ГлавнаяПубликацииАналитикаГазопотребление: нормативы с червоточиной

Газопотребление: нормативы с червоточиной

Скандальное Постановление Кабмина №237 продолжает «творить чудеса»: для получателей субсидий оно обернулось урезанием соцнормативов потребления газа, а для бессчетчиковых потребителей чревато выставлением нешуточных счетов.

Уже месяц в Украине действуют обновленные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами. Постановление Кабмина №842, которым внесены поправки, вступило в силу 3 ноября. Это первая большая ревизия соцнорм с момента их введения в августе прошлого года. Предпосылки для пересмотра нормативов действительно были. Постановление Кабмина №409, с принятия которого предоставление льгот и субсидий на оплату ЖКУ перешло «на рельсы» соцнормативов, не избежало участи первого блина. О нормировании одной из коммунальных услуг — вывозе мусора, разработчики первой редакции документа вообще запамятовали, а при обкатке введенных норм проявился целый ряд других пробелов.

Теперь потребители коммунальных услуг смогут, наконец, оценить усовершенствования. 

Газ сжимается…

Самое неоднозначное новшество — откорректированные соцнормы потребления газа. Кабмин разделил потребителей на две категории. Для владельцев жилья, оснащенного газовыми счетчиками, нормы остались прежние — льготы и субсидии им будут предоставляться в пределах 6-18 куб. м газа в месяц на человека. А вот социальные нормативы для бессчетчиковых потребителей газа теперь приравнены к общим нормам потребления, то есть низведены до уровня, предусмотренного апрельским Постановлением Кабмина №237, — уменьшены вдвое.
 
Логика этого нововведения сомнительна, ведь соцнормы — это и есть тот минимум, обеспечивающий полноценное предоставление коммунальных услуг. Получается, что ранее действовавшие нормы были рассчитаны неправильно.
 
То, что для владельцев квартир со счетчиками социальные нормативы теперь вдвое больше, чем для бессчетчиковых потребителей, также сомнительное достижение. Это можно трактовать, как дискриминацию последних.
 
Фактически, Постановление №842 — зеркальное отражение апрельской «шутки» Кабмина: снижения норм потребления вдвое. Как известно, противники Постановления №237 в суде апеллируют к тому, что спорные нормативы ущемляют в правах граждан, оплачивающих газ по счетчику. Теперь все наоборот.
 
Да и в целом, «уравниловка», привнесенная Кабмином в социальные стандарты — это нормативный регресс, поскольку специальные нормы потребления ЖКУ в прошлом году для того и были введены, чтобы «отвязать» семьи, нуждающиеся в социальной защите, от общих нормативов.
 
Как следствие, с ноября «театр абсурда», по правилам которого с мая начисляется плата за газ обычным потребителям, возобладал и в социальном нормировании газопотребления. Хотя, стоит признать, что Постановление Кабмина №842 лишь заретушировало и без того противоречивые нормы.
 
Абсурдная ситуация сложилась сразу после принятия Постановления №237. Плата за газ для потребителей без счетчиков уменьшилась, а нормы для начисления субсидий не изменились. По сути, чиновникам предписали назначать бессчетчиковым заявителям субсидии на газ в размере двойной месячной платы, что по определению — нонсенс.
 
Правда, до практического воплощения удвоенной заботы о населении дело так и не дошло. В мае вступил в силу новый порядок назначения субсидий, а вместе с ним и новое ограничение. В случае, когда нормы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления или уполномоченными органами, меньше социальных коммунальных нормативов, Кабмин предписал не применять соцнормативы при расчете субсидий бессчетчиковым потребителям. Требование — не бесспорное, но эффект от апрельского пересмотра норм потребления нивелировало.
 
 
В этом плане Постановление №842 лишь усилило действующий порядок назначения субсидий — теперь затраты на обеспечение потребителей газом по «смешным» нормам окончательно переложены на плечи поставщиков. Получатели субсидий никаких изменений не ощутят. Однако это вовсе не значит, что газовый рынок бесконечно будет пребывать в «зазеркалье».

Расчет по новой

Вообще же, снижением социальных норм потребления проблемы не ограничиваются. В связи с нововведениями управлениям соцзащиты населения предстоит перерассчитать суммы субсидий сотням тысяч семей. По данным Госстата, на 1 ноября в Украине насчитывалось 3,4 млн участников программы субсидий. В этой ситуации перерасчет — очень непростая задача, особенно в декабре — в разгар отопительного сезона. 
 
Правда, по действующим правилам субсидия назначается на 12 месяцев, и прямого требования о перерасчете назначенной помощи при изменении соцнормативов они не содержат. Но зато есть смежное требование — о перерасчете субсидий при изменении размера затрат граждан на оплату ЖКУ. 
 
Одним словом, хлопот у чиновников прибавилось. А практика показывает, что изменение порядка назначения субсидий чревато сбоем в их назначении. Так было и в октябре 2014-го, когда субсидий дождались лишь 45% обратившихся, и в мае 2015-го, когда уровень назначения помощи вообще откатился до 30%.  Поэтому не исключено, что и теперешние нововведения для заявителей обернутся дополнительным ожиданием. Тем более что чиновникам соцзащиты, возможно, придется выполнить дополнительный перерасчет — в связи с возвратом ранее действовавших норм. 

Большой, большой «сюрприз»

Дело в том, что Постановление №237 сейчас пребывает в состоянии клинической смерти. Его судьба решается в Высшем административном суде. И шансы, что Кабмину удастся отстоять этот документ, мизерны. Единственная причина, по которой Постановление №237 до сих пор не отправлено в утиль — ходатайство правительства перед судом. 
 
Как известно, в сентябре, Киевский окружной административный суд, рассмотрев дело №826/16447/15, признал Постановление №337 незаконным и недействующим. В ноябре Киевский апелляционный административный суд отказал Кабмину в отмене этого вердикта. По закону он должен был вступить в силу в момент оглашения апелляционным судом своего решения. Однако правительство подало кассационную жалобу и попросило ВАСУ не отменять спорный документ до окончания разбирательства. ВАСУ 23 ноября ходатайство правительства удовлетворил и предоставил сторонам процесса 10 дней для подачи возражений. Это значит, что точка в споре может быть поставлена уже в ближайшие недели. И ею, скорей всего, станет отмена Постановления №237, поскольку прописанные в нем нормы серьезной критики не выдерживают.
 
Правда, Кабмин, видимо, на ВАСУ не остановится, та как есть еще Верховный и Конституционный суды. И то, что параллельное разбирательство — об отмене апрельских тарифов на газ, — уже дошло до уровня Конституционного суда, позволяет сделать вывод, что и судебная эпопея по поводу норм потребления газа дойдет до самых высоких инстанций и может тянуться еще не один месяц.
 
Но факт остается фактом — если Постановление №237 все-таки будет аннулировано, чиновникам снова придется перерассчитать суммы субсидий.
 
Впрочем, получатели от этого только выиграют, так как после отмены спорного постановления соцнормы на газ вернутся на исходную позицию — 6-18 куб. м, — для всех, в том числе для бессчетчиковых потребителей. А вот владельцам жилья, самостоятельно оплачивающим газ, но не имеющим счетчиков, напротив, стоит готовиться к худшему. Причем речь идет не только об удвоении платы, но и о возмещении убытков поставщикам газа. 

Назад в прошлое

В середине ноября инициаторы дела №826/16447/15 обратились в суд и попросили разъяснить, с какого времени Постановление №237 является недействующим и незаконным. Свою просьбу они обосновали необходимостью устранения дискриминации граждан и участников рынка природного газа, порожденной заниженным нормированием объемов потребления. С такой же просьбой в суд обратился и представитель «Ассоциации газового рынка Украины», которая является третьей стороной процесса. По оценке ассоциации, дата отмены спорных норм потребления важна для правильного отражения газовиками объемов газа, потребленного населением, и для правильного формирования годового баланса поступления и распределения газа. При этом представитель ассоциации акцентировал внимание суда на необходимости оперативного разъяснения судебного вердикта — поскольку календарный год заканчивается, и газовики готовятся к составлению финансовой отчетности, для правильного перерасчета объемов потребления газа им нужно знать дату, с которой заниженные нормы больше не действуют. 
 
 
27 ноября Киевский окружной административный суд внял просьбам и внес ясность: Постановление №237 следует считать незаконным и недействующим с момента принятия — то есть с 29 апреля. Так что забота о населении, под знаменем которой Кабмин утвердил «трехкубовые» нормы, скоро может накрыться медным тазом. Как только суд разблокирует сентябрьский вердикт, карета низких норм потребления газа превратится в тыкву — поставщики удвоят объемы топлива, поставленного с мая абонентам без счетчиков. Вопрос лишь в том, кто заплатит «за банкет» — сами владельцы квартир без счетчиков или все население опосредованно, через бюджет. 
 
Например, для семьи из 4 человек, проживающей в квартире с газовой колонкой, но не оснащенной прибором учета, размер начисленной доплаты за время действия Постановления №237 может превысить 1800 грн. Для такой же семьи, пользующейся только газовой плитой, — 680 грн. 

Ночным тарифам в помощь 

Остальные нововведения Постановления №842 не столько резонансны. Владельцам домовых и квартирных тепловых счетчиков субсидия на отопление теперь будет назначаться исходя из нормы 0,0548 Гкал на квадратный метр отапливаемой площади, а не метража, как ранее. Социальная норма вывоза ТБО отныне 0,4167 куб. м на одного человека в месяц. 
 
Изменены также корригирующие коэффициенты для расчета затрат энергии или газа на отопление. Для жителей 3-4 этажных домов они примерно на 20% повышены, а для жителей домов с 5 и более этажами — на столько же снижены. 
 
При длительных перебоях в поставке горячей воды — больше чем на 2 недели, норматив потребления холодной воды теперь не 2,4 куб., а 4 куб. 
 
Отдельного упоминания заслуживает, разве что, специальный алгоритм, установленный Кабмином для владельцев мультизонных электросчетчиков. Так, при использовании двухзонных счетчиков под действие соцнормы теперь подпадает 67% электричества, потребленного по ночному тарифу, и 27% дневного потребления. По мнению Минрегиона, это будет стимулировать получателей субсидий к потреблению электричества ночью. Однако, если учесть, что для семьи из двух человек соцнорматив составляет 120 кВт в месяц, 27% - это всего 32,4 кВт. Так что на практике нововведение может простимулировать потребителей не к ночному энергопотреблению, а к отказу от мультизонного учета. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная

Снег – это прекрасный момент зимой. Дети вместе с родителями лепят снежки, наслаждаются природой. Также это отличный способ покататься на лыжах. Для оформления дорожки для спуска или просто расчистить дорожку используют специальную технику. Воспользовавшись ссылкой http://www.minimojka.in.ua/uborochnaya-tehnika/snow_thrower, Вашему вниманию будет предложена снегоуборочная машина. Заходите на сайт и приобретайте данный товар.

 
Комментарии (4)
Владимир5
09 декабря 2015 г. 09:10
Правительство действует по принципу сначала пишем , а потом думает . Это говорит о полном не профессионализме реформаторов и о дикой " каше " в их головах и не понемании сути происходящих процессов .
Александр2
09 декабря 2015 г. 14:37
Многие украинцы уже объявили мораторий правительству на оплату по их тарифам за услуги ЖКХ, как оно справедливо поступило с Россией.
SERGEY3
09 декабря 2015 г. 15:52
Население плохо, но платит , статистика за октябрь-ноябрь говорит о приросте задолженности по тепловой энергии на 20 % ( по сравнению с октябрем ноябрем прошлого года ) , с учетом величины поднятия тарифа на ГВС и тепловую энергию не критично .
Иван 2
10 декабря 2015 г. 09:15
Олексій Хабатюк • . К сожалению, должен с вами не согласиться. Вы, видимо, невнимательно прочитали статью, поскольку статья как раз и написана с учетом изложенных вами фактов. Мотив отсылки к Постановлению №619 понятен. Минрегион о необходимости приведения соцнорм в соответствие с Пост. №237 заявил еще в мае. И то, что постановление апрельское привело к тому, что субсидии бессчетчиковым абонентам формально должны назначаться в размере двойной платы (двойных общих норм), тоже ясно. И в статье об этом говорится. Тут вы Америку не открыли. Однако это не отрицает и всего изложенного в разделе, прокомментированном вами. К тому же, вы забываете о существовании нормы п. 14 Порядка назначения субсидий «якщо норми споживання комунальних послуг, що затверджені органами місцевого самоврядування або іншими уповноваженими органами, є меншими, ніж соціальні нормативи користування комунальними послугами, для розрахунку субсидій застосовуються…норми споживання, затверджені органами місцевого самоврядування або іншими уповноваженими органами (за відсутності засобів обліку). Поэтому не все так однозначно, и формальные основания для назначения субсидий в размере норм потребления, установленных в Пост. №619, были и раньше. Постановление №842 лишь поставило точку в этом вопросе. И в статье об этом, кстати, тоже упомянуто.