ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Новые нормы потребления ЖКУ угрожают революцией
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
С 1 июля украинские семьи с ежемесячным достатком, не превышающим установленный Кабинетом Министров минимум, получили право на компенсацию для оплаты подорожавших коммунальных услуг. Порядок таких выплат утвержден постановлением Кабмина №83 «Об усилении социальной защиты населения в условиях повышения цен и тарифов на коммунальные услуги», о котором уже сообщала ранее «У.К.».
Впрочем, мало кто обратил внимание, что 1 июля Ассоциация городов Украины без замечаний согласовала проект постановления Кабмина «Об установлении некоторых нормативов в сфере жилищно-коммунального обслуживания», разработчиком которого является Минрегион.
Если документ будет утвержден правительством в августе, то уже с 1 января 2015 года в Украине будут действовать новые социальные нормативы с последующей привязкой к ним субсидий и жилищно-коммунальных льгот. Если учесть, что, по данным Минсоцполитики, число одних лишь получателей субсидий составляет более 800 тыс. семей, а после повышения коммунальных тарифов это количество возрастет еще на 150 тыс., то изменение социальных нормативов имеет все шансы стать одной из самых резонансных и обсуждаемых тем в сфере ЖКХ.
Потребление на пределе
Новый документ предлагает предоставлять гражданам субсидии не в пределах норм потребления, а в рамках единых социальных норм жилья и социальных нормативов пользования ЖКУ. Вместе с тем, внедрение социальных нормативов в сфере ЖКХ прямо предусмотрено действующим законодательством. Закон №2017-III «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» в Украине был принят еще в 2000 году. Ст. 9 этого закона к социальным нормативам в сфере ЖКХ отнесены как предельная норма затрат на содержание жилья и ЖКУ, так и социальные нормы жилья и нормативы пользования услугами, по оплате которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии малообеспеченным гражданам.
Читайте также: Украинцы «забраковали» компенсацию расходов на ЖКУ
Предельные нормы оплаты коммунальных услуг при назначении субсидий всем хорошо известны – это 15% совокупного месячного дохода семьи, а для некоторых категорий населения – 10% совокупного месячного дохода ( согласно постановлению КМУ от 27 июля 1998 года №1156). А вот социальных нормативов для сферы ЖКХ в Украине много, но все они локальны, разрознены или вовсе имеют статус временных. Нормы потребления природного газа, электроэнергии, а также нормы предоставления «коммунальных» льгот утверждены 3 разными нормативными актами. Помимо того, до сих пор действует Методика определения нормативов питьевого водоснабжения населения, утвержденная приказом Госкомжилкоммунхоза в 2005 году, а также устаревшие Нормы и указания по нормированию расхода топлива и тепловой энергии на отопление жилых и общественных сооружений, утвержденные Госжилкоммунхозом в 1993 году.
Нормативы заставили сгруппироваться
В проекте постановления, разработанном Минрегионом, нормативы для получателей субсидий и льгот по оплате ЖКУ уточнены. Минрегион подчеркивает, что предложенные им нормативы экономически и социально обоснованы, а для их расчета Министерство изучило около 55 тыс. дел получателей жилищных субсидий из городов областного и районного значения и сельских районов регионов Украины.
По мнению разработчиков, внедрение нормативов в перспективе позволит монетизировать жилищные субсидии и льготы – то есть перейти к адресным денежным выплатам. А кроме этого – будет стимулировать население к экономному потреблению природного газа, воды и электричества, установке счетчиков и, что немаловажно, позволит упростить процедуру предоставления субсидий и льгот.
Всего в проекте постановления прописаны 9 групп нормативов. В частности, устанавливаются социальные нормы жилья для получателей субсидий и для льготников. А кроме этого – 7 групп социальных нормативов пользования ЖКУ. Они одинаковы и для льготников, и для получателей субсидий. Это нормативы централизованного и индивидуального отопления; нормативы централизованной поставки холодной воды, горячей воды и водоотведения; нормативы газоснабжения и электроснабжения, а также нормативы вывоза бытовых отходов.
Ключевое нововведение, предложенное Минрегионом – социальная норма жилья для получателей субсидий. Сейчас в Украине установлена одна норма общей жилплощади и для получателей субсидий и для льготников –
Читайте также: Как получить компенсацию расходов на ЖКУ
Впрочем, большой трагедии в этом нет. Уровень социальной защиты в обоих случаях примерно одинаков. При применении новых нормативов уровень социальной защищенности некоторых получателей субсидий будет даже чуть выше, чем сейчас. Например, для семьи из 2 человек на смену ныне действующей норме жилплощади в
На коммуналке придется сэкономить
Однако, серьезно будут изменены социальные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг. По мнению разработчиков, действующие нормы потребления воды и природного газа слишком «роскошны» для их покрытия субсидиями и льготами в полном объеме. Так, для расчета размера социальной помощи для оплаты услуг по водоснабжению при отсутствии квартирных средств учета сейчас используются «санитарные» нормативы. В среднем это около
Проектом правительственного постановления предусмотрено 3 «водных» норматива:
Так, что стимул для экономии воды у получателей льгот и субсидий после введения в действие «водных» социальных нормативов появиться весьма предметный. Похожая ситуация и с газоснабжением. Ныне действующие нормативы Минрегион предлагает сохранить в статусе социальных до 2018 года, а затем – сократить до уровня экономически и социально обоснованных: при наличии газовой плиты – с 9,8 до
А вот социальные нормы потребления электричества на 3 ближайших года – до 2018 года, - Минрегион даже предлагает повысить, мотивируя это тем, что для внедрения энергоэффективных электроприборов необходимо время.
Читайте также: Тарифам ЖКХ помешают опустошить кошельки украинцев
Не придется малообеспеченным украинцам экономить и на вывозе бытовых отходов. Социальный норматив министерство предложило установить в размере
Судебный баланс
Справедливости ради нужно отметить, что «поход» за социальными коммунальными нормативами Минрегион начал еще в прошлом году. Аналогичный проект постановления Министерство уже выносило на общественное обсуждение – ровно год назад. Теперешний проект от прошлогоднего отличается лишь несколькими штрихами. Так, в проекте 2013 года предусмотрена другая социальная норма жилья –
Вместе с тем, принятие единых социальных нормативов, предложенных в последней редакции – эволюционный шаг. Хотя бы потому, что именно установленные нормы имеют решающее значение при судебных «коммунальных» разбирательствах. Так, например, в начале 2014 года Верховный суд поставил точку в деле №6-153 цс13 между одним из мариупольских ветеранов МВД и компанией «ДТЭК «Донецкоблэнерго», которое тянулось год, руководствуясь именно установленными нормами потребления электроэнергии. Проблема в том, что суды сегодня по похожим «коммунальным» спорам порой принимают диаметрально противоположные решения. Установление единых социальных нормативов помимо прочего будет способствовать установлению единой судебной практики, что также немаловажно.
Сгорела лампочка в прихожей? Решение простое – приобрести новую и поменять. Вашему вниманию представлены диодные лампы для дома купить которые можно на сайте 100metrov.com.ua. Заходите и делайте свой выбор.