ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЭнергетический паспорт - совершеннолетие жилого фонда

Энергетический паспорт - совершеннолетие жилого фонда

Правительство планирует серьезно взяться за тему энергетической эффективности жилых и общественных зданий. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в парламенте и готов ко второму чтению.

Энергетическая паспортизация

Правительство планирует серьезно взяться за тему энергетической эффективности жилых и общественных зданий. По крайней мере, соответствующий законопроект № 0856 «Об энергетической эффективности жилых и общественных зданий» находится на рассмотрении в парламенте и готов ко второму чтению. Документ имеет целью урегулировать энергетическое состояние жилищного фонда и общественных зданий, а также вводит ряд новых понятий, таких как: «энергетическая эффективность здания», «энергетические характеристики здания», «минимальные требования к энергетической эффективности здания». Кроме того, вводится паспорт, в котором планируется указывать энергетические свойства дома. Для этого Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ создать специальную методику.

При этом будут разработаны минимальные требования к энергетической эффективности зданий, которые станут обязательными при проектировании и строительстве новых домов и проведении реконструкции и капитального ремонта существующих. Утверждаться они будут один раз в пять лет в Минрегионе. Также вводится обязательноя паспортизация энергетической эффективности. Паспорт добавляться в состав проектной документации на здание как отдельный документ.

В самом паспорте указаны данные об адресе, класс энергетической эффективности, сведения о типе, функциональное назначение и конструкция здания, его этажность, объем и общая площадь, минимальные требования к энергетической эффективности, касающиеся зданий такого класса, определенные в соответствии с законодательством расчетные и/или фактические показатели энергетической эффективности здания, рекомендации по повышению уровня энергетической эффективности здания (для существующих зданий), учитывающие местные климатические условия и технически и экономически обоснованные, фамилия, имя и отчество специалиста по энергосбережению и эффективности зданий, который составил паспорт энергетической эффективности здания, его номер в Государственном реестре специалистов по энергетической эффективности зданий и контактная информация.

К паспорту энергетической эффективности существующего здания обязательно прилагается технико-экономическое обоснование рекомендуемых энергоэффективных мероприятий. Паспортизация других жилых и общественных зданий, которые не включены в перечень обязательной паспортизации выполняется по заказу владельца или совладельца.

По замыслу авторов законопроекта, все паспорта энергетической эффективности зданий учитываться в Едином государственном реестре паспортов. Ответственность за создание и ведение такого реестра возлагается на Минрегион. Данные реестра должны быть в свободном доступе на веб-сайте указанного органа власти.

Читайте также: Энергоэффективность в паспортах

Что качается специалистов, которые будут непосредственно осуществлять оценку энергоэффективности зданий и соответствующую паспортизацию, законопроектом предусмотрено, что они обязаны иметь высшее образование в сфере энергетики и/или строительства и опыт работы по специальности не менее трех лет и имеют квалификационный сертификат. Сертификацию таких специалистов будет осуществлять Государственная архитектурно-строительная инспекция, она же будет вести соответствующий государственный реестр. Сертификаты специалистам будут выдавать на срок 5 лет.

Повышать уровень энергосбережения и энергетической эффективности зданий в Украине будут с помощью таких мер, как термомодернизация зданий, установление средств учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов, повышение энергетической эффективности систем отопления, горячего водоснабжения, вентиляции, кондиционирования и освещения и использования местных возобновляемых и/или альтернативных источников энергии. Финансирование энергоэффективных мероприятий планируется осуществлять за счет владельцев (совладельцев) зданий, средств государственного и местных бюджетов, на принципах государственно-частного партнерства.

Правда, указывается, что государство может оказывать поддержку энергоэффективных мероприятий за счет удешевления кредитов, кредитования, финансирования в рамках целевых программ, предоставление гарантий государственного и местных бюджетов и предоставление льгот по налогообложению. Для получения государственной поддержки необходимо выполнение двух основных условий: наличие паспорта энергетической эффективности здания и достижение в зданиях не менее 10% экономии топливно-энергетических ресурсов в результате осуществления энергоэффективных мероприятий.

Неэффективное законотворчество

Несмотря на то, что законопроект ко второму чтению претерпел немало изменений, документ имеет ряд существенных недостатков.

В частности, Главное юридическое управление Верховной Рады отмечает, что согласно положению ч.3 ст. 142 Конституции, в случае, если расходы органов местного самоуправления возникшие вследствие решений органов государственной власти, государство должно предусмотреть соответствующие компенсационные механизмы. Однако, при их отсутствии непонятно, каким образом будут компенсированы расходы местных органов власти, связанные с необходимостью проведения обязательной паспортизации энергетической эффективности зданий.

Читайте также: Четыре причины неэффективного ЖКХ

Кроме того, предложенный ко второму чтению законопроект не определяет, какова ответственность лица или субъекта, которые не выполнили условие об обязательной паспортизации здания. Не установлена ​​также ответственность специалиста за некачественное проведение паспортизации. Это создает условия для уклонения от выполнения положений закона.

На ряд существенных недостатков указывает также парламентское Главное научно-экспертное управление. Эксперты управления обращают внимание законодателей на то, что на рассмотрении парламента находится проект Градостроительного Кодекса (№ 6400), принятый в первом чтении. Согласно проекту Кодекса, энергосбережение определено одним из разделов проектной документации для строительства объектов архитектуры. Следовательно оно не может быть сферой регулирования отдельного специального закона.

Относительно конкретных мероприятий по повышению энергоэффективности здания, непонятно содержание понятия «термомодернизация индивидуального жилого дома». Например, можно ли считать таковой оклейку фасада здания пенополистирольными плитами по инициативе ее владельца и его собственными усилиями?

Документ не содержит информации о том, как будет определяться стоимость паспорта энергетической эффективности различных типов зданий и какими примерно будут денежные пределы этой стоимости. При этом эксперты считают, что показатели проверки энергоэффективности могут найти свое отражение в архитектурно-техническом паспорте объекта. Возникает логичный вопрос: зачем тогда оформлять для такого объекта отдельный паспорт?

Мнения регионов

Чтобы выяснить, что думают те, кому, в случае принятия законопроекта № 0856, его выполнять, «Украина Коммунальная» обратилась к мэрам нескольких украинских городов. В целом муниципалитеты поддерживают активизацию внимания государства к теме энергоэффективности и энергосбережения в жилых и общественных зданиях. Однако, выражают серьезные опасения относительно возможной нехватки финансирования и неурегулированности принципиальных вопросов распределения ответственности между органами власти и населением. «Такой законопроект, безусловно, нужно принимать, - считает городской голова Луганска Сергей Кравченко. - Но непонятно, за какие деньги будут делать энергоаудит. Если это будет возложено на городской бюджет, то городу будет очень трудно».

Господин Кравченко отмечает, что проблему энергоэффективности следует решать в комплексе, т.е. как городской власти, так и жителям города надо научится экономить свет и тепло. При этом, по его мнению, необходимо на законодательном уровне повысить ответственность жильцов за дома, в которых они проживают. В первую очередь, речь идет о соучастии граждан в финансировании термомодернизации домов. В качестве примера господин Кравченко приводит опыт России, правительство которой разработало государственную программу, которая значительно подняла роль жителя в обустройстве дома. «Этот законопроект - нормальный, - подытоживает свое мнение Сергей Кравченко, - но он мало, что даст. Это закон для закона. Нужно разработать целый ряд законов, которые помогут сделать содержание жилья безубыточным, а само жилище неаварийным».

Читайте также: Энергоаудит - не роскошь, а необходимость

Поддерживает коллегу и мэр города Украинки Киевской области Павел Козырев: «Вопрос энергоэффективности - очень актуален. Но, опять же, все зависит от того, что собираются внедрять. Для того, чтобы здания стали энергоэффективными, нужно вложить много денег. Если в этом законопроекте предусмотрены источники финансирования, которые покроют стоимость внедрения энергосберегающих технологий, то тогда это крайне полезно. Это открывает возможности и для бизнеса и для граждан, которые в конце концов смогут сэкономить свои деньги на оплате коммунальных услуг». Однако, господин Козырев выступает принципиально против наказания владельцев за отсутствие энергосберегающих технологий.

В свою очередь, мэр Винницы Владимир Гройсман признал, что пока детально не изучал законопроект № 0856, но считает вопрос энергоэффективности очень актуальным. «Тридцать-сорок процентов потерь энергии в цикле от производства до потребления приходится как раз на сооружения. К сожалению, когда строились наши города, об энергосбережении никто вообще не говорил, - отмечает господин Гройсман. - Но нужно понимать, с какой целью хотят принять этот закон». Говоря об опыте Винницы, городской голова рассказал о возможностях муниципалитетов самостоятельно повышать энергоэффективность городского хозяйства. Так, при поддержке правительства Швейцарии и Минрегиона Винница получила техническую помощь в объеме около 200 млн грн на модернизацию городского теплоэнергетики. По словам Владимира Гройсмана, реализация проекта позволит значительно повысить уровень энергоэффективности жилых и общественных зданий. «Мы сегодня почти закончили городской энергетический план, кадастр потребления энергии в городе. Мы ведем еще один совместный проект с IFC (Международная финансовая корпорация, входит в группу Всемирного банка) по энергоэффективности в жилом секторе. В прошлом году мы провели около 50 энергоаудитов сооружений, приняли городскую программу, согласно которой жители города могут использовать свои средства, бюджетные средства и средства банков в определенных пропорциях, для повышения энергоэффективности своих домов. Это, например, система регулирования подачи тепла, утепления жилого фонда, как в целом, так и его элементов», - делится опытом мэр Винницы.

Вместе с тем, Владимир Гройсман отмечает, что сегодня фактически нет мотивационных механизмов и гарантий привлечения кредитных ресурсов на цели енергомодернизации зданий. Тарифы остаются экономически необоснованными, существует большое количество льгот, которые позволяют жителям не заниматься проблемами энергосбережения.

Основным удостоверением, подтверждающим личность человека, является паспорт. Данный документ определяет гражданство, которое человек может менять в зависимости от условий проживания. Воспользовавшись ссылкой http://info-ovir.com/citizenship-ru.html Вашему вниманию будет представлена подробная информация по всем вопросам получения гражданства Украины.

 
Комментарии (0)