ГлавнаяПубликацииАналитикаФинансовые механизмы жилищного энергосбережения

Финансовые механизмы жилищного энергосбережения

Изношенность муниципальной инфраструктуры и многоквартирного жилищного фонда все чаще вынуждает местные власти и представителей жилищных кондоминиумов актуализировать вопросы энергосбережения и проведения термосанации жилых зданий.
При этом, ограниченные в государственных дотациях местные власти при распределении расходов бюджета зачастую забывают о необходимости выделения средств на энергосбережение, уделяя внимание более приоритетным инфраструктурным проектам. 
 
Вместе с тем, то, что многоквартирный жилфонд нуждается в незамедлительной термомодернизации признают и в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ. Так, по данным ведомства, более 100 тыс. многоквартирных домов в Украине (80% всех многоквартирных домов в стране) нуждаются в немедленной термосанации. На реализацию мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах потребуется более 200 млрд грн. Разумеется, что ни государство, ни органы местного самоуправления таким объемом средств не располагают. Поэтому очевидно, что украинцам придется, объединяясь в жилищные кондоминиумы (ОСМД или ЖСК), решать проблему собственными силами.
 
Впрочем, в международной практике широко используются различные механизмы финансирования энергосберегающих проектов в жилфонде, которые требуют аккумулирования ресурсов и ответственности не только со стороны совладельцев многоквартирных домов, но и властей. Альянс по энергосбережению США – международная организация с полувековой историей, специализирующаяся на решении проблем энергосбережения, - проанализировала, какие механизмы финансирования энергомодернизации жилищного фонда эффективно работают в странах СНГ и Восточной Европы.

Взгляд со стороны

Опыт европейских стран свидетельствует, что для реализации муниципальных проектов по энергоэффективности зачастую используются как внешние, так и внутренние источники финансирования, а именно: используются как собственные средства муниципалитета, так и заемные. Как правило, 20-30% от общей стоимости проекта должно за счет муниципального финансирования, но местным органам самоуправления обычно бывает сложно мобилизовать достаточно средств для обеспечения реализации масштабного проекта, который обеспечил бы быструю окупаемость инвестиций. 
Это обусловлено целым рядом причин, в том числе неопределенностью и недостаточно четким закреплением прав собственности и сфер ответственности, низким уровнем муниципальных доходов в силу высокой безработицы и низкой заработной платы, ограниченностью полномочий местных бюджетов и лимитами на объем заимствований, которые могут привлекаться местными властями. Проект, который финансируется за счет местного бюджета, может ограничить темпы развития коммунальной инфраструктуры, предупреждают аналитики. Вместе с тем, широкое использование заемного капитала может сделать проект рискованным. Внешнее финансирование может осуществляться на основе банковских кредитов, облигаций, лизинга и государственных субсидий. 

Международные методики 

Впрочем, перед тем, как приступить к поискам источников денежных средств, муниципалитету предстоит разработать структуру проекта, провести энергетические аудиты, подготовить технико-экономическое обоснование и проектное предложение, а также оценить масштабы затрат и сбережения ресурсов. В странах ЕС и США при принятии решения о предоставлении финансирования обычно используется метод «3C»: Сharacter (репутация заемщика), Сash flow (движение денежных средств), Сollateral (наличие обеспечения, залога): 
 
1. Репутация заемщика предполагает выяснение кредитной истории и кредитоспособности заявителей. 
 
2. Движение денежных средств предусматривает определение технического базиса и экономии, которые будут получены в результате реализации проекта для того, чтобы оценить перспективы его реализации и наличие положительного движения денежных средств. Сложности в оценке возникают, как правило, из-за недостаточного количества приборов учета потребления энергии, а также при низком уровне платежной дисциплины потребителей коммунальных услуг, непрозрачных системах финансового учета. 
 
3. Залог предоставляется в виде актива, используемого в качестве обеспечения или гарантии. При этом сумма кредита, как правило, меньше стоимости актива, права на который переходят к кредитному учреждению в случае дефолта.
 
К энергоэффективным проектам обычно сложно применить залоговое обеспечение, поскольку они характеризуются целевой разноплановостью. При этом, трудности возникают при определении истинной стоимости товаров или объектов собственности, а также при стремлении понять, позволит ли существующая правовая и политическая система кредитору арестовать активы для обеспечения возврата непогашенного займа. 

Целевые фонды

Энергосберегающие проекты могут быть профинансированы с использованием различных механизмов. Остановимся подробнее на схемах реализации.
 
Гранты 
 
Гранты выборочно предоставляются муниципалитетам в странах СНГ в рамках нескольких программ, принятых правительствами западных стран в течение последних 22 лет, для финансирования проектов, способствующих повышению энергоэффективности.
 
Обычно одним из условий для получения гранта является наличие софинансирования, предоставляемого муниципалитетом или банками. Гранты обычно предоставляются в процентном выражении от общей стоимости проекта и зависят от размера проекта и от того, на каком этапе реализации он находится. Небольшие гранты иногда можно получить по линии финансируемых донорами программ, которые реализуются международными консалтинговыми компаниями и общественными организациями 
 
Револьверный фонд 
 
Револьверный фонд (РФ) обычно создается для финансирования конкретного направления деятельности, которое определяется инвесторами и собственниками фонда. Поскольку для РФ требуются только единовременные первоначальные инвестиции, он не зависит полностью от внешних инвестиций или от кредитного рейтинга муниципалитета.
 
Первоначальные инвестиции в РФ могут поступать из различных источников, например, из целевых бюджетных фондов, за счет кредитов местных и международных банков, от международных доноров, частных компаний, организаций, от правительства, а также от граждан. Для того чтобы получить максимальную выгоду от работы, необходимо обеспечить точный и систематический учет и контроль в отношении энергосбережения. Это потребует оснащения всех энергопотребляющих субъектов приборами учета, что представляет собой отдельный дорогостоящий и длительный проект. Кроме того, РФ лучше всего функционирует, если у муниципалитетов есть возможность оставлять в своем распоряжении сбережения, полученные за счет энергосберегающих проектов, для будущих капиталовложений. 
 
Муниципалитет может создать свой собственный РФ или заявить о желании принять участие в существующем РФ, собственниками которого могут быть самые различные структуры, такие как частная компания, некоммерческая организация или орган государственного управления. Масштаб фонда зависит от его целей, но известные фонды, существующие в России и Украине, предоставляли заемные средства в объеме всего лишь 500 долларов из расчета на один проект. РФ обычно создается в форме банковского счета на имя собственника фонда. Часто РФ также имеют оперативный орган, который осуществляет управление проектом, финансируемым за счет средств РФ. 
 
Если муниципалитет привлекает заемные средства из РФ, созданного другой структурой, муниципалитет может действовать в качестве прямого заемщика, если он реализует проект самостоятельно, или же может поручить привлечение заимствований и осуществление проекта подрядчику, например, ЭСКО. 
 
РФ становится самообеспечивающимся механизмом финансирования после первой капитализации. Многие малые и средние РФ создавались для финансирования муниципальных проектов по повышению энергоэффективности на всем пространстве СНГ, хотя чаще всего для покрытия всех расходов по осуществлению проекта необходимо использовать софинансирование из других источников. Несмотря на это, во многих странах СНГ все еще существуют препятствия на пути развития револьверных фондов.
 
Займ
 
Если муниципалитет рассматривается местными финансовыми организациями как надежный партнер и имеет достаточные потоки денежных средств для обслуживания своих кредитов, есть реальная возможность профинансировать проекты по энергосбережению за счет кредитов коммерческих банков. Расчет экономической стоимости проекта должен учитывать расходы по уплате процентов и график погашения кредита. 
 
Обычно, если кредитный рейтинг муниципалитета является неудовлетворительным из-за отсутствия опыта привлечения финансирования в прошлом, можно получить кредитные гарантии из специальных фондов, которые создаются международными донорами и финансовыми организациями для снижения барьеров на пути получения коммерческого финансирования. Гарантии, предоставляемые через вышеупомянутые фонды, обычно покрывают до 50% кредита, а остальная часть должна быть обеспечена залогом или гарантиями, предоставленными другой стороной, что позволяет распределить риск и использовать гарантийные фонды для оказания содействия в привлечении коммерческого финансирования для большего числа проектов. 
 Читайте также: ЖКХ не бережет энергию
Хотя уровень развития местных финансовых рынков сейчас гораздо выше, чем лет десять назад, и сейчас легче получить финансирование по линии коммерческого банка, процентные ставки все еще остаются высокими, и объем заемных средств, которые по закону имеют право привлекать муниципалитеты, часто бывает лимитирован. Кроме того, существуют положения, регулирующие банковскую деятельность, из-за которых использование долгосрочных кредитов становится слишком дорогостоящим, и этот вариант оказывается нереальным. Тем не менее, когда у муниципалитетов имеется гарантия по кредитам, они становятся для банков популярными клиентами. Значительная часть финансирования на муниципальные проекты по ЭЭ в странах СНГ в течение последних 15 лет поступала от МФО, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Всемирный банк (ВБ), Международная финансовая корпорация (МФК) и Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). 
 
Муниципальные облигации 
 
Выпуск муниципальных облигаций, или долговых обязательств, прежде всего, имеет смысл в том случае, если размер муниципального образования является достаточно большим, чтобы привлечь внимание инвесторов для финансирования его проектов. Выпуск муниципальных облигаций требует длительной и дорогостоящей подготовительной работы, которая заключается в анализе и прогнозировании финансовых ресурсов муниципалитета, а также осуществления процедуры присвоения кредитного рейтинга международным рейтинговым агентством (например, Moody’s, S&P, Fitch и т.д.). 
 
Муниципалитету также необходимо определить параметры эмиссии облигаций и подготовить ивестиционный меморандум. Облигационное финансирование выгодно в том случае, если в отношении доходов от размещения облигаций можно получить налоговые льготы или освобождения. Проценты по облигациям обычно выплачиваются раз в полгода; по краткосрочным облигациям проценты выплачиваются до срока погашения, а по долгосрочным облигациям проценты выплачиваются в составе ежегодных платежей в счет погашения основной суммы долга. Недостаток финансирования муниципальных проектов по энергоэффективности с помощью выпуска облигаций заключается в том, что экономический эффект от проекта достигается лишь по прошествии какого-то времени, обычно в течение 5-10 лет, а погашение основной суммы облигаций должно происходить единовременно при наступлении срока их погашения. Это может создать проблемы для муниципалитетов в плане потоков денежных средств, если дата погашения облигаций не соотносится с моментом получения финансовой экономии в результате реализации проекта по повышению энергоэффективности. 

Многие из нас хоть раз в жизни встречаются с необходимостью решения вопросов, сопровождающиеся помощью специалистов. Вашему вниманию представлена юридическая консультация. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами от профессионалов своего дела можно на сайте lcs.com.ua. Все вопросы решаемы.

 
Комментарии (0)