ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Газовая ловушка, или что Украине делать с олигархами?
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Мы уже писали о том, что тот, кто держит руку на энергетическом пульсе – владеет миром, по крайней мере задает тон в высокой политике. На примере Днепропетровской области мы рассказывали о энергетической безопасности страны и связанных с ней политических, и социальных рисков в разрезе ЖКХ (см. «У.К.» от 21 мая 2014 года). Поводом для анализа стало то, что по совокупности более 50% энергоснабжающих и генерирующих (ТЭЦ) мощностей в Украине сосредоточено в руках ДТЭК Рината Ахметова, как и сырьевая база для генераций. А такие ключевые для Украины регионы как Киевская и Днепропетровская области зависимы от ДТЭК фактически на 100%.
Однако тема энергетической безопасности не исчерпывается только электроэнергией. Газовая составляющая энергобезопасности не менее значима. Особенно это касается регионов, имеющих высокую степень газификации, c находящимися в них градообразующими промышленными предприятиями. Для них газ является неотъемлемой частью технологического процесса и не может быть замещен вообще или труднозамещаем. А к таким регионам смело можно отнести все индустриально развитые регионы Украины.
Контроль над региональными газовыми рынками страны – газораспределяющими мощностями областных и городских компаний (облгазов и горгазов), позволяет оказывать серьезное влияние на экономические и социально-политические процессы происходящие в регионах, через управление потоками энергоносителей.
Газовые «смотрящие» Украины, - кто они?
По данным участников рынка, на декабрь 2013 года под контролем Дмитрия Фирташа находятся 31 газораспределительная компания, в том числе «Винницагаз», «Волыньгаз», «Днепропетровскгаз», «Житомиргаз», «Коростышевгаз», «Закарпатгаз», «Запорожгаз», «Мелитопольгаз», «Ивано-Франковскгаз», «Тысменицагаз», «Киевоблгаз», «Кировоградгаз», «Крымгаз», «Луганскгаз», «Львовгаз», «Николаевгаз», «Ровногаз», «Сумыгаз», «Тернопольгоргаз», «Хмельницкгаз», «Черкассыгаз», «Черниговгаз», «Черновцыгаз», «Севастопольгаз» - в совокупности до 70% розничного газового рынка Украины.
Читайте также: Итоги «газовых» переговоров: кто пойдет на компромисс?
Владельцы еще ряда газораспределительных компаний находятся в кипрских оффшорах (по данным источников на рынке, эти компании связывают с Виктором Вексельбергом) - «Днепрогаз», «Криворожгаз», «Донецкгоргаз», «Харьковгаз», «Харьковгоргаз» - суммарно господин Вексельберг контролирует до 20% украинского розничного рынка. Остальные 10% рынка распределены среди региональных элит.
Фактически, два миллиардера, украинский и российский олигархи практически монополизировали газоснабжение большинства областей страны. В конце прошлого года появилась информация о скором объединении газоснабжающих компаний Дмитрия Фирташа в одну структуру – газовый холдинг. В этот холдинг, предположительно, могли войти и компании, контролируемые Виктором Вексельбергом. При этом нужно понимать, что господа Фирташ и Вексельберг плотно завязаны на российский «Газпром». Настолько плотно, что фактически, их газовые активы можно отнести к сфере полностью подконтрольной РАО «Газпром», поскольку законодательство Украины позволяет вышеупомянутым господам покупать у «Газпрома» природный газ по прямым контрактам.
Держать руку на рычаге
События последнего полугодия резко изменили расклад сил на политической карте Украины, что однозначно повлечет за собой перераспределение производственных и финансовых активов в стране.
Естественно, кто-то потеряет, а кто-то приобретет. И не нужно быть провидцем, чтобы определить основной вектор перераспределения и его главных действующих лиц, как и то, что без серьезной «драки» не обойдется.
И первые предвестники передела сфер влияния – отказ компаниям Фирташа в продлении контрактов на аренду Иршанского и Вольногорского ГОКов, а также «меседж» со стороны Премьера Арсения Яценюка, относительно взыскания 6 млрд долл. долга компаний Дмитрия Фирташа «перед Украиной».
Учитывая, что контроль над газоснабжением стратегически важен для управления социально-экономическими и политическими процессами в стране, небезопасной представляется ситуация, когда в державе рычаги влияния на энергобезопасность находятся в руках людей и структур, лояльность которых, не говоря уже о преданности и патриотизме сомнительна. Более того, учитывая вассальную зависимость вышеупомянутых персон от российского Газпрома, использование таких рычагов против интересов Украины весьма вероятно, особенно на фоне газового противостояния между Украиной и Россией, и вооруженного конфликта с пророссийскими формированиями на Востоке страны.
Читайте также: «Газовая» политика привела к перепутью
Предлагаю на примере Днепропетровской области, рассмотреть потенциальные угрозы, возникающие в связи с нахождением газовых рычагов «не в тех руках».
ПАО «Днепропетровскгаз», ПАО «Криворожгаз», ПАО «Днепрогаз» полностью покрывают регион услугами газоснабжения - природным, сжатым и сжиженным газами. От качества, количества и регулярности поставок напрямую зависят тысячи промышленных предприятии, в том числе, предприятия ЖКХ и население.
В промышленном потреблении, при прекращении или ограничении газоснабжения, предприятия Днепропетровска, Кривого Рога, Днепродзержинска, Новомосковска и других городов области будут вынуждены либо вообще прекратить работу, либо ограничить производство. Это однозначно, влечет за собой социальные последствия – безработицу и снижение уровня жизни населения. А также, проблемы с бюджетным финансированием школ, больниц, детских садов, поскольку неминуемо снижение или прекращение поступлений налогов в местные бюджеты.
В бытовом потреблении, отсутствие централизованного и баллонного газоснабжения населению радости также не доставит. И, если в частном жилом секторе существует потенциальная возможность перехода на использование твердотопливного оборудования для приготовления пищи, и отопления, то в многоэтажной городской застройке - это весьма проблематично и чревато последствиями.
Эффект домино
Отдельной строкой следует прописать, что, в случае прекращения или ограничения газоснабжения в отопительный период, последствия могут быть катастрофическими. Потребители, (а это не только жильцы многоквартирных домов, но и юрлица), замещая зависимое от поставки газа централизованное отопление на автономное или индивидуальное, будут искать альтернативу в использовании электроэнергии для отопления. Это обязательно приведет к сетевым перегрузкам особенно в многоквартирных домах. Следствие этого – веерные отключения электроэнергии, со всеми вытекающими последствиями.
В общем, картинка получается апокалипсическая. Увы, так оно и есть. В Днепропетровской ли, Харькововской ли, Киевской области, да пожалуй, в любом регионе Украины блага цивилизации и экономика прямо зависимы от поставки электроэнергии и газа.
В который раз, напрашивается вывод о том, что тот, кто контролирует поставку и распределение энергоносителей - контролирует страну, ее регионы и цивилизацию вообще. Соответственно, необходимо как можно быстрее «сменить руки на газовых рычагах», хотя бы на время, до того, как ситуация в стране нормализуется. Иначе, газовая ловушка может захлопнуться в любой момент, что приведет к социальным и экономическим потрясениям.
Как, и какими инструментами это можно сделать, уже было предложено в статье «Заложники энергетического монстра, что делать Коломойскому с Ахметовым». Квинтэссенция предложения заключается в том, что в нынешней политической и экономической ситуации, наиболее эффективным способом обеспечить энергетическую безопасность в Украине вообще, и ее регионах в частности, является переход контроля над генерирующими, транспортирующими и поставляющими энергию мощностями, независимо от формы собственности, под полный контроль государства, или объективно лояльных к государству управляющих структур.
Реклама: Вы ищете новую мебель в дом? На сайте vital-mebli.com.ua вы можете найти любую мебель по доступной цене. Мы ждем вас!