ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытМодернизация ЖКХ: европейский путь

Модернизация ЖКХ: европейский путь

Все чаще украинское правительство вспоминает о необходимости модернизации основных мощностей тепловой энергетики. Мы решили поинтересоваться, как этот путь прошли западные соседи.

Теплоснабжение Варшавы в основном осуществляется от 4 ТЭЦ. Три из них работают на угле и одна на мазуте. Еще одна ТЭЦ недавно закрыта и превращена в насосную из-за экологических проблем. Все действующие ТЭЦ приватизированы путем конкурентной продажи контрольного пакета акций. 55 % акций принадлежат шведской государственной энергетической компании, купившей их за 150 млн долл. США, 15% – персоналу и 30 – муниципалитету.

В этом году согласно заключенному соглашению о приватизации у персонала появляется право продажи акций и шведская компания, имеющая приоритет на их покупку, сможет увеличить свою долю в акционерном капитале.

Эксплуатацию тепловых сетей города осуществляет муниципальное предприятие Spec, имеющее на балансе 70 котельных, из которых 4 квартальных мощностью от 8 до 10 МВт и 66 домовых угольных, планируемых к ликвидации. Тепловые сети разветвленные и имеют более 100 колец. Общая протяженность тепловых сетей диаметром от 32 до 1200 мм составляет по трассе 1543 км.

В городе нет центральных тепловых пунктов. Из 18 660 зданий общим объемом 221 млн куб. м. 14 119 подключены к централизованной системе теплоснабжения через ИТП, в 10 366 ИТП осуществляется подготовка воды для горячего водоснабжения. Все сети и 7722 ИТП принадлежат Spec . Подключенная мощность 3890 МВт, из которой котельными покрывается только 60 МВт. Температурный график 135 – 70С. Температура сетевой воды на выводах ТЭЦ задается диспетчерской Spec 3 раза в день с учетом температуры наружного воздуха, ветра, солнечности и прогноза погоды. Реально температура выдерживается с погрешностью до 5С, обычно в пределах 2С. Расход в течение дня меняется в пределах 15 – 20 % из-за работы автоматики на тепловых пунктах.

К началу 1990-х годов состояние тепловых сетей Варшавы оценивалось как катастрофическое. Перерывы в теплоснабжении из-за аварий были обычным делом. Spec была составлена программа модернизации, исходя из критериев снижения издержек и уменьшения стоимости продаваемого тепла для сохранения доминирующего положения на рынке.

Читайте также: Теплоэнергетики нарубили дров

Для осуществления технической модернизации из-за недостатка собственных средств в 1992 года был привлечен кредит мирового банка в 75 млн долл. США со сроком погашения до 2006 года. Кредит был израсходован в основном на закупку оборудования, а строительно-монтажные работы производились из собственных средств.

За 8 лет до 2000 год было заменено около 500 км тепловых сетей, 5000 шт. компенсаторов, 3200 единиц запорной арматуры условным проходом более 200 мм; ликвидировано 30 домовых угольных котельных; заменено 660 ИТП; установлено 17 тыс. регуляторов ГВС и отопления; все ИТП оборудованы теплосчетчиками и регуляторами разности давлений на вводе.

В результате модернизации величина утечки снизилась на 68 % – с 1180 до 379 т/час; потери тепла на 41 % – с 20 до 12 % от нагрузки; количество аварий, к которым относятся любые отключения теплосети независимо от длительности, уменьшилось на 73 % – с 2724 в год до 718; количество рекламаций на 80 %; численность персонала на 34 % – с 3535 до 2307 чел.

Особое внимание было уделено обеспечению ресурса тепловых сетей. Участки, где трудно было обеспечить сухость канала, заменялись на бесканальную прокладку предизолированных труб в ППУ изоляции и прокладку в объеме теплогидроизоляционной массы – в сумме 320 км. При замене трубопроводов в каналах особое внимание уделялось качеству антикоррозионных покрытий, технология их нанесения предусматривала пескоструйную обработку и обезжиривание трубы.

Внедрение простейших профилактических мероприятий по предотвращению коррозии, в первую очередь полное осушение каналов, высокое качество подпиточной воды и, соответственно, отсутствие внутренней коррозии, позволили отказаться от гидравлических испытаний тепловых сетей.

В результате длительность летних отключений для проведения профилактических работ уменьшилась с 14 дней до 6 ч. Объем ежегодной перекладки тепловых сетей составляет 30 км или менее 2% от их общей протяженности.

Сегодня модернизация – это непрерывный процесс, на который ежегодно выделяется около 40 млн долл. США собственных средств теплосети. Направление модернизации – максимальное удовлетворение потребностей клиента. Например, путем внедрения в тепловых пунктах системы термического метода защиты внутренних систем ГВС от бактерий (повышение 1 раз в сутки температуры ГВС до 70С).

Читайте также: ТЭС держат энергетический удар

В Польше нет министерств энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В Министерстве народного хозяйства существует Комитет энергетики, занимающийся разработкой энергетической политики. В 1997 г. был принят закон, получивший название «Энергетическое право», регулирующий отношения в энергетике.

Создан государственный орган – Учреждение по регулированию энергетики. Его Председатель подчиняется премьер-министру страны. К функциям Учреждения относятся:

1. Выдача лицензий на производство, транспорт, распределение и продажу тепла предприятиям тепловой мощностью более 5 МВт.

2. Определение предельно допустимых тарифов для каждого энергетического предприятия и инспекция по контролю затрат предприятий.

3. Разрешение спорных дел, например, при введении теплоснабжающим предприятием монополистической практики. Представитель Учреждения обязан присутствовать в арбитраже при рассмотрении любых дел, касающихся энергетики. Решения Председателя Учреждения не может оспорить даже президент страны.

Стандарты по строительству разрабатываются Государственным комитетом по стандартам. Техническую инспекцию предприятий осуществляет государственное Учреждение технического надзора, действующее в рамках государственного закона. Учреждения, аналогичного Энергетическому надзору, в Польше не существует. Экологический надзор осуществляет Министерство охраны окружающей среды. Существует также государственная инспекция по охране труда со своим штатом инспекторов. Структура управления по воеводствам (областям) типовая и не предусматривает органов, управляющих энергетикой. Существует план до 2005 г. с перспективой до 2015 г., определяющий общие направления развития системы теплоснабжения Варшавы.

Качество подготовки к зиме предприятия тепловых сетей никто не проверяет, в свою очередь предприятие не проверяет подготовку потребителей. Не проводится никаких совещаний по теплоснабжению в административных муниципальных образованиях. Не существует официальной даты начала отопительного сезона. 15 сентября каждого года тепловые сети объявляют о готовности к подключению нагрузок отопления, а дату включения потребитель определяет сам.

Контроль за квартирами осуществляют жилищно-эксплуатационные организации совместно с кондоминиумами или владельцы зданий. В Польше нет практики частой реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий. Так как предприятие тепловых сетей Варшавы в течение многих лет работает очень стабильно, государственный контроль за его деятельностью чисто формальный, даже налоговые органы осуществляют проверки не чаще чем раз в пять лет.

 

 
Комментарии (1)
Sergiy
01 ноября 2013 г. 13:24
А все тому що енергетика залишилася енергетикою! А не перетворилася в якісь ефімерні послуги. У нас уже скоро на ТЕЦ бдуть вироблятися послуги(ЦО,ГВП).