ГлавнаяПубликацииАналитикаКоалиция грозит новыми штрафами

Коалиция грозит новыми штрафами

Если парламентская коалиция выполнит свои обещания, уже в ближайшие месяцы нам придется оплачивать новые штрафы: за самовольное отключение от систем теплоснабжения и отказ от заключения договоров на услуги по обращению с ТБО.

Вторую неделю Верховная Рада работает в формате коалиционного соглашения. По сути, коалиционное соглашение - план предстоящей пятилетки, если, конечно, коалиция или парламент восьмого созыва не сойдут с дистанции досрочно.

Правда, разработчики документа не решились заглянуть так далеко «за горизонт», а ограничились трехлетним периодом. Единственная норма соглашения, выполнение которой запланировано на 2019 год - переход к стандартам НАТО.

ЖКХ, в отличие от оборонно-военной, не требует полной переориентации. Достаточно полноценного финансирования, грамотного управления, обеспечения модернизации и развития. Но для Украины это пока сверхзадача. То, что каждое правительство на старте предлагает свой «рецепт счастья» для участников жилищно-коммунальных отношений, а на финише — разводит руками, лишь подтверждает этот тезис.

Планы трещат по швам

Общегосударственной программе реформирования и развития ЖКХ в этом году исполнилось 10 лет. Первый раз Верховная Рада приняла ее еще в 2004 году. В связи с тем, что выполнить программу не удалось, она была «переиздана» и пролонгирована до 2015 года. Через несколько недель истечет и этот срок. Выполнение программы снова провалено, цели не достигнуты.

Самый известный факт: согласно программе, к концу 2014 года количество ОСМД в Украине должно перевалить за 45,5 тысяч, а ОСМД-изация должна охватить 70% многоквартирных домов. В действительности ОСМД созданы в 20,6% домов, а всего их насчитывается чуть больше 16,3 тысяч. Причем все 5 лет действия Общегосударственной программы 2009-2014 разрыв между плановыми и фактическими показателями нарастал: если в 2011 году разница между мечтами и реальностью составляла всего пару процентов, то сейчас речь идет о почти трехкратном «недоборе».

Не лучше обстоят дела и с реализацией других пунктов программы. Так, планировалось, что к концу 2014 года 80% жилого фонда будет передано управляющим, получили - всего 526 частных компаний по управлению жильем по состоянию на 1 октября 2014 года. Причем в Хмельницкой области даже наметился регресс - в этом году на одну управляющую компанию стало меньше.

Одним словом, общегосударственную программу можно смело продлевать еще на пятилетку.

Гражданам - услуги, отрасли - политика

Поэтому не удивительно, что составители коалиционного соглашения не обошли вниманием ЖКХ. В документе выделен отдельный раздел «Обеспечение граждан коммунальными услугами и реформирование жилищной политики». Причем большую часть предложенных профильных проектов участники коалиции хотят принять слету - в первом квартале 2015 года. На 2016-2017 годы соглашением отсрочено выполнение лишь отдельных задач в ЖКХ, а на период после 2017 года никаких конкретных планов нет.

Впрочем, никаких масштабных задач наподобие общегосударственной программы или реконструкции старых кварталов, жилищно-коммунальный раздел соглашения не содержит.

Более того, идти в Европу коалиционеры предлагают с Жилищным кодексом советской эпохи - «Жилищным кодексом УССР». За годы независимости Украины кодекс неоднократно корректировался, но и сейчас он ссылается на Конституции СССР и УССР, ленинские идеи строительства коммунистического общества и победу Великой Октябрьской социалистической революции.

Но все это лирика. «Физика» же сводится к тому, что соглашение нацелено на проведение реформ в отдельных сегментах жилищно-коммунального хозяйства, а не в целом.

Новое — незабытое старое

Согласно коалиционному соглашению, в первом квартале 2015 жители многоквартирных домов будут поставлены перед выбором: создать ОСМД, управлять домом самостоятельно или пригласить управляющего со стороны. Для ОСМД также припасены сюрпризы - новая система подсчета голосов и введение обязательности решений ОСМД для всех владельцев квартир в доме.

Остальные запланированные нововведения «первой волны»: открытие зеленой улицы для управляющих жильем и установление свободных цен на их услуги; принятие Закона «Об энергетической эффективности зданий» и наделение местных властей полномочиями по установлению тарифов на услуги по переработке и захоронению бытовых отходов.

Читайте также: Коалиция: взгляд на реформу ЖКХ

По сути, за всеми этими формулировками видны «уши» четырех проектов, для рассмотрения которых у парламента седьмого созыва не хватило времени и желания: новой редакции Закона «О жилищно-коммунальных услугах» (№4463а) и проектов «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (№ 4563а), «Об энергетической эффективности зданий» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере обращения с бытовыми отходами» (№ 5129).

Все это проекты 2014 года, все они разработаны Минрегионом и за исключением проекта Закона «Об энергоэффективности зданий» побывали в парламенте.

Позже всего - до 2017 года, участники коалиционного соглашения намерены внедрить полный коммерческий учет потребления природного газа, тепла и воды. Это предложение также не новинка. В проекте Закона «О жилищно-коммунальных услугах» коммерческому учету посвящена отдельная глава. Соответственно, если закон будет принят, как запланировано, в ближайшие месяцы, внедрение коммерческого учета станет делом времени.

Во втором квартале 2015 года местные власти могут обрести право на установление тарифов на тепло, полученное из альтернативных источников энергии, а бюджетные организации - право на заключение договоров с энергосервисными компаниями и долгосрочных договоров на поставку тепла из альтернативных источников. «Заготовка» для этих нововведений - проект Закона «Об особенностях осуществления закупок энергосервиса». Кроме этого в 2015 году участники коалиции планируют внедрить револьверный механизм стимулирования энергоэффективности: бюджетные средства, сэкономленные в результате уменьшения потребления газа за счет повышения энергоэффективности, направлять на реализацию новых энергоэффективных мероприятий. В планах на 2016 год внедрение стимулирующего ценообразования в коммунальной сфере с установлением нормы дохода.

В довершение ко всему составители коалиционного соглашения предложили установить ответственность за самовольное отключение от тепловых сетей и внутридомовых систем централизованного отопления. Это отсылка к еще одному проекту Минрегиона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг централизованного отопления и централизованной поставки горячей воды».

Проект — не догма

Практически все законопроекты, принятие которых проанонсировано в коалиционном соглашении, пока можно рассматривать как «полуфабрикаты». Почти в каждом из них есть неоднозначные, спорные или раскритикованные экспертами нормы.

Так, проект закона об усовершенствовании отношений в сфере теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения предусматривает, что на граждан, самовольно отключившихся от отопления или снабжения горячей водой, будут налагаться штрафы в размере от 340 до 1360 гр.

Обосновывается это тем, что массовый переход потребителей на индивидуальное/автономное отопление ведет к разбалансировке систем централизованного отопления и. т. п. Хотя еще в 2013 году, когда в Верховной Раде находился брат-близнец теперешнего проекта, эксперты выступили против введения штрафов. Они признали, что проблема существует, но отметили, что решать ее введением штрафов нельзя, так как в сфере теплоснабжения отсутствует паритет между потребителями и поставщиками. По мнению экспертов, граждане лишены реальной возможности отстаивания своих прав на качественное теплоснабжение и привлечение к ответственности недобросовестных поставщиков. Поэтому привлечение к ответственности потребителей явный диспаритет - игра в одни ворота.

Введение новых штрафов за отказ заключать договор на услуги по обращению с бытовыми отходами,  предусмотрено и проектом Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере обращения с бытовыми отходами». Разработчики обосновывают нововведение тем, что многие граждане отказываются заключать договора. Это — свежий проект, в Верховной Раде предыдущего созыва он пробыл всего несколько недель, однако не исключено, что у экспертов возникнут претензии и к нему.

Читайте также: Как решить коммунальные проблемы?

В проекте Закона «О жилищно-коммунальных услугах» доработки требует норма об автоматическом начислении пени, под действие которой могут попасть и добросовестные владельцы квартир и домов.

От принятия проекта Закона «Об энергетической эффективности зданий» в существующем варианте обычным гражданам хуже не станет, но и улучшения они вряд ли заметят, так как проект отличается декларативностью.  

Остается надеяться, что в процессе дальнейшего прохождения, проекты законов будут доработаны. Хотя с учетом того, что некоторые из проектов заходят уже на третий круг над парламентом и за несколько лет «парения» практически не изменились, поводов для оптимизма немного. Скорей всего, все издержки реформирования ЖКХ будут устраняться как обычно - на марше.

Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 


Реклама: Что необходимо для полноценного сна – этот вопрос интересует каждого человека. Одним из решений данного вопроса является ортопедический матрас. Приобрести данного вида матрасы Аскона со скидкой можно на сайте askona.ua. Правильно подобранный матрас – это не только комфортный сон, но и залог крепкого здоровья и хорошего самочувствия.

 
Комментарии (1)
Sergiy1
09 декабря 2014 г. 10:12
Алгоритм закладений вірно. Чи зможе команда виконавців під Г.Зубко його реалізувати . Покаже час. Але жодна реформа без обліку енергоносіїв приречена. 2. В приватному секторі енергоефективними заходами власники займаються без нагадування.Чим відрізняється власник в багатоквартирному будинку.? Не займатися капіталізацію власного майна може тільки малозабезпечений або пяниця. Отже необхідний механізм ЕСКО та комфортне дешеве житло для переселення тих ,хто не може або не хоче займатися своєю власністю.3.І однозначно закон №1198-VII має бути скасований ,як такий що ліквідував енергосервісну діяльність та договірні відносинив ЖКГ в письмовій формі. Я вже не кажу про можливість авансових платежів при відсутності таких договорів.4. А пеню можна назвати відсотками по кредитам. Постачальник енергоносіїв та води виконає свої обовязки взявши кредити на розрахунки за енергоносії. Так і виконавці послуг якщо вони ще збережуться. А боржники отримають в квитанції додаткові нарахування на суму боргу. Такщо або аванс і зменшення нарахувань, як стимул або своєчасна оплата.