ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХПуть к инвестициям украинского ЖКХ

Путь к инвестициям украинского ЖКХ

Несмотря на многочисленные старания украинских чиновников модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство, пока еще их инициативы не смогли привлечь в желаемой мере ни банковский, ни частный капитал.

Причины такого положения вполне очевидны. Здесь и недоработки нормативно-законодательного плана, и отсутствие должной конкуренции, заставляющей постоянно бороться за снижение затрат, и все еще высокие цены на топливно-энергетические ресурсы и многие другие. При этом сами предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, зачастую не представляют, что необходимо делать, чтобы привлечь частного инвестора, какие требования к инвестиционным проектам необходимо соблюсти, чтобы результат был максимально эффективным.

Подготовка инвестиционного проекта требует первоначальных затрат на разработку инвестиционной заявки или технико-экономического обоснования (ТЭО) с углубленной проработкой технических, организационных и финансовых аспектов, включая оценку рисков и способов их минимизации. Однако подготовка подобных документов под руководством профессионалов в этой области позволит если не полностью избежать, то хотя бы существенно снизить вероятность совершения серьезных ошибок. Заявка или ТЭО должны убедить и собственника проекта и финансирующие структуры в том, что в силу грамотного построения, проект в состоянии сгенерировать доход, достаточный для обслуживания заимствований и выплаты ожидаемых дивидендов собственникам. Тем самым представляется возможность снизить стоимость заемного капитала за счет снижения рисков финансирующих структур
Разработка ТЭО начинается со сбора первичной информации об объекте. Хорошим подспорьем в этой работе могли бы стать результаты обязательного энергоаудита. Однако, в большинстве случаев у предприятий отсутствует заинтересованность в получении результатов качественно проведенного энергоаудита. Энергоаудит заказывается в лучшем случае для того, чтобы отчитаться на предмет соответствия требованиям законодательства по обязательному энергоаудиту. Причем все это происходит в последнюю четверть отведенного на исполнение договора энергоаудита времени, то есть наспех по имеющемуся шаблону. Оборотной стороной отсутствия заинтересованности у компаний и организаций является отсутствие стимулов к проведению качественных энергоаудитов со стороны государства. В странах ЕС и США энергоаудит является обязательным условием получения государственной поддержки реализации энергосберегающих мероприятий
 
При этом, работа энергоаудитора имеет смысл, если она заканчивается инвестиционным планом, в котором хорошо продумана техническая составляющая проектов (в идеале даже вариантном) и просчитана их экономическая эффективность, а также представлена оптимальная последовательность реализации предлагаемых энергосберегающих мероприятий.  
 
В этом случае клиент получает не просто фотографию объекта, картинку которая ему и так хорошо знакома, а углубленный анализ ситуации с эффективностью энергопотребления, диагноз в виде экономически обоснованного потенциала энергосбережения и четкие рекомендации по его реализации.  
Читайте также: ЖКХ дороже денег
Попробуем рассмотреть ключевые ошибки при подготовке ТЭО. Прежде всего, предприятия-заказчики грешат завышением требуемой мощности. Просчеты начинаются с неправильной оценки перспективной потребности в тепловой или электрической энергии. Кроме того, на сегодня немногие потребители оборудованы приборами учета расхода тепла. В результате при определении нагрузок сооружаемой или модернизируемой котельной, или когенератора, например, по-прежнему используются так называемые расчетные нагрузки. Их обоснованность в большинстве случаев вызывает большие сомнения. В отношении небольших городов, большинство из которых относится к категории моногородов, остаются вне поля зрения перспективы их выживания, а, соответственно, и потребности в тепле и электроэнергии на перспективу 10-20 лет, поскольку речь идет об инфраструктурных объектах не только с длительными сроками службы, но и с длительными сроками окупаемости.
 
Кроме того, немаловажной проблемой является необоснованность требований местных властей к частным инвесторам, готовым участвовать в финансировании и выступать в качестве подрядчиков строительства новых или модернизации старых источников тепла или электроэнергии. Этим нарушается базовый принцип привлечения частного капитала в проекты, основанные на механизмах государственно-частного партнерства, когда государство берет на себя наименее эффективные части проектов, отдавая наиболее привлекательные компоненты частному капиталу. Именно таким образом странам ЕС удается постоянно наращивать приток частного капитала в модернизацию объектов инженерной инфраструктуры городов. 
 
И, наконец, главное: отсутствие комплексного подхода.  Нередко проекты рассматриваются в отрыве от долгосрочной концепции ресурсоснабжения всего населенного пункта. 
 
Комментарии (0)