Эксперты считают, что приходу иностранных инвесторов в ЖКХ препятствует не столько несовершенство отечественного законодательства, сколько невнятная позиция власти относительно ожидаемых результатов концессии коммунальных предприятий. Такой нелицеприятный для украинской власти вывод сделали участники конференции «Ускорение публично-частного партнерства (ПЧП) в Украине».
Глава правления Украинского центра содействия развитию ПЧП Ирина Запатрина считает, что существующая законодательная база позволяет начать реализацию проектов с помощью инструментов концессии, однако власть не предпринимает практических шагов для использования этих механизмов. «В Украине нет ни одного позитивного опыта публично-частного партнерства (ПЧП), потому что у нас упрощенное, и я даже скажу извращенное понимание ПЧП. Хотя это очень эффективный инструмент привлечения инвестиций, который требует в первую очередь компетентности власти и доверия общества», - считает Ирина Запатрина.
Читайте также: Концессия - это, прежде всего, модернизация
По данным Минрегиона, на модернизацию ЖКХ необходимо более 700 млрд грн. Только для замены 60% теплосетей Киева уже в ближайшие 3-5 лет необходимо более 10 млрд грн при бюджете столицы около 16 млрд грн. Неотложного решения требует проблема с Бортнической станцией аэрации. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что альтернативы концессии в столь удручающем положении отрасли не существует. Однако для этого нужно иметь правильное понимание властью процедуры заключения договоров концессии и гарантий со стороны государства для инвесторов, ведь проекты заключаются на срок до 30-50 лет.
Сейчас в Украине более успешно реализуются проекты концессии автодорог. На сегодня реализуется три договора концессии по строительству автодорог. Первый - это 350 километровый участок дороги Киев-Чоп и два участка по 130 и 49 километровые на трассе Харьков-Крым. Что касается сферы ЖКХ, то большой интерес частные инвесторы проявляют к объектам в столице – это и новая линия метро на Троещину и участие в модернизации систем теплоснабжения и водоканала.
Директор миссии по ПЧП Франсуа Берджер, который представляет Министерство финансов Франции полагает, что КГГА должна огласить конкурс для передачи в концессию теплосетей, т.к. инвестор должен понимать какие результаты хочет получить город. «В Париже более 100 лет теплосети находятся в концессии. На сегодня – это более 90% систем центрального отопления. Это позволяет привлечь частные инвестиции и повысить энергоэффективность. Особое развитие этот механизм ПЧП получил после первого энергетического кризиса в 70-х годах. Тогда Парижу удалось реализовать успешные проекты и снизить энергозатраты в течение 10 лет за счет привлечения к проекту в качестве третей стороны частного бизнеса», - заявил Франсуа Берджер.
Во Франции более 10 тыс.км. дорог – платные, а также введен специальный налог за проезд по этим дорогам иностранного транспорта. Деньги, полученные в результате сбора этого налога, идут на содержание специальной комиссии, которая занимается усовершенствованием транспортного сообщения во Франции.
Читайте также: Концессия при отягчающих обстоятельствах
Тони Пирс, старший советник, Член команды экспертов по ПЧП Европейской Экономической Комиссии ООН считает, что причиной низкого уровня использования механизмов ПЧП в Украине является непрозрачность работы власти. «Консультанты не имеют доступа к необходимой информации для составления предварительных проектов концессии предприятий», - заявляет Тони Пирс. «В Украине есть множество потенциальных проектов» и с помощью привлечения частных инвестиций можно помочь в решении вопросов модернизации предприятий», - добавляет Тони Пирс.
Перед заключением концессионных договоров необходимо сделать структурирование проекта. Длительность этого этапа достигает 1-2 года и требует больших затрат на работу квалифицированных консультантов. Только с этим структурированным проектом, который включит ожидаемые результаты по модернизации объектов ЖКХ власти, следует выходить на концессионный конкурс. «Для составления структурированного проекта в России Внешэкономбанк выделил регионам 11 млрд грн на возвратной основе. После передачи объектов в концессии эти деньги возвращают банку», - поделилась опытом Ирина Запатрина.
«В нашей стране действительно есть большое число объектов, которые переданы в так называемые концессии. Большинство из них это сельские водоканалы в Крыму. Понятно, что назвать это публично-частным партнерством очень сложно. От власти нужны конкретные цифры, насколько они хотят снизить энергопотери, чтобы инвесторы могли просчитать риски, возврат инвестиций. Однако у власти нет последовательности в действиях.
Например, КГГА привлекала консультантов для разработки структурированного проекта, однако затем сроки были перенесены. Возможно, это зависит от выборов. Когда конкурсы будут организовываться согласно международным стандартам – у нас будет много инвесторов», - с надеждой заявляет Ирина Запатрина.
Сергей Купин