Попытки реформирования ЖКХ сталкиваются не только с недостатком финансовых ресурсов, но и с непониманием населения. Привыкшие настороженно относиться к любым начинаниям «сверху» украинцы не спешат пользоваться энергосберегающими технологиями, даже если это сулит им сокращение коммунальных платежей. Посмотрим, как это происходит в странах Европы, и проанализируем, что из их опыта может быть применимо в нашей стране.
Экономия по-европейски
Для Западной Европы моментом истины стал нефтяной кризис 1973 года. Тогда из-за войны между Израилем и арабскими странами и последующего эмбарго стран ОПЕК цена на нефть в течение нескольких дней поднялась в четыре раза – с трех до двенадцати долларов за баррель! И это был первый из череды нефтяных кризисов, на каждый из которых экономика европейских стран отзывалась периодами долгого застоя. Именно зависимость от импортных энергоресурсов стала стимулом, побудившим европейские страны начать комплексную кампанию по повышению энергоэффективности экономики.
Чтобы снизить энергопотери, с середины 1970-х годов здесь начали вводить первые нормативы по теплозащите зданий,
энергоэффективности промышленного и бытового оборудования. Более того, эти требования регулярно ужесточались. Изменения коснулись буквально всех сторон жизни европейцев. Они перешли на малолитражные автомобили, стали покупать энергосберегающие бытовые приборы класса А, считать каждый литр потраченной воды и киловатт-час электроэнергии.
Ключевой для продолжения энергосберегающей кампании стала принятая в 2006 году директива Energieeinsparverordnung EnEV. Согласно документу, все члены Евросоюза обязаны провести энергетическую паспортизацию зданий. В специальный документ по каждому объекту вносятся сведения о состоянии постройки: расход энергии на отопление, сведения о вентиляции или использовании
альтернативных источников энергии. Этот документ обязателен при сдаче недвижимости в аренду или продаже дома, так как новые жильцы или владельцы должны знать, во сколько обходится его содержание. Закон об экономии энергии заставляет домовладельцев и инвесторов строить энергетически экономичные дома, а также реконструировать старые.
Энергетический паспорт здания начинает сильно влиять на стоимость недвижимости. Поэтому, по данным Федерального министерства экономики, в Германии ежегодно свыше 200 тыс. жилищ капитально ремонтируют с применением энергосберегающих технологий. Так, кнутом и пряником, европейцев загоняют в энергоэффективное будущее. Однако бережливое энергопотребление становится для жителей единой Европы не просто вынужденной мерой, а своего рода экологичным образом жизни. Сейчас Германию, Данию, Швецию, Голландию охватил настоящий бум возведения энергоэффективных домов. Жить в таком здании, причиняющем минимум вреда природе, становится престижно и модно. Все большую популярность приобретает концепция «пассивного дома» – строения, которое благодаря комплексу энергосберегающих решений и теплоизоляционным технологиям имеет крайне низкие
затраты на отопление. Потери тепла в пассивном доме составляют не более 15 кВт•ч на кв. м, что примерно в 20 раз ниже, чем в традиционных зданиях. Для обогрева и горячего водоснабжения используются альтернативные источники энергии – например, солнечные батареи, ветрогенераторы, низкопотенциальное тепло земли. Затраты на возведение пассивного дома примерно на 10% выше, чем на постройку обычного, однако в климатических условиях Германии и Скандинавии они окупаются в течение 7-10 лет.
В Украине же до сих пор не принят закон «Об энергетической эффективности зданий». Законопроект с таким названием прошел первое чтение в парламенте и был принят за основу. Впрочем, против этого документа, которым предлагается провести энергетическую паспортизацию многоквартирного жилищного фонда, снизить потребление энергоресурсов, активно выступают представители Коммунистической партии Украины.
Бережливые соседи
Еще более крутой переход к энергосберегающим технологиям пришлось совершить жителям постсоветских стран Прибалтики и Восточной Европы. Поскольку во времена Совета Экономической Взаимопомощи, возглавляемого СССР, энергоресурсы для членов СЭВ стоили весьма дешево, то об энергосберегающих мерах они совершенно не задумывались. Внезапное обращение к рынку и многократный рост цен на энергоресурсы до среднеевропейского уровня стали настоящим шоком для экономики и населения постсоветских республик. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 годы повысились в 14 раз, в Польше – в 18,5 раза. В Восточной Германии реформирование ЖКХ началось сразу после объединения с ФРГ в 1990 году. Муниципальные коммунальные службы отдали в руки частных инвесторов, большая часть квартир была приватизирована. Возник
рынок коммунальных услуг, и потребители могли сами выбирать поставщиков ресурсов.
Пожалуй, самой интересной программой, в том или ином виде заимствованной многими соседями Германии, стала модернизация панельных многоэтажек – аналогов отечественных «хрущевок». Она проводилась при кредитной поддержке банков содействия развитию ЖКХ. В санацию входило утепление фасадов и крыш, монтаж теплосберегающих пластиковых окон, модернизация систем
централизованного тепло- и водоснабжения, обязательная установка тепло-, водо- и газосчетчиков. В результате теплопотери, а заодно и платежи жильцов удалось сократить вдвое. Одна из самых радикальных коммунальных реформ была проведена в Эстонии в 1990-х годах. Она заняла меньше десяти лет и была довольно болезненной для населения. Например, при средней зарплате в 50 долларов семье мог прийти квартирный счет на 20 долларов! При этом за трехмесячную просрочку коммунальных платежей по решению суда неплательщик мог лишиться своей квартиры. Теплоцентрали, водоканалы и ЖЭКи передали местным самоуправлениям и перевели на хозрасчет. Они стали посредниками между жильцами и поставщиками тепла, электроэнергии, воды, газа. Для модернизации коммунальной инфраструктуры использовались целевые кредиты Европейского банка реконструкции и развития. С 1996 года начали образовываться квартирные товарищества, которые получили право заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг и обслуживающими компаниями. Те дома, где организовалось товарищество, первым делом устанавливали счетчики воды, тепла и газа и начинали сами выставлять счета жильцам, исходя из реального потребления.
Украинцев до сих пор приучают к экономии. В стране на законодательном уровне утверждены
коммерческий учет газа и электроэнергии, а законы про мораторий на отпуск тепла и воды – на стадии проектов. Планируется, что жилищный фонд удастся оснастить приборами учета к 2018 году. На сегодня, счетчиками холодной воды оснащено около 35% многоквартирных домов, а на тепловую энергию – порядка 16%.
По свидетельству экспертов, только сам факт перехода на приборный учет ресурсов сокращает коммунальные платежи не менее чем на 20%.
Чтобы население смогло увидеть настоящий эффект от экономии, необходимо модернизировать системы теплоснабжения и заняться снижением теплопотерь через ограждающие конструкции здания. Эксперты отмечают, что модернизация частных и многоквартирных домов не имеет смысла без замены старых деревянных окон. Ведь через них уходит не менее 20% всей тепловой энергии. Установка теплосберегающих пластиковых окон позволяет
сократить затраты на отопление на 20-30%. Пример софинансирования такого проекта местными властями, населением и немецким фондом демонстрирует Львов, где в исторической части города гражданам помогают менять старые окна на энергосберегающие, но которые при этом не портят внешний вид фасадов зданий.