ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЦивилизованный шпионаж украинских коммунальщиков

Цивилизованный шпионаж украинских коммунальщиков

В мире становится все более популярным метод стратегического планирования, при котором развитие предприятия зависит от лучших практик аналогичных компаний. Украинское ЖКХ не станет исключением

В последнее время все большее внимание уделяется применению бенчмаркинга для повышения эффективности управления в коммунальной сфере. В первую очередь, заинтересованность проявляют предприятия отрасли. Их интерес к бенчмаркингу объясняется рыночными требованиями к повышению производительности труда, эффективности использования активов, улучшению работы с клиентами. По мнению экспертов, фактически бенчмаркинг - это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей аналогичных предприятий.

История развития

Термин «бенчмаркинг» является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык, отмечают аналитики. Этот термин произошел от слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. По данным российского Института экономики города, бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше с целью изучения, усовершенствования и применения их методов работы. На первый взгляд, может показаться, что речь идет о старом методе: о производственном шпионаже. Однако на рубеже 70-х годов некоторые предприятия начали развивать теорию, в основу которой положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Компании стали учиться классифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.

Очевидно, в качестве источников информации для обеспечения целей бенчмаркинга следует использовать:

• существующие в Украине отчеты (финансовая, статистическая, налоговая отчетность);

• квартальные или месячные отчеты лицензиатов;

• жалобы от потребителей;

• плановые и случайные выезды на рабочие площадки;

• данные исследований;

• другая общедоступная информация (пресса, телевидение и т. п.)

«Инструментом оценки эффективности деятельности предприятий могут быть принципы бенчмаркинга, которые должны заменить устаревшие методы статистической отчетности, что до собираются в странах бывшего СССР. Но необходимо понимать, что эффективность использования этого метода напрямую зависит от правильного подбора критериев сравнения и оценки. Так, они должны учитывать условия деятельности предприятий, быть количественно измеряемыми и обязательно однозначными», - поясняет пресс-служба Нацкомпослуг.

Как это работает?

С целью упрощения сравнительного анализа каждый набор индикаторов условно разделен на несколько тематических блоков. В частности, качество услуг, объекты и сети, объемы производства и потребления, энергоэффективность, расходы и доходы, персонал, охват услугами и их доступность.

Например, бенчмаркинг водоканалов округа Сарасота, США предусматривает только три тематических блока. В частности: объемы производства и потребления: суточный объем потребления воды, доля объема производства воды за счет альтернативных источников водоснабжения, доля потерь воды, доля повторно используемой воды, качество услуг: доля потребителей, удовлетворенных качеством воды, суммарный вес загрязняющих веществ, изъятых в процессе водоподготовки; объекты и сети: соотношение производственной мощности объектов и сетей водоканалов и совокупного спроса на услуги водоснабжения.

В Ассоциации предприятий водоснабжения арабских государств рассматривают 5 блоков. А именно: качество услуг: доля проб, не соответствующих нормативам, количество жалоб в расчете на 1000 подключений, количество жалоб в расчете на 1 подключение; персонал: численность персонала в расчете на 1000 абонентов, удельный продолжительность обучения персонала объекты и сети: аварийность на сетях, аварийность на сетях, расходы и доходы: уровень покрытия операционных расходов, удельные операционные расходы; объемы производства и потребления: вода, что не приносит дохода (%), вода не приносит дохода (куб / км), вода, не приносит дохода (куб / подключение).

Читайте также:Украину выведут на чистую воду

Что касается Франции, то ключевые показатели эффективности предприятий включают лишь 3 блока: качество услуг: доля ответов на обращения граждан в течение 15 дней, количество жалоб в расчете на 1000 абонентов, соответствие качества воды нормативным требованиям, коэффициент незапланированных перерывов в водоснабжении, количество проб на качество воды (од./1000 куб.м.), доля дней с ограничениями подачи воды; объемы производства и потребления: доля потерь и неучтенного потребления воды, удельные потери воды (м3/км; подключения); объекты и сети: количество аварий на сетях ( ед./км).

Украинский путь

Бенчмаркинг может очень эффективно использоваться в регуляторной деятельности. Для определения направлений совершенствования деятельности могут использовать эту методику и предприятия-члены профессиональных организаций.

По мнению экспертов, задача регулятора разработать такую ​​систему показателей, по которым он сможет сравнивать предприятия друг с другом и учитывать эти показатели при установлении тарифов. Такая система рубежом. Однако, она в каждой стране имеет свои особенности, поэтому не стоит слепо копировать модель, а следует разработать собственную, адаптировав другие системы к украинским реалиям.

Однако возникает вопрос следует обнародовать результаты бенчмаркинга? Собственно ответ на этот вопрос и может служить главным препятствием для внедрения бенчмаркинга в Украине. Сегодня, к сожалению, показатели предприятия, которые, например, по результатам анализа будут хуже средних по отрасли, могут отдельные представители общества использовать для политических спекуляций.

Если говорить о сфере теплоснабжения, то есть и исключительно техническая помеха в его внедрении сегодня. Законодательство разделило в сфере теплоснабжения следующие виды лицензируемой деятельности - производство, транспортировку и поставку тепловой энергии. Значительное количество предприятий осуществляют в пределах одного субъекта хозяйствования все эти виды деятельности. Хотя учет доходов, расходов, финансовых результатов и активов по этим видам деятельности отдельно от других видов еще не осуществляется в полной мере. «Это связано, в первую очередь, с отсутствием тарифов, установленных отдельно по каждому виду лицензируемой деятельности, а во-вторых, организационно-методическими сложностями во внедрении такого учета. Соответственно, предприятия теплоснабжения не могут сегодня представлять регуляторному органу отчетность по видам лицензируемой деятельности в полном объеме, как это предусмотрено законодательством. И поэтому, следует ожидать, что база данных по таким видам деятельности как производство, транспортировку и поставку тепла полноценно может быть сформирована только со временем», - объясняет директор ООО «Институт местного развития» Алена Бабак.

Читайте также: Энергоэффективность в кредитных руках

В условиях украинской коммунальной сферы возникают сомнения относительно создания унифицированных, единых показателей для предприятий. Однако эксперты другого мнения. В частности, госпожа Бабак подчеркивает возможность создания единых показателей для каждого предприятия, подчеркивая, что такой опыт в Украине существует. В частности много наработок в сфере водоснабжения и водоотведения.

По мнению экспертов отрасли, не следует слепо копировать наработки других стран. Подтверждает это и председатель Нацкомиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов: «Опыт зарубежных стран, безусловно, интересен и полезен. Но необходимо понимать, что в Украине есть своя специфика. Поэтому в процессе реформирования коммунальной сферы, нам необходимо искать свой путь, адаптируя те модели, которые хорошо показали себя и могут быть использованы в украинских реалиях».

Итак, система бенчмаркинга действительно может вывести коммунальную сферу Украины на новый, более качественный и энергоэффективным уровень. Однако для этого нужно понять украинские особенности и соответственно к ним адаптировать или даже создать свою систему, которая поможет разработать систему индикаторов, которая будет стимулировать коммунальные предприятия к постоянному повышению эффективности и тем самым сдерживать рост тарифов.

 
Комментарии (0)