ГлавнаяПубликацииАналитикаКак украинские чиновники местную власть делили

Как украинские чиновники местную власть делили

Украину ждет еще один сериал под названием «рабочая группа по децентрализации власти и реформе местного самоуправления». Сколько сезонов будет в этом сериале - покажет время, которое играет против украинцев.

На этих выходных Восток Украины накрыла волна сепаратистских волнений: вооруженные активисты захватили административные помещения органов государственной власти в Славянске, Мариуполе, Краматорске, Харькове, есть погибшие и раненые. Требования сводятся к немедленному изменению территориального устройства Украины на федеральное и обеспечению юго-восточным регионам Украины право на референдум.

Читайте также: Децентрализация власти: обещания или реформы?

В ответ и. о. Президента Александр Турчинов издал 13 апреля указ № 399, которым поручил Кабинету Министров подготовить, внести и организовать сопровождение в парламенте законопроектов, касающихся проведения в Украине реформы местного самоуправления и организации власти в регионах, предусмотрев ее децентрализацию и существенное расширение полномочий территориальных общин.

Кроме того, и.о. главы государства подчеркнул необходимость формирования исполнительных органов местными советами, расширения материальной и финансовой основы местного самоуправления, внедрения действенных механизмов участия общественности в принятии органами местного самоуправления решений. Разработать и принять соответствующие законы господин Турчинов обязал чиновников и парламент в трехмесячный срок. Работать над этими инициативами будет рабочая группа, в состав которой войдут члены правительства, народные депутаты, члены Ассоциации городов Украины, делегированные представители местного самоуправления и общественности.

Похоже, что в Администрации Президента не владеют информацией о том, что не далее как 1 апреля распоряжением Кабинета Министров за № 333-р уже была утверждена Концепция реформы местного самоуправления (полным текстом обладает «Украина Коммунальная»), которая нарабатывалась последние два года рабочей группой, сформированной из парламентариев, чиновников Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, мэров украинских городов, председателей районных и областных советов. По мнению авторов документа, реализация его положений позволит добиться существенного расширения полномочий территориальных общин, но у нас сложилось двойственное впечатление от предложенной Концепцией стратегии.

Читайте также: «Тарифный рост – это вынужденный шаг, и мы как граждане должны с пониманием к этому относиться», - Владимир Гройсман

С одной стороны, в Концепции достаточно объективно представлено реальное положение вещей с обеспечением права территориальных громад на местное самоуправление. Документом определено, что за 20 лет государство так и не смогло обеспечить реальную финансовую основу местного самоуправления. Как следствие, - сегодня более 70% территориальных общин на 90% дотируются из государственного бюджета. Кроме того, одной из главных проблем административно-территориального устройства Украины является конфликт компетенции между местной исполнительной властью и органами местного самоуправления.

Вроде бы и правильно определены и принципы, по которым будет осуществляться постепенная передача полномочий из центра на места. Прежде всего, речь идет об определении налогов и сборов, связанных с территорией соответствующей административно-территориальной единицы, финансовой основой осуществления полномочий местной власти. Также Концепцией предлагается максимально привлекать население к принятию управленческих решений по вопросам развития форм прямого народовластия, обеспечения права территориальных громад на местный референдум и т.п.

Однако, если вникнуть в конкретные пути реализации Концепции, то открывается вторая ее сторона, - бюрократически - нереалистичная. В частности, воплотить в жизнь положения документа планируется в два этапа.

На подготовительном этапе, который планируется реализовать уже в текущем году, предполагается закрепить соответствующими изменениями в Конституцию образование исполнительных органов областных и районных советов и распределить их полномочия. Также первоочередной этап предлагает создание органов самоорганизации населения (ОСН), планируется предоставить территориальным общинам право на добровольное объединение, предусмотрев при этом предоставление соответствующей государственной финансовой поддержки. Кроме этого, Концепцией предусматривается механизм объединения бюджетов территориальных общин для сотрудничества, а также процедура получения государственной поддержки для реализации подобных проектов.

Второй этап децентрализации власти, по подсчетам авторов, займет два последующие года – с 2015 по 2017 годы. За этот период предполагается унифицировать и стандартизировать публичные услуги, предоставляемые населению местной властью, провести реорганизацию органов местного самоуправления, а также выборы в городах с учетом реформы. Новообразованные общины планируется обеспечить схемами планировки территории и генеральными планами.

Читайте также: «Политическим камикадзе» не хватает средств на ЖКХ

Учитывая нынешнюю ситуацию с голосованием в Верховной Раде, когда партнеры по политической коалиции не всегда поддерживают законопроекты, разработанные своими же союзниками, одновременное внесение изменений в Конституцию, Бюджетный и Налоговый Кодексы, синхронное вступление в силу этих изменений в течение трех отведенных Александром Турчиновым месяцев на реформу местного самоуправления маловероятно.

Несмотря на заявления главы Минрегиона Владимира Гройсмана о готовности правительства предоставить полномочия городским, сельским, поселковым советам управлять своими территориями и передать им часть общенациональных налогов (в частности, часть налога на прибыль), ни одного законопроекта, который бы начал реализацию положений правительственной Концепции реформы, на официальном сайте Верховной Рады пока не обнародовано.

Кроме этого, в ходе реализации Концепции сельские и поселковые головы, местные депутаты фактически окажутся на распутье, ведь они должны выбрать один из двух вариантов развития общины: или ликвидация села, поселка и присоединения его к более мощной общине, или создание объединения сел, поселков с целью получения государственной поддержки для реализации проектов такого сотрудничества. Какой бы путь не выбрали представители местных советов - они будут в проигрыше, поскольку укрупнение общин лишит их от должности, а кооперация сел, поселков за счет государства, зная как у нас выполняются программы поддержки, - пока что утопия. Поэтому, есть риск, что тормозить проведение реформы станут именно сельские головы и депутаты, которые будут саботировать ее реализацию на местах.

Концепция реформы местного самоуправления в Украине в ее нынешнем варианте не дает ответа на два главных вопроса - кому это выгодно и сколько это будет стоить. За декларативными намерениями «провести институциональную реорганизацию», «провести местные выборы», «обеспечить реализацию права территориальных громад на добровольное объединение» нет реальных расчетов по финансовому обеспечению мероприятий по проведению реформы.

В документе лишь отмечается, что финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется из государственного и местных бюджетов в пределах ассигнований на соответствующий год, а также за счет международной технической и финансовой помощи. Во сколько конкретно обойдется налогоплательщикам эта реформа с такими необходимыми атрибутами, как изготовление новых печатей, штампов, изменением названия сел, поселков, регистрацией новых территориальных общин, перерегистрацией границ земельных участков, оформлением права собственности общин на переданное из центра имущество, повышение квалификационного уровня служащих местного самоуправления - сейчас вопросы открытые. Будет ли финансировать правительство, которое уже в течение 5 лет забывает про Программу «Питьевая вода Украины», Программу по урезанию своих собственных полномочий по распределению бюджетных средств?

Получается, что, подготавливая к подписанию и.о. Президенту Александру Турчинову указ № 399, чиновники Администрации все же владели информацией о правительственной Концепцию реформы местного самоуправления. Однако последняя уже не соответствует вызовам современности. Поэтому нас ждет еще один сериал под названием «рабочая группа по децентрализации власти и реформе местного самоуправления». Сколько сезонов будет в этом сериале - покажет время, которое играет против украинцев. 

 
Комментарии (0)