ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
О чем грустит ЖКХ
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Классификация проблем
В течение десятилетий в жилищно-коммунальной сфере Украины господствовали экстенсивные подходы и административные методы хозяйствования, которые были следствием жестко централизованного управления в государстве. Материальная база отрасли всегда развивалась на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, во все времена находилась в неудовлетворительном состоянии, но наиболее заметно деградирует именно в последние годы, несмотря на то, что на ЖКХ тратится значительная доля (до 30%) расходов местных бюджетов.
К основным проблемам ЖКХ относятся:
1) несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/тарифов на услуги и текущей деятельности предприятий ЖКХ;
2) несоответствие размеров платежей за пользование жильем фактическим затратам на его содержание;
3) плохая управляемость, не контролируемость со стороны властных структур (отсутствие системы оценки результативности услуг), низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, которые ими предоставляются;
4) Из-за естественно-монопольного положения многих поставщиков услуг в инфраструктуре ЖКХ можно проследить их чрезмерную возможность определять характер хозяйственных взаимоотношений на рынке ЖКХ, навязывать дискриминационные условия своим экономически и юридически зависимым контрагентам.
Компоненты ЖКХ
Для того, чтобы глубже понять природу этой проблемы, необходимо осуществить компонентный анализ деятельности предприятий, как субъектов, предоставляющих эти услуги:
1) коммунальные предприятия, предоставляющие ЖКУ, являются рыночно ориентированными - поэтому их основная цель - получение прибыли;
2) в местной инфраструктуре эти предприятия выступают фактическими монополистами в своей области - поэтому их доходы практически не зависят от качества продаваемых услуг, ведь отсутствует конкурентная составляющая;
Читайте также: Окончальный диагноз реформы ЖКХ
3) указанные коммунальные предприятия одновременно находятся под юрисдикцией (организационно-правовым подчинением) местных органов власти.
Ни один из приведенных интересов предприятий не направлен на приоритетное обеспечение комфортных условий проживания жителей и повышение качества ЖК-услуг. Более того, предприятия естественно идут по экстенсивному пути развития, т.е. заинтересованы в постоянном увеличении расходов бюджета в виде их дотирования, что в свою очередь обусловливает постоянное повышение тарифов на оплатуЖК-услуг для населения.
Система дотирования предприятий - поставщиков ЖКУ порождает социальную несправедливость косвенных видов доходов отдельных категорий потребителей, поскольку средства на дотации из бюджета власть получает из налогов, а они, в свою очередь, приводят к потерям для предприятий, которые не подлежат возврату. Таким образом, система дотирования, ставит естественных монополистов на грань финансового кризиса и заставляет их переводить убытки от оказания услуг населению на хозрасчетных потребителей, что повышает себестоимость и цену промышленной продукции.
Следовательно, всецело полагаясь на городскую власть, большинство предприятий-поставщиков ЖК-услуг свели к минимуму свою самостоятельность, прекратили реагировать на изменение внешних и внутренних условий. Все это требует внесения существенных коррективов в систему менеджмента указанных предприятий.
К основным причинам существования указанных проблем следует отнести:
- категорическую незаинтересованность коммунальных предприятий, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере, в становлении системы оценки результативности и эффективности услуг, ведь в этом случае картина будет неблагоприятной для этих предприятий: ресурс, затрачиваемый на обеспечение услуг несоизмеримо выше, чем качество и результативность их предоставления. Кроме того, утверждение четких показателей результативности создаст основу для конкурентной среды (возможности конкурсного отбора предприятий - поставщиков услуг по принципу «лучшее качество за оптимальный ресурс»);
Читайте также: Реформа ЖКХ - неутешительное будущее
- формалистическую и процедурную незаинтересованность управлений ЖКХ исполнительных органов местного самоуправления, поскольку объем работы в них увеличивается. Работникам нужно анализировать не только состояние финансовой работы коммунальных предприятий, но и состояние результативности их работы по каждому из утвержденных показателей, систематически проводить и обнародовать мониторинг показателей результативности. С этого препятствия проистекает следующее:
- низкий уровень подготовки кадров управлений ЖКХ, их неготовность приспосабливаться к новым управленческим реалиям и вызовам времени;
- стойкая апатия населения в вопросах, связанных с предоставлением ЖК-услуг. Общие социально-экономические проблемы вызывают уныние общества в возможность изменения ситуации к лучшему, в результативности личной причастности к улучшению ситуации в этой сфере.
- несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией жилищного фонда;
- иждивенческое, небрежное отношение пользователей к жилью, что приводит к его быстрому физического и моральному износу;
- высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления ЖКУ;
- изношенность основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие - значительные затраты (воды, тепловой энергии и т.п.) и низкая энергоэффективность.
Около 70% жилого фонда построено до 1970 года, изношенность основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств.
Если в начале 90-х годов в среднем по Украине на
Читайте также: Частный капитал поможет модернизации ЖКХ
- несоответствие имеющихся инфраструктурных мощностей возрастающим требованиям и потребностям;
- высокий уровень монополизации сферы предоставления ЖК-услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе;
- несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг;
- неэффективная система управления, слияния заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг;
- незавершенность приватизации жилищного фонда в части ассоциирования собственников жилья в многоквартирных домах в объединение совладельцев (ОСМД).
Одной из главных причин кризисного состояния ЖКХ является отсутствие действенной нормативно-правовой базы, которая могла бы способствовать приходу в отрасль инвестора путем установления нормальных механизмов вложения средств и их возврата с прибылью. Но в этой ситуации следует учесть, что формирование тарифов на рыночной основе может привести к ущемлению интересов потребителей.