ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Цивилизованный шпионаж украинских коммунальщиков
В Беларуси решили сократить использование пластиковой посуды
Французское архитектурное бюро представило проект реставрации Нотр-Дам
В Украине создадут ассоциацию по защите потребителей комуслуг
В последнее время все большее внимание уделяется применению бенчмаркинга для повышения эффективности управления в коммунальной сфере. В первую очередь, заинтересованность проявляют предприятия отрасли. Их интерес к бенчмаркингу объясняется рыночными требованиями к повышению производительности труда, эффективности использования активов, улучшению работы с клиентами. По мнению экспертов, фактически бенчмаркинг - это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей аналогичных предприятий.
История развития
Термин «бенчмаркинг» является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык, отмечают аналитики. Этот термин произошел от слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. По данным российского Института экономики города, бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше с целью изучения, усовершенствования и применения их методов работы. На первый взгляд, может показаться, что речь идет о старом методе: о производственном шпионаже. Однако на рубеже 70-х годов некоторые предприятия начали развивать теорию, в основу которой положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Компании стали учиться классифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.
Очевидно, в качестве источников информации для обеспечения целей бенчмаркинга следует использовать:
• существующие в Украине отчеты (финансовая, статистическая, налоговая отчетность);
• квартальные или месячные отчеты лицензиатов;
• жалобы от потребителей;
• плановые и случайные выезды на рабочие площадки;
• данные исследований;
• другая общедоступная информация (пресса, телевидение и т. п.)
«Инструментом оценки эффективности деятельности предприятий могут быть принципы бенчмаркинга, которые должны заменить устаревшие методы статистической отчетности, что до собираются в странах бывшего СССР. Но необходимо понимать, что эффективность использования этого метода напрямую зависит от правильного подбора критериев сравнения и оценки. Так, они должны учитывать условия деятельности предприятий, быть количественно измеряемыми и обязательно однозначными», - поясняет пресс-служба Нацкомпослуг.
Как это работает?
С целью упрощения сравнительного анализа каждый набор индикаторов условно разделен на несколько тематических блоков. В частности, качество услуг, объекты и сети, объемы производства и потребления, энергоэффективность, расходы и доходы, персонал, охват услугами и их доступность.
Например, бенчмаркинг водоканалов округа Сарасота, США предусматривает только три тематических блока. В частности: объемы производства и потребления: суточный объем потребления воды, доля объема производства воды за счет альтернативных источников водоснабжения, доля потерь воды, доля повторно используемой воды, качество услуг: доля потребителей, удовлетворенных качеством воды, суммарный вес загрязняющих веществ, изъятых в процессе водоподготовки; объекты и сети: соотношение производственной мощности объектов и сетей водоканалов и совокупного спроса на услуги водоснабжения.
В Ассоциации предприятий водоснабжения арабских государств рассматривают 5 блоков. А именно: качество услуг: доля проб, не соответствующих нормативам, количество жалоб в расчете на 1000 подключений, количество жалоб в расчете на 1 подключение; персонал: численность персонала в расчете на 1000 абонентов, удельный продолжительность обучения персонала объекты и сети: аварийность на сетях, аварийность на сетях, расходы и доходы: уровень покрытия операционных расходов, удельные операционные расходы; объемы производства и потребления: вода, что не приносит дохода (%), вода не приносит дохода (куб / км), вода, не приносит дохода (куб / подключение).
Читайте также:Украину выведут на чистую воду
Что касается Франции, то ключевые показатели эффективности предприятий включают лишь 3 блока: качество услуг: доля ответов на обращения граждан в течение 15 дней, количество жалоб в расчете на 1000 абонентов, соответствие качества воды нормативным требованиям, коэффициент незапланированных перерывов в водоснабжении, количество проб на качество воды (од./1000 куб.м.), доля дней с ограничениями подачи воды; объемы производства и потребления: доля потерь и неучтенного потребления воды, удельные потери воды (м3/км; подключения); объекты и сети: количество аварий на сетях ( ед./км).
Украинский путь
Бенчмаркинг может очень эффективно использоваться в регуляторной деятельности. Для определения направлений совершенствования деятельности могут использовать эту методику и предприятия-члены профессиональных организаций.
По мнению экспертов, задача регулятора разработать такую систему показателей, по которым он сможет сравнивать предприятия друг с другом и учитывать эти показатели при установлении тарифов. Такая система рубежом. Однако, она в каждой стране имеет свои особенности, поэтому не стоит слепо копировать модель, а следует разработать собственную, адаптировав другие системы к украинским реалиям.
Однако возникает вопрос следует обнародовать результаты бенчмаркинга? Собственно ответ на этот вопрос и может служить главным препятствием для внедрения бенчмаркинга в Украине. Сегодня, к сожалению, показатели предприятия, которые, например, по результатам анализа будут хуже средних по отрасли, могут отдельные представители общества использовать для политических спекуляций.
Если говорить о сфере теплоснабжения, то есть и исключительно техническая помеха в его внедрении сегодня. Законодательство разделило в сфере теплоснабжения следующие виды лицензируемой деятельности - производство, транспортировку и поставку тепловой энергии. Значительное количество предприятий осуществляют в пределах одного субъекта хозяйствования все эти виды деятельности. Хотя учет доходов, расходов, финансовых результатов и активов по этим видам деятельности отдельно от других видов еще не осуществляется в полной мере. «Это связано, в первую очередь, с отсутствием тарифов, установленных отдельно по каждому виду лицензируемой деятельности, а во-вторых, организационно-методическими сложностями во внедрении такого учета. Соответственно, предприятия теплоснабжения не могут сегодня представлять регуляторному органу отчетность по видам лицензируемой деятельности в полном объеме, как это предусмотрено законодательством. И поэтому, следует ожидать, что база данных по таким видам деятельности как производство, транспортировку и поставку тепла полноценно может быть сформирована только со временем», - объясняет директор ООО «Институт местного развития» Алена Бабак.
Читайте также: Энергоэффективность в кредитных руках
В условиях украинской коммунальной сферы возникают сомнения относительно создания унифицированных, единых показателей для предприятий. Однако эксперты другого мнения. В частности, госпожа Бабак подчеркивает возможность создания единых показателей для каждого предприятия, подчеркивая, что такой опыт в Украине существует. В частности много наработок в сфере водоснабжения и водоотведения.
По мнению экспертов отрасли, не следует слепо копировать наработки других стран. Подтверждает это и председатель Нацкомиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов: «Опыт зарубежных стран, безусловно, интересен и полезен. Но необходимо понимать, что в Украине есть своя специфика. Поэтому в процессе реформирования коммунальной сферы, нам необходимо искать свой путь, адаптируя те модели, которые хорошо показали себя и могут быть использованы в украинских реалиях».
Итак, система бенчмаркинга действительно может вывести коммунальную сферу Украины на новый, более качественный и энергоэффективным уровень. Однако для этого нужно понять украинские особенности и соответственно к ним адаптировать или даже создать свою систему, которая поможет разработать систему индикаторов, которая будет стимулировать коммунальные предприятия к постоянному повышению эффективности и тем самым сдерживать рост тарифов.