ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЭнергоэффективные города мира.

Энергоэффективные города мира.

Населенные пункты - наиболее значимые среди потребителей энергии. Европейская практика показывает, что при целевом использовании средств и взвешенной энергоэффективной политике даже небольшие города могут многого добиться.

Муниципалитет как потребитель энергии

Самой характерной для любого города является роль потребителя энергии. Так как энергия является ценообразующим элементов в структуре тарифов на коммунальные услуги, а также на другие муниципальные услуги, например, транспортные, сокращение энергиизависимоти – основное средство экономии. 
 
В основном энергия потребляется: 
 
1. В зданиях, которые являются собственностью муниципалитета – административные центры, школы, объекты культуры, спортивные сооружения, объекты здравоохранения и социальной сферы, жилые здания (муниципальное жилье и другие жилые объекты, предоставленные для общественного пользования);
 
2. В транспортной сфере – служебные машины, автомобили для сбора мусора, транспортные средства для чистки улиц, общественный транспорт (в зависимости от его субсидирования из бюджета муниципалитета);
 
3. Расходуется на нужды городов по благоустройству и ЖКХ – уличное освещение, водоснабжение и канализация, теплообепечение.
 
Деятельность по сокращению энергопотребления в сфере конечного потребления энергии, которое муниципалитеты чаще всего осуществляют, связана с конкретными особенностями каждого населенного пункта. Некоторые из этих видов деятельности могут быть объединены в группы, так как они повторяются в различных муниципалитетах. Например:
 
1. Деятельность в муниципальных зданиях:
 
• энергетические исследования для определения потенциала экономии энергии в них;
• предпроектные исследования зданий со значительным потенциалом экономии энергии;
• разработка долгосрочных планов деятельности относительно зданий, которые находятся на территории муниципалитета.
 
2. Деятельность в области городского транспорта:
 
•энергетическое исследование автомобильного/электротранспортного парка муниципалитета;
• мониторинг с исчислением потребления для каждой единицы автомобильного / электрического транспорта на территории муниципалитета;
• профилактическое обслуживание транспортных средств;
• обновление автомобильного / электротранспортного парка.
 
3. Деятельность в области уличного освещения:
 
• энергетические исследование уличного освещения для определения потенциала для экономии энергии и улучшения качества освещения;
• разработка долгосрочных планов улучшения состояния уличного освещения;
• профилактическое обслуживание системы уличного освещения;
• мониторинг определенных пунктов системы уличного освещения для определения эффективности энергопотребления в процессе эксплуатации.

Примеры из европейской практики

Дания, г. Оденсе (180 тыс. жителей)
 
Из-за повышения цен на топливо и энергию и неуверенности в поставках, в 1979 году муниципалитет Оденсе начал программу сокращения потребления энергии в муниципальных зданиях. В период с 1981 года по 1993 год инвестиции в 10 млн евро принесли экономию в размере 22 млн евро. Объем годовой экономии составляет 2,3 млн евро. 
 
Во исполнение программы было зарегистрировано около 600 зданий при наличии 2,19 тыс. измерительных приборов для учета потребления тепловой энергии, воды и электроэнергии. На протяжении 1993 года расходы на потребление энергии в этих зданиях (тепловая энергия, нефть, природный газ, электроэнергия и вода) превысили 8,5 млн евро, включая и постоянные пошлины. В результате осуществления программы в 23 зданиях была введена система управления энергопотребления, а 15 из них были подключены к общему контрольному центру. 
 
 
Франция, Безансон (115 тыс. жителей)
 
С начала 80-х годов в Безансоне реализуется управленин потреблением энергии в муниципальных жилищных зданиях. После полного энергетического исследования 400 зданий было начато осуществление первого этапа, который состоял из разработки долгосрочной программы реконструкции жилого фонда, а также наблюдения, анализа и контроля потребления. Задача была облегчена введением первой системы управления потреблением, которая дала возможность определить нормы потребления для каждого муниципального жилого дома в отдельности. Собранные данные позволили осуществить сравнения между отдельными зданиями в различные периоды времени, а также опубликовать годовой отчет об энергопотреблении в муниципальных жилых зданиях. На втором этапе (после 1985 года) была введена система дистанционного управления. В настоящее время через эту систему ведется наблюдение и контроль над 180 терминалами, то есть, над всеми установками в муниципальных зданиях. Таким образом, их эксплуатация была в значительной степени облегчена.
 
Дистанционное управление позволяет осуществить более точный контроль над сооружениями отопительных установок и более точное измерение при непрерывности цикла. Точная оценка экономии в результате установки системы дистанционного управления невозможна, так как она является всего лишь элементом целостной политики в области управления энергией и потреблением. Энергосберегающие мероприятия, проведенные в муниципальных зданиях, включая и систему дистанционного управления, привели в период с 1979 до 1993 года к экономии в объеме почти 38% от потребляемой до этого энергии. Общий объем денежной экономии за этот период составил 6,5 млн евро, при объеме инвестиций порядка 3,3 млн евро.
 
Бельгия, Шарлеруа (207 тыс. жителей)
 
В 1985 году в городе Щарлеруа было израсходовано более 8 млн евро на отопление и освещение муниципальных зданий (школ, спортивных сооружений, административных зданий). Предварительное исследование показало, что модернизация отопительного оборудования могла бы привести к сокращению расходов на энергию на одну треть. Следовательно, город должен был найти средства для необходимых инвестиций.
 
Использование финансовых источников из третьей страны оказалось выгодным решением. Данный метод позволил городу предоставить финансирование третьей стране, выплачивая инвестиции позднее из сэкономленных средств. Расходы муниципалитета, следовательно, были одинаковыми в абсолютном выражении. Единственной разницей было только, кому оплатить долг. Вместо того чтобы закупать топливо, муниципалитет должен был восстановить суммы инвестору. Собственность над оборудованием была передана муниципалитету сразу же после прекращения действия договора. 
 
Все эти различные по своему характеру преимущества обязали муниципалитет принять это решение, и с 1986 года было начато осуществление программы в четырех этапах. В рамках данной программы было реализовано 109 проектов общей стоимостью более 6,5 млн евро. Наряду с этим, стало возможным получение безвозмездной помощи в объеме свыше 1 млн евро от Валонского министерства энергетики, которое поддерживает программы администраций по энергосбережению.
 
Объем общей годовой экономии, реализованной посредством данной программы, составляет, по предварительным данным, около 1,5 млн евро, или 23% от общего объема расходов на отопление и освещение всех зданий Шарлеруа, а экономия топлива достигла 33%.
 
Польша, Биелско Бяла (182 тыс. жителей)
 
В 1992 году муниципалитет Биелско Бяла подготовил документацию реконструкции и управления систем уличного освещения при технической помощи муниципалитета Безансон (Франция) и в сотрудничестве с муниципалитетом Сайкис (Греция). Система уличного освещения в городе охватывала 12 тыс. ламп мощностью 3 МВт и годовым объемом потребления энергии 9,5 ГВт(до реконструкции).
 
Несмотря на то, что система уличного освещения была создана муниципалитетом, она была собственностью Польской электрической компании. Эксплуатационные расходы (обслуживание, модернизация) были оплачены из городского бюджета. Предыдущая организационная система не позволяла ни стимулировать, ни повышать энергетическую эффективность установок. Оборудование было старым, плохо обслуживаемым и морально устаревшим. 
 
В качестве первого шага, договор, связывающий город с Польской электрической компанией, был пересмотрен. На этой основе были разработаны два, отличающихся друг от друга, метода ценообразования, которые учитывают разницу между дневным и ночным потреблением энергии. Только это привело к годовой экономии в размере 52 тыс. евро.
 
Компьютеризированная система управления потреблением обеспечила значительно лучшие условия для наблюдения и контроля и создала возможности быстрого обнаружения любых поломок. Система привела к экономии в размере 4,3 тыс. евро с 1993 года до настоящего времени. Общая инвентаризация системы, в которую была введена компьютерная база данных, должна была повысить ее эффективность.
 
Был разработан 10-летний план модернизации, который был рассчитан в основном на постепенную установку энергосберегающих осветительных приборов. Таким образом, установочная мощность должна снизиться до 1,34 МВт.
 
Еще в 1993 году замена 2,5 тыс. уличных ламп привела к сокращению потребления энергии на 55%, таким образом было сэкономлено 36 тыс. евро, а установочная мощность была снижена вдвое.
 
 
Комментарии (0)