ГлавнаяКомментарииФинансирование ЖКХЛовись, инвестор, большой и маленький

Ловись, инвестор, большой и маленький

Для замены 60% теплосетей Киева уже в ближайшие 3-5 лет необходимо более 10 млрд. грн при бюджете столицы около 16 млрд грн. Из чего следует, что альтернативы передачи объектов в концессию не существует.

Эксперты считают, что приходу иностранных инвесторов в ЖКХ препятствует не столько несовершенство отечественного законодательства, сколько невнятная позиция власти относительно ожидаемых результатов концессии коммунальных предприятий. Такой нелицеприятный для украинской власти вывод сделали участники конференции «Ускорение публично-частного партнерства (ПЧП) в Украине».

Глава правления Украинского центра содействия развитию ПЧП Ирина Запатрина считает, что существующая законодательная база позволяет начать реализацию проектов с помощью инструментов концессии, однако власть не предпринимает практических шагов для использования этих механизмов. «В Украине нет ни одного позитивного опыта публично-частного партнерства (ПЧП), потому что у нас упрощенное, и я даже скажу извращенное понимание ПЧП. Хотя это очень эффективный инструмент привлечения инвестиций, который требует в первую очередь компетентности власти и доверия общества», - считает Ирина Запатрина.

Читайте также: Концессия - это, прежде всего, модернизация

По данным Минрегиона, на модернизацию ЖКХ необходимо более 700 млрд грн. Только для замены 60% теплосетей Киева уже в ближайшие 3-5 лет необходимо более 10 млрд грн при бюджете столицы около 16 млрд грн. Неотложного решения требует проблема с Бортнической станцией аэрации. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что альтернативы концессии в столь удручающем положении отрасли не существует. Однако для этого нужно иметь правильное понимание властью процедуры заключения договоров концессии и гарантий со стороны государства для инвесторов, ведь проекты заключаются на срок до 30-50 лет.

Сейчас в Украине более успешно реализуются проекты концессии автодорог. На сегодня реализуется три договора концессии по строительству автодорог. Первый - это 350 километровый участок дороги Киев-Чоп и два участка по 130 и 49 километровые на трассе Харьков-Крым. Что касается сферы ЖКХ, то большой интерес частные инвесторы проявляют к объектам в столице – это и новая линия метро на Троещину и участие в модернизации систем теплоснабжения и водоканала.

Директор миссии по ПЧП Франсуа Берджер, который представляет Министерство финансов Франции полагает, что КГГА должна огласить конкурс для передачи в концессию теплосетей, т.к. инвестор должен понимать какие результаты хочет получить город.  «В Париже более 100 лет теплосети находятся в концессии. На сегодня – это более 90% систем центрального отопления. Это позволяет привлечь частные инвестиции и повысить энергоэффективность. Особое развитие этот механизм ПЧП получил после первого энергетического кризиса в 70-х годах. Тогда Парижу удалось реализовать успешные проекты и снизить энергозатраты в течение 10 лет за счет привлечения к проекту в качестве третей стороны частного бизнеса», - заявил Франсуа Берджер.

Во Франции более 10 тыс.км. дорог – платные, а также введен специальный налог за проезд по этим дорогам иностранного транспорта. Деньги, полученные в результате сбора этого налога, идут на содержание специальной комиссии, которая занимается усовершенствованием транспортного сообщения во Франции.

Читайте такжеКонцессия при отягчающих обстоятельствах

Тони Пирс, старший советник, Член команды экспертов по ПЧП Европейской Экономической Комиссии ООН считает, что причиной низкого уровня использования механизмов ПЧП в Украине является непрозрачность работы власти. «Консультанты не имеют доступа к необходимой информации для составления предварительных проектов концессии предприятий», -  заявляет Тони Пирс. «В Украине есть множество потенциальных проектов» и с помощью привлечения частных инвестиций можно помочь в решении вопросов модернизации предприятий», - добавляет Тони Пирс.

Перед заключением концессионных договоров необходимо сделать структурирование проекта.  Длительность этого этапа достигает 1-2 года и требует больших затрат на работу квалифицированных консультантов. Только с этим структурированным проектом, который включит ожидаемые результаты по модернизации объектов ЖКХ власти, следует выходить на концессионный конкурс.  «Для составления структурированного проекта в России Внешэкономбанк выделил регионам 11 млрд грн на возвратной основе. После передачи объектов в концессии эти деньги возвращают банку», - поделилась опытом Ирина Запатрина.

«В нашей стране действительно есть большое число объектов, которые переданы в так называемые концессии. Большинство из них это сельские водоканалы в Крыму. Понятно, что назвать это публично-частным партнерством очень сложно. От власти нужны конкретные цифры, насколько они хотят снизить энергопотери, чтобы инвесторы могли просчитать риски, возврат инвестиций. Однако у власти нет последовательности в действиях.

Например, КГГА привлекала консультантов для разработки структурированного проекта, однако затем сроки были перенесены. Возможно, это зависит от выборов. Когда конкурсы будут организовываться согласно международным стандартам – у нас будет много инвесторов», -  с надеждой заявляет Ирина Запатрина.

 

Сергей Купин

 
Комментарии (0)