Новости ЖКХ
Новости ЖКХ
Публикации
Публикации
Интервью
Интервью
Комментарии
Комментарии
Опросы
Опросы
Совет экспертов ЖКХ
Совет экспертов ЖКХ
Круглый стол
Круглый стол
ИНФОГРАФИКА:
Як військовим отримати пільги на комуналку?
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Коммунальщики, осторожно: новый УПК в действии
11 апреля 2013 г. 08:40
20 ноября 2012 вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Документ в корне изменил систему досудебного расследования уголовных дел, чем значительно изменил возможные последствия проверок предприятий ЖКХ.

Новости по теме
28 декабря 2021 г. 11:11
«Несерьезные» итоги 2021 года
«Несерьезные» итоги 2021 года
20 августа 2021 г. 10:35
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
05 августа 2021 г. 14:13
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Нормы нового УПК против коммунальщиков
20 ноября 2012 вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Документ в корне изменил существовавшую ранее систему досудебного расследования уголовных дел, чем значительно изменил возможные последствия проведения плановых и внеплановых проверок контролирующими органами субъектов хозяйствования, к которым относятся и предприятия ЖКХ.
Отныне привычные результаты проверок и ревизий в виде доначисления по налогу на прибыль или обязательства вернуть в государственный бюджет сумму излишне полученной субвенции из разницы в тарифах могут иметь гораздо более серьезные последствия, чем это было раньше.
Начнем с того, что руководителям коммунальных предприятий, главным бухгалтерам и экономистам придется привыкать, что теперь не существует процедуры доследственной проверки. Есть проверки, когда следователь имел 10 дней для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Как правило, за это время руководители предприятий ЖКХ успевали подготовить необходимые документы, сообщить о возможном возбуждении уголовного дела городскую власть. Чиновники, в свою очередь, успевали позвонить городском или областном прокурору, который проводил необходимую беседу со следователем, в результате чего более 90% заявлений контролирующих о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц коммунальных предприятий завершались постановлением об отказе в их возбуждении.
Читайте также: Жильцов «придавило» налогами
Новый УПК таких процедур не предусматривает. Досудебное следствие начинается с момента обнаружения следователем (прокурором) признаков преступления. Так, согласно ч.1 ст.214 УПК, следователь безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им с любого источника соответствующих обстоятельств, обязан внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.
Указанное означает, что в настоящее время в участника процесса отсутствует возможность обжалования постановления о возбуждении уголовного дела (из-за отсутствия такого постановления), а обжалование отдельных действий следователя в порядке, установленном УПК, не останавливает проведения досудебного расследования, в частности, следственных действий.
У следователя отсутствует обязанность сообщать человеку, интересов которого касается уголовное производство, о внесении сведений в Единый реестр досудебных расследований и начато расследование. Следовательно, сведения о проведении предварительного расследования лицо, интересы которого оно затрагивает, может получить только по факту совершения в отношении нее следственных действий (обыска, выемки, задержания на месте преступления и т.п.) или будучи уведомленным о подозрении.
На коммунальной шкуре
Действие этих новелл УПК в полной мере на себе почувствовали работники бухгалтерии КП «Полтававодоканал», когда 13 марта в обеденный перерыв постановлению судьи следователя о проведении обыска в кабинет зашла оперативно-следственная группа. Из содержания этого постановления стало известно, что 13 февраля 2013 года после внесения сведений в ЕРДС было начато досудебное расследование по факту незаконного присвоения бюджетных средств при выполнении работ на одном с канализационных коллекторов г. Полтавы. Поэтому месяц предприятие не знало об открытии уголовного производства, а следовательно, не имело возможности подготовить качественную линию защиты и все надлежащие и допустимые доказательства отсутствия состава преступления в действиях должностных лиц предприятия.
Следует также предупредить о том, что согласно нормы ст.219 УПК, сроки проведения предварительного расследования ведется с момента уведомления о подозрении. Следовательно, при отсутствии уведомления сроки досудебного расследования УПК не ограничиваются. Из этого следует, что теоретически следователь может месяцами и годами после открытия уголовного производства вызвать на допрос свидетелей, осуществлять обыски и выемки, назначать экспертизы и т.п., не выдвигая при этом никому подозрения. Существование такой нормы может быть использовано правоохранительной системой, которая в Украине хромает на обе ноги, для незаконного давления на субъектов хозяйствования.
Подводные камни Кодекса
Другим потенциальным риском в ситуации с инициированием досудебного расследования является то, что кроме традиционных следственных действий (обыск, выемка, осмотр места преступления, экспертиза) новый Кодекс предусматривает проведение негласных следственных действий. Интересно то, что о совершении таких действий предприятие и отдельные его должностные лица не предупреждаются, в то время как такие действия имеют своим следствием получение и фиксирование доказательств в рамках уголовного процесса.
Отдельными видами следственных действий, которые могут проводиться негласно являются:
1. Вмешательство в личную жизнь человека в виде доступа к содержанию общения:
• аудио-, видеоконтроль лица;
• арест, осмотр и выемка корреспонденции;
• снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;
• снятие информации с электронных информационных систем (социальных сетей и электронных ящиков в том числе).
2. Обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица.
3. Установка местонахождения радиоэлектронного средства (мобильного телефона)
4. Использование конфиденциальной сотрудничества.
Учитывая это, руководителям и должностным лицам предприятий ЖКХ целесообразно посоветовать во-первых, избегать хранения деловой переписки, проектов договоров о закупке товаров (работ), особенно за государственные средства, тендерной документации, внутренних документов на жестком диске или непосредственно в электронной почтовом ящике, лучше такую информацию хранить на съемных носителях (дисках, флэш-картах и т.п.).
А как же потребители?
Кроме этого, рядом с обыском и выемкой, органы следствия получили дополнительные основания требовать ознакомления с документами и информацией, не находится в общем доступе, в т.ч. информации, содержащей коммерческую тайну. Чем это грозит коммунальщикам? Представим типичную ситуацию. Потребитель Петренко ссылаясь на нормы Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» обратился в водоканал с заявлением о предоставлении ему информации о структуре тарифа на услуги по водоснабжению и водоотводу. Водоканал, ссылаясь на нормы Гражданского и Хозяйственного Кодексов о коммерческой тайне, отказал потребителю Петренко в предоставлении такой информации. Повозмущавшись и считая себя обманутым, потребитель Петренко пишет заявление о совершении уголовного преступления в прокуратуру.
Читайте также: Коммунальный ревизор
Через 24 часа сведения об этом вносятся в ЕРДС и начинается предварительное расследование. Через неделю следователь-судья выносит постановление об обыске и временный доступ к вещам и документов. В тот же день оперативно-следственная группа проводит обыск на Водоканале, изымая при этом не только расчеты структуры расходов тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению, но и еще несколько десятков «интересных» документов, например договоры о закупке спецтехники за государственные средства или договора о предоставление информационно-консультационных услуг и аудита. Вопрос: нужно и дальше Водоканала отказывать потребителям в предоставлении информации о структуре тарифа и иметь потом большие неприятности, все же обнародовать информацию о плановые затраты и предотвратить последствия открытия уголовного производства?
КПК в ст.97 предусматривает возможность по усмотрению суда использования показаний с чужих слов. В частности, показаниями с чужих слов является высказывание, осуществленное в устной, письменной или иной форме, по определенному факту, которое основывается на объяснении другого лица. Таким образом, не нужно отказываться от дачи показаний, «играть в молчанку», иначе за вас дадут показания Ваши бывшие уволенные работники, имеющие Вас зуб, или работники контролирующих органов, которым Вы отказали в осуществлении обмеров объекта реконструкции котельной.
Сдаешь руководство?
Руководителям и главным бухгалтерам коммунальных предприятий следует иметь в виду, что отныне КПК позволяет на американский манер заключать сделки с правосудием. В соглашении о признании виновности обязанности подозреваемого или обвиняемого по сотрудничеству в раскрытии уголовного преступления, совершенного другим лицом (если соответствующие договоренности имели место), согласованное наказание и согласие подозреваемого, обвиняемого на его назначения или назначения наказания и освобождения от его отбывания с испытанием . «Хочешь быть на свободе - дай показания против своего руководителя» - таков девиз нового УПК.
КПК, по сравнению с предыдущим Кодексом, ограничил круг лиц, которые могут быть защитником лица в уголовном производстве. Ст. 45 УПК установил, что защитником является адвокат, осуществляющий защиту подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого предусматривается применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера или решался вопрос об их применении, а также лица, в отношении которого предполагается рассмотрение вопроса о выдаче иностранном государстве (экстрадиции).
Читайте также: Базовый закон ЖКХ
Итак, в настоящее время «специалист в области права», который не имеет статуса адвоката, не может вступать в процесс в качестве защитника. Указанное обстоятельство ограничивает возможности защиты должностных лиц силами юридических отделов предприятий ЖКХ.
Еще одним заимствованием из американского права является присутствие в теле КПК нормы ч. 4 ст. 208 УПК Украины, которая предусматривает, что уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание лица, незамедлительно сообщить задержанному на понятном ему языке основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается, а также разъяснить право иметь защитника, получать медицинскую помощь, давать объяснения , показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него, немедленно уведомить других лиц о его задержании и местонахождении. Это ничто иное, как наше «правило Миранды», введенное в США еще в 1966 году. Без соблюдения такой процедуры задержания, арест считаются незаконными.
Таким образом, новый УПК создает большое количество потенциальных рисков для предприятий ЖКХ и их должностных лиц, и такие риски преобладают над положительными нововведениями в уголовном процессе. Широкие и фактически бесконтрольные полномочия следственного судьи, невозможность обжалования значительного количества следственных действий, возможности органов следствия вмешиваться в личную жизнь человека и хозяйственной деятельности предприятий создают высокую вероятность использования таких полномочий в коррупционных целях или с целью давления на человека для достижения других целей. Будьте бдительны, господа коммунальщики, возможно сейчас за Вами следят....
Комментарии (1)

Андрій Осадчий
14 апреля 2013 г. 11:52
На додачу хто цікавиться. Оприлюднено інструкцію про проведення негласних слідчих дій. Теперь за нами стежать цілодобово! http://www.minjust.gov.ua/42544
Для комментирования вам необходимо авторизоваться на сайте