О чем грустит ЖКХ

Социально-экономическое развитие Украины не было стабильным. Из-за непоследовательности государственной экономической политики, отсутствия прогресса в проведении структурных реформ, пострадали, в частности и реформы в ЖКХ.

Классификация проблем

В течение десятилетий в жилищно-коммунальной сфере Украины господствовали экстенсивные подходы и административные методы хозяйствования, которые были следствием жестко централизованного управления в государстве. Материальная база отрасли всегда развивалась на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, во все времена находилась в неудовлетворительном состоянии, но наиболее заметно деградирует именно в последние годы, несмотря на то, что на ЖКХ тратится значительная доля (до 30%) расходов местных бюджетов.

К основным проблемам ЖКХ относятся:

1) несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/тарифов на услуги и текущей деятельности предприятий ЖКХ;

2) несоответствие размеров платежей за пользование жильем фактическим затратам на его содержание;

3) плохая управляемость, не контролируемость со стороны властных структур (отсутствие системы оценки результативности услуг), низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, которые ими предоставляются;

4) Из-за естественно-монопольного положения многих поставщиков услуг в инфраструктуре ЖКХ можно проследить их чрезмерную возможность определять характер хозяйственных взаимоотношений на рынке ЖКХ, навязывать дискриминационные условия своим экономически и юридически зависимым контрагентам.

Компоненты ЖКХ

Для того, чтобы глубже понять природу этой проблемы, необходимо осуществить компонентный анализ деятельности предприятий, как субъектов, предоставляющих эти услуги:

1) коммунальные предприятия, предоставляющие ЖКУ, являются рыночно ориентированными - поэтому их основная цель - получение прибыли;

2) в местной инфраструктуре эти предприятия выступают фактическими монополистами в своей области - поэтому их доходы практически не зависят от качества продаваемых услуг, ведь отсутствует конкурентная составляющая;

Читайте также: Окончальный диагноз реформы ЖКХ

3) указанные коммунальные предприятия одновременно находятся под юрисдикцией (организационно-правовым подчинением) местных органов власти.

Ни один из приведенных интересов предприятий не направлен на приоритетное обеспечение комфортных условий проживания жителей и повышение качества ЖК-услуг. Более того, предприятия естественно идут по экстенсивному пути развития, т.е. заинтересованы в постоянном увеличении расходов бюджета в виде их дотирования, что в свою очередь обусловливает постоянное повышение тарифов на оплатуЖК-услуг для населения.

Система дотирования предприятий - поставщиков ЖКУ порождает социальную несправедливость косвенных видов доходов отдельных категорий потребителей, поскольку средства на дотации из бюджета власть получает из налогов, а они, в свою очередь, приводят к потерям для предприятий, которые не подлежат возврату. Таким образом, система дотирования, ставит естественных монополистов на грань финансового кризиса и заставляет их переводить убытки от оказания услуг населению на хозрасчетных потребителей, что повышает себестоимость и цену промышленной продукции.

Следовательно, всецело полагаясь на городскую власть, большинство предприятий-поставщиков ЖК-услуг свели к минимуму свою самостоятельность, прекратили реагировать на изменение внешних и внутренних условий. Все это требует внесения существенных коррективов в систему менеджмента указанных предприятий.

К основным причинам существования указанных проблем следует отнести:

- категорическую незаинтересованность коммунальных предприятий, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере, в становлении системы оценки результативности и эффективности услуг, ведь в этом случае картина будет неблагоприятной для этих предприятий: ресурс, затрачиваемый на обеспечение услуг несоизмеримо выше, чем качество и результативность их предоставления. Кроме того, утверждение четких показателей результативности создаст основу для конкурентной среды (возможности конкурсного отбора предприятий - поставщиков услуг по принципу «лучшее качество за оптимальный ресурс»);

Читайте также: Реформа ЖКХ - неутешительное будущее

- формалистическую и процедурную незаинтересованность управлений ЖКХ исполнительных органов местного самоуправления, поскольку объем работы в них увеличивается. Работникам нужно анализировать не только состояние финансовой работы коммунальных предприятий, но и состояние результативности их работы по каждому из утвержденных показателей, систематически проводить и обнародовать мониторинг показателей результативности. С этого препятствия проистекает следующее:

- низкий уровень подготовки кадров управлений ЖКХ, их неготовность приспосабливаться к новым управленческим реалиям и вызовам времени;

- стойкая апатия населения в вопросах, связанных с предоставлением ЖК-услуг. Общие социально-экономические проблемы вызывают уныние общества в возможность изменения ситуации к лучшему, в результативности личной причастности к улучшению ситуации в этой сфере.

- несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией жилищного фонда;

- иждивенческое, небрежное отношение пользователей к жилью, что приводит к его быстрому физического и моральному износу;

- высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления ЖКУ;

- изношенность основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие - значительные затраты (воды, тепловой энергии и т.п.) и низкая энергоэффективность.

Около 70% жилого фонда построено до 1970 года, изношенность основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств.

Если в начале 90-х годов в среднем по Украине на 100 км коммунальных сетей приходилось 30-40 аварий, то в последние годы этот показатель достиг 180 аварий на 100 км водопровода и 10-20 на 100 км сетей теплоснабжения;

Читайте также: Частный капитал поможет модернизации ЖКХ

- несоответствие имеющихся инфраструктурных мощностей возрастающим требованиям и потребностям;

- высокий уровень монополизации сферы предоставления ЖК-услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе;

- несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг;

- неэффективная система управления, слияния заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг;

- незавершенность приватизации жилищного фонда в части ассоциирования собственников жилья в многоквартирных домах в объединение совладельцев (ОСМД).

Одной из главных причин кризисного состояния ЖКХ является отсутствие действенной нормативно-правовой базы, которая могла бы способствовать приходу в отрасль инвестора путем установления нормальных механизмов вложения средств и их возврата с прибылью. Но в этой ситуации следует учесть, что формирование тарифов на рыночной основе может привести к ущемлению интересов потребителей.

 
Комментарии (6)
Олександр3
21 февраля 2013 г. 09:19
Главнейшая причина - нарушение действующего законодательства Украины, отсутствие договоров между поставщиками услуг и их потребителями!
Михаил3
21 февраля 2013 г. 09:37
Конечно, отношения должны быть договорными, иначе о чем можно говорить вообще
Sergiy3
21 февраля 2013 г. 12:24
І всі ці проблеми та заходи були в Указі Президента Кучми,двох державних програмах реформування ЖКГ. Цікавіше було б прочитати аналітику- хто не забезпечив виконання , яких завдань і чому.Зокрема і тих які не вимагали бюджетного фінансування.Як приклад - створення законодавчого механізму стимулювання ефективного використання енергоносіїв та води від кожної окремої квартири до НАК,,Нафтогаз,,.
Иван Смольный2
21 февраля 2013 г. 22:58
1. Какая разница, кто виноват в том что ЖКХ не реформирован а программы не выполнены?! Вас интересует кто виноват? Очень просто найти виноватых! Виноваты чиновники в должностные обязанности которых входило и входит реформирование и выполнение программ. Конкретные имена - берем период "виноватости" и смотрим кто в этом периоде был вице. или просто министром, кто замом и так по нисходящей. Вычислим негодяев!!! Ату их! Ну и что дальше. Будем вычислять следующих? 2. Прочел статью и чуть не захлебнулся в наукообразности. Все в общем правильно, но зачем так сложно подавать. Люди которые не в теме - вряд ли поймут о чем речь. А тем которые в теме, такие откровения уже оскомину набили.
Мария Цатурян3
21 февраля 2013 г. 12:35
Sergiy, дуже гарна ідея, дякую. Гадаю найближчим часом ми такий аналіз обприлюднимо
Sergiy1
22 февраля 2013 г. 12:42
Пане Aleх - 12 балів з плюсом.І тоді зникає електорат.