП, называют, ставший уже стандартным, перечень факторов, которые осложняют выход частного инвестора на рынок коммунальных услуг:

  • Отсутствие норм в законодательстве, прописывающих четкие «правила игры» для местных органов власти и частного бизнеса
  • Действующие тарифы на услуги водо- и теплоснабжения, которые не покрывают затрат на их производство. Также сама структура тарифа до сих пор не позволяет арендатору или концессионеру заложить в стоимость предоставляемых услуг инвестиционную составляющую и, таким образом, вернуть вложенные в модернизацию предприятия средства.
  • Действие распределительных спецсчетов, на которые автоматически начисляются все платежи потребителей, затем – львиная доля этих средств перечисляются энергопоставщикам в качестве оплаты за предоставленный природный газ и электроэнергию. Таким образом, у предприятия подчистую «вымываются» оборотные средства, что приводит к росту долгов по заработной плате, невозможности выплатить арендные или концессионные платежи.
  • «Политическая составляющая» тарифа. Несмотря на создание национального регулятора, задачей которого является установить коммунальному предприятию тарифы, окупающие себестоимость услуг, действующие в отрасли тарифы все еще не покрывают затрат. Процесс приведения тарифов к обоснованному финансовыми затратами уровню по-прежнему сдерживается как на центральной, так и на местными властями из-за опасений социального недовольства. 
  • Особенно остро ощущают заполитизированность тарифообразования производители и поставщики тепловой энергии, которым нацрегулятор утверждает лишь себестоимость гигакалории тепла, а тариф на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения устанавливают облгосадминистрации.  
  • Низкая платежная дисциплина потребителей. Ни для кого не секрет, что крупнейшим потребителем коммунальных услуг в стране является население, которое оплачивает их по тарифам ниже, чем небытовые абоненты. Если оставить в стороне проблемы перекрестного субсидирования, в среднем население оплачивает лишь 40-50% начисленных сумм. Зачастую резкое падение платежей происходит в отопительный сезон, когда потребителям приходиться больше платить за тепловую энергию. Как следствие, у предприятий тепловой энергетики растет объем задолженности за природный газ.
  • Отсутствие профессиональных договоров. При заключении договоров аренды и концессии зачастую досконально не прописываются условия, права и обязательства сторон. В дальнейшем это создает почву для спекуляций как со стороны инвесторов, так и со стороны местных властей.
  • Отсутствие политической преемственности. Смена руководства местных органов власти, как правило, становиться причиной для пересмотра действующего договора об аренде или концессии. Фактически частному инвестору приходиться заново налаживать отношения с новоизбранными чиновниками, обсуждать условия управления предприятием.

Долго ли, умеючи?

Тем не менее, несмотря на высокий уровень рисков, процесс выхода на украинский рынок коммунальных услуг частного бизнеса достаточно динамичный.

Читайте также: Тепло на особых условиях

По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ,  по состоянию на март 2012 года в Украине 39 объектов ЖКХ были переданы частным компаниям на условиях аренды, концессии или договоров совместной деятельности. Примечательно, что из них в сфере водоснабжения преобладают концессионные договора – 14 объектов, и только 4 – в аренде, а на предприятиях тепловой энергетики более популярна аренда – 11 объектов, а в концессию передано лишь два.

Причин такого «разделения» сфер отрасли между концессионерами и арендаторами несколько:

  • Концессия позволяет частному инвестору, точнее частному партнеру, получать платежи и другую оплату с потребителей, арендатор же вынужден часть дохода отдавать государству.
  • Опыт концессии в Украине начался именно с предприятий водоснабжения поскольку, в этом секторе ЖКХ ситуация лучше, чем в теплоснабжении. Во-первых, налажен учет отпускаемого и потребляемого ресурса, во-вторых, уровень платежной дисциплины потребителей выше, соответственно, ниже уровень задолженности водоканалов за электроэнергию, чем у тепловиков за природный газ, в-третьих, процедура утверждения тарифов на холодное водоснабжение и водоотвод проще.
  • Концессия возможна на более длительный срок, нежели аренда – почти на 50 лет, в то время как максимальный срок аренды – 10 лет.
  • Вместе с тем, обязательства арендатора по реконструкции, модернизации и развитию предприятия не такие высокие, как у концессионера. Это делает аренду привлекательной для частного бизнеса именно в сфере тепловой энергетики, где сложности предприятия обусловлены не только необходимостью замены устаревшего оборудования, но и сезонностью.

Однако основной причиной инвестиционной привлекательности рынка коммунальных услуг остается именно его монопольное положение, что обеспечивает постоянный спрос на услуги по тепло- и водоснабжению.

«Как украинский бизнес, так и власти часто движимы не желанием развивать отрасль, а что называется «сесть на финансовых поток», - отмечает экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. По его словам, большинство компаний, которые хотят работать в ЖКХ, зачастую не понимают ни «правил игры» этой отрасли, не имеют необходимых знаний. «Все предприятия отрасли убыточны. Когда на предприятие приходит концессионер или арендатор, он обнаруживает многомиллионные долги, проблемы и убытки. Но это бизнес не останавливает. При этом практика показывает, что частный инвестор не справляется со сложившимися проблемами», - отметил он.

С глаз долой…

Так что же ожидает потребителей и местные власти при условии передачи тепло- или водоснабжающего предприятия в аренду или концессию? Схема, по которой развивается сценарий, одинакова и выглядит так:

  • Мэр населенного пункта устал от постоянных обвинений со стороны населения о том, что предоставляемые услуги дорогие и некачественные. Кроме того, местный бюджет не справляется с долгами предприятия за энергоносители, а средств на ремонт и замену устаревшего оборудования нет.
  • В свою очередь, частный партнер обещает мэру решить накопившиеся проблемы, вывести предоставление услуг на качественный уровень.
  • Населению все равно, кто будет поставлять им тепло или воду, главное, чтобы услуги предоставлялись бесперебойно и качественно.
  • После передачи частного предприятия в аренду или концессию, частный инвестор начинает требовать от властей поддержки в вопросе увеличения тарифов, на что мэры идут крайне неохотно, так как это негативно отражается на их политическом рейтинге
  • Мэр начинает требовать арендную плату, концессионный платеж, а предприятие не может его заплатить, так как основные средства направлены на оплату долгов за энергоносители. При этом средств на выплату заработной платы сотрудникам, ни тем более, инвестиции в модернизацию у инвестора не остается.

Кроме того, властям приходится постоянно контролировать действия частных партнеров, которые могут, например, нелегально распродать объекты имущественного комплекса, приобрести вместо нового оборудования подержаное, завысить самовольно тариф.

 

Всем детям нравится играть в игры. Кто-то любит кататься на велосипеде, кто-то играть на детской площадке. Также для проведения детского досуга подойдет и компьютерные развивающие игры, вот например, Games-Girll. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте games-girll.com.

 
Комментарии (0)