ГлавнаяПубликацииАналитикаНалог на недвижимость. Перезагрузка

Налог на недвижимость. Перезагрузка

В ближайшие месяцы «квартирное» налоговое законодательство в Украине может кардинально измениться. Владельцы нескольких небольших объектов недвижимости, по всей видимости, будут освобождены от уплаты налога.

Если вы уже получили «письмо счастья» от налоговой службы с требованием об уплате налога на недвижимость, не спешите его выполнять. В ближайшие месяцы «квартирное» налоговое законодательство в Украине может кардинально измениться: владельцы нескольких небольших объектов недвижимости, по всей видимости, будут освобождены от уплаты налога, а взимание налога на недвижимое имущество с физических лиц – отсрочено до 2014 года.

Оба нововведения предусмотрены проектом №2405 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости». Вообще же, проектом вносится целый пакет «квартирных» налоговых поправок. По сути, он полностью меняет порядок налогообложения недвижимости.

В первом чтении проект №2405 был принят 4 апреля, а 17 апреля рассмотрен парламентским комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики и рекомендован к принятию во втором чтении. Оперативное прохождение проекта объясняется просто. Действующий порядок налогообложения жилья требует серьезной корректировки, поскольку огрехи, «прорехи» и перегибы статьи 265 Налогового кодекса, регулирующей уплату налога на жилье, многочисленны, очевидны и затрагивают социально незащищенные слои населения. И чем быстрее они будут устранены, тем меньше будет недовольных владельцев недвижимости.

Поэтому велики шансы, что депутаты не будут откладывать рассмотрение проекта в долгий ящик, поскольку даже в случае принятия его в мае менять порядок уплаты налога на недвижимость придется «на марше».

Как известно, кампания по уплате налога на недвижимость физическими лицами в Украине стартовала 15 апреля. Налоговыми инспекциями владельцам недвижимости рассылаются уведомления-решения с указанием сумм «квартирного» налога, подлежащих уплате. До 1 июля такие уведомления должны получить все плательщики налога на недвижимость. В соответствии со статьей 265 Налогового кодекса владелец жилья обязан уплатить налог в течение 60 дней с момента получения уведомления. Таким образом, к 1 сентября 2013 года кампания по уплате налога на недвижимость в Украине будет завершена.

А это значит, что для безболезненной отсрочки взимания налога на недвижимость с граждан до 2014 года, предусмотренной проектом №2405, крайне желательно, чтобы он был принят Верховной Радой и вступил в силу в ближайшее время – в мае-июне. В противном случае, придется осуществлять перерасчет и возвращать плательщикам суммы уплаченного налога. А если законопроект будет одобрен после 1 сентября, налог на недвижимость придется возвращать всем без исключения плательщикам-физическим лицам. Понятно, что это и хлопотно, и затратно.

Таким образом, бежать впереди паровоза, и уплачивать налог на жилье сразу после получения уведомления-решения от налоговой инспекции, сейчас нет никакого резона. Даже если вы получили «весточку» с указанием суммы налога в конце апреля, 60-дневный срок, предусмотренный Налоговым кодексом, истечет лишь в конце июня, а к этому времени проект №2405 может уже превратиться в полноценный закон. А вот если налог вы уплатите сейчас, а затем его введение будет отсрочено, для возврата уплаченных сумм налога вам придется предпринимать дополнительные действия.

Читайте также: Режим тринадцатой квартплаты

«Если изменения статьи 265 Налогового кодекса будут приняты, министерство готово не только выполнить новые законодательные требования, но и вернуть плательщикам суммы налога на недвижимость, уплаченные до принятия изменений. Порядок возврата средств законодательством определен – по заявлению плательщика налога на недвижимость», - подчеркивает министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.

Необходима сверка

Что же касается нормы проекта об освобождении физических лиц от уплаты налога на недвижимость в 2013 году, несмотря на свою радикальность, это, по сути, техническая поправка – отсрочка введения налога по технической причине.

С 1 января 2013 года в Украине изменился порядок регистрации прав на объекты недвижимости и начал действовать единый государственный реестр вещных прав на недвижимость. Однако для занесения в реестр данных обо всех владельцах недвижимости необходимо время. Соответственно, время необходимо и для составления реестра плательщиков налога на недвижимость.

В связи с этим проект №2405 предписывает налоговикам в 2013 году налог на недвижимость физическим лицам не начислять.

В то же время, проектом предусмотрено, что органы государственной налоговой службы до 1 июля 2013 года должны направить для сверки всем физическим лицам, владеющим жильем, сообщения по месту их жительства (регистрации) о количестве объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности налогоплательщика, и размерах жилой площади таких объектов.

В свою очередь владельцы жилья должны до 31 декабря 2013 года сверить полученные сообщения с оригиналами документов о праве собственности на недвижимость, и уведомить о результатах сверки налоговую службу.

Арифметика в пользу бедных

Самое важное нововведение проекта №2405 – изменение порядка взимания налога с собственников нескольких объектов недвижимости. Напомним, что в настоящее время в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса налог на недвижимость нужно платить по правилу «за каждый метр жилплощади каждого из объектов жилой недвижимости, кроме одного». Владелец недвижимости может лишь выбрать, к какому из объектов применить налоговую льготу – уменьшить налогооблагаемую жилплощадь на 120 квадратных метров для квартиры или на 250 метров для дома.

На практике это и приводит к перекосам. Владельцы шикарных апартаментов, не имеющие других объектов жилой недвижимости, от уплаты налога освобождаются. В то время, как обычные пенсионеры, получающие пенсии в размере прожиточного минимума, могут запросто оказаться в числе плательщиков налога.

Проект №2405 устанавливает новое правило налогообложения. Суть его проста.

Базу обложения физических лиц налогом на недвижимость предложено исчислять исходя из суммарной жилплощади всех жилых объектов, находящихся в собственности плательщика налога.

Читайте також: Налог на жилье: за что заплатят украинцы?

Проще говоря, если вы владеете несколькими небольшими квартирами, домами, или «комплектом» квартир и домов, налог с вас взимать не будут. При этом для каждой из категории владельцев недвижимости устанавливается особый размер налоговой льготы.

В случае, когда налогоплательщик владеет только квартирами (или одной квартирой), предложено применять налоговую льготу в размере 120 метров жилой площади, то есть облагать налогом лишь излишки суммарной жилой площади.

В случае, когда налогоплательщик владеет только домами (или одним домом), от обложения налогом будет освобождаться 250 метров жилой площади.

А в случае, когда налогоплательщик владеет несколькими объектами жилой недвижимости разных категорий, то есть квартирами и домами, применяться будет суммарная льгота, то есть от обложения налогом освобождаться будет 370 квадратных метров жилплощади.

Таким образом, после принятия Верховной Радой проекта №2405, многие из теперешних плательщиков налога на недвижимость будут освобождены от его уплаты. В целом, под новые нормативы льготирования подпадают практически все «комплекты» жилья советской эпохи из двух и даже из трех объектов недвижимости. Так что проблема уплаты налога неимущими гражданами и пенсионерами «за того олигарха» в случае принятия проекта №2405 отпадет сама собой.

Уже одно это обстоятельство позволяет расценить законопроект как своевременный и прогрессивный. Фактически такой режим налогообложения недвижимости законотворцы должны были установить изначально.

На деревню дедушке – не лучший вариант

Впрочем, приятный сюрприз проектом приготовлен и для тех, кому налог заплатить все-таки придется. Он устраняет существующий ляп в процедуре оповещения владельца недвижимости о необходимости уплаты налога. В настоящее время уведомления-решения с указанием суммы налога, подлежащего уплате, налоговиками направляются по месту расположения объектов жилой недвижимости. По понятным причинам, это очень неудобно и не гарантирует своевременного получения налогоплательщиками уведомлений: ведь они могут присылаться в дома и квартиры, в которых налогоплательщик не живет.

Проект №2405 этот недостаток устраняет: им устанавливается норма об исчислении и направлении уведомлений-решений по месту регистрации владельца жилой недвижимости.

Кроме этого проектом детализируется перечень данных, которые по письменному обращению владельца недвижимости могут быть сверены с данными налоговой службы.

Это данные об объектах жилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности налогоплательщика; о размере жилой площади; о праве на пользование льготой по уплате налога; о размере ставки налога и о начисленной сумме налога.

Опекуны и сироты не забыты

Еще одна ключевая норма проекта №2405 – расширение перечня объектов жилой недвижимости, освобожденных от налогообложения. Собственно, изначально законопроект и задумывался для решения проблемы опекунов и сирот.

Дело в том, что в настоящее время в перечень объектов жилой недвижимости, освобожденных от налогообложения, включены здания детских домов семейного типа и жилая недвижимость, принадлежащая многодетным семьям и семьям, воспитывающим приемных детей. При этом жилье освобождается от налогообложения лишь при условии, что в семье воспитывается трое или более детей.

Читайте также: Недвижимость в Украине станет роскошью

А вот семьи опекунов, которые воспитывают детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, налог на жилье должны уплачивать на общих основаниях. Как и сами дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки.

Между тем, в «опекунских» семьях детей-сирот воспитывается намного больше, чем в семейных детских домах и приемных семьях вместе взятых.

По данным разработчиков проекта №2405, в конце 2012 года в Украине в 740 детских домах семейного типа воспитывалось 4,93 тыс. ребенка, а в 3,86 тыс. приемных семьях – 6,82 тыс. детей. При этом лишь в 1,2 тыс. приемных семьях воспитывалось 3 и более приемных детей.

В то же время, в 50,82 тыс. семей опекунов воспитывалось 63,24 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Кроме этого 12,93 тыс. детей-сирот и детей без родительской опеки являлись владельцами объектов жилой недвижимости.

Проектом №2405 норма о количестве детей отменяется, а от налогообложения освобождаются объекты жилой недвижимости (или их доли), принадлежащие опекунам, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (отцами) и семьям, которые имеют официальный статус малообеспеченных.

В результате количество объектов жилой недвижимости, освобожденных от налогообложения, может увеличиться более чем в 25 раз.

Юрлицам придется заплатить

Остается лишь добавить, что разработчиками законопроекта не забыты ни юридические лица, ни местные бюджеты, ни граждане, которые на недвижимости делают бизнес или получают с нее доход.
В частности, Налоговый кодекс предложено дополнить четкой нормой о том, что льготы по налогу на недвижимость не применяются в случае, когда объекты налогообложения используются налогоплательщиками для получения дохода – сдаются в аренду, лизинг, используются в предпринимательской деятельности.

А вот юридических лиц проект лишает права уплачивать налог на недвижимость по ставке менее 1%. Напомним, что «квартирный» налог отнесен к местным налоговым платежам, поэтому правом установления налога на конкретной территории наделены местные органы власти. При этом для юридических лиц, владеющих квартирами площадью до 240 метров или домами до 500 метров жилплощади, ставка налога может устанавливаться произвольная – хоть 1 копейка за метр жилплощади – но не более 1% минимальной зарплаты. Проект №2405 эту «лавочку прикрывает»: им для юридических лиц устанавливается две фиксированные ставки налога: 1% и 2,7% (для крупногабаритных объектов недвижимости).
В мае пленарные заседания Верховной Рады начнутся 14 числа. Поэтому «реинкарнация» налога на недвижимость в Украине может произойти уже в ближайшие недели. Во всяком случае, в повестку для текущей сессии парламента проект №2405 уже внесен. А это значит, что ждать «квартирных» законодательных нововведений осталось совсем недолго.

Каждый ребенок любит играть и должен на улице. Однако для этого необходимо сконструировать соответствующее место. На сайте www.charodej.com.ua Вашему вниманию представлен каталог детских площадок. Заходите и делайте свой выбор среди предложенного разнообразия проектов.

 
Комментарии (4)
Иван
15 мая 2013 г. 07:47
Уважаемый Yn Erbyn. В данном случае вы неправы. Отсрочка для физлиц до 2014 года действительно не предусматривалась редакцией проекта, принятого в первом чтении. Но в проекте, подготовленном ко второму чтению, эта норма есть. Можете сами убедиться. Это ссылка на тест проекта http://yadi.sk/d/CV-qMSBT4pkTm. Несколько дней после заседания комитета он «висел» на официальной странице проекта http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=45902. Сейчас его там нет, так как 7 мая подан новый вариант проекта ко второму чтению. Но, судя по всему, он изменился незначительно, о чем свидетельствует последний вывод Главного юридического управления на странице проекта. Более того, в пленарном плане заседаний на эту неделю рассмотрение проекта запланировано на четверг http://static.rada.gov.ua/zakon/new/WR/WR140513.htm. И его принятие вполне вероятно. То есть в статье все факты изложены верно. Вы же приводите в пример как раз статью, автор которой не только очень поверхностно знаком с предметом обсуждения, но и постоянно ссылается на некие «авторитетные» источники, что еще больше усугубляет впечатление ошибочности суждений и некомпетентности.
Yn Erbyn
17 мая 2013 г. 17:18
Уважаемый Иван! Я уже убедился. В данной статье http://stopmakler.com/news/pro-otmenu-naloga-na-nedvijimost-308.html как раз ссылка на официальную страницу законопроекта на сайте ВРУ. из нее четко видно, что предложение народного депутата Шарова о включении в законопроект положения об отсрочке вступления в силу закона до 01.01.2014г. профильным комитетом ВРУ было отклонено. Файл же на который Вы ссылаетесь, все-лишь вордовский файл. На сайте ВРУ в перечне законопроектов, включенных в ближайшую повестку дня, нет ни одного законопроекта, которым бы предусматривалась отсрочка вступления в силу закона
Мария Цатурян
15 мая 2013 г. 10:05
Иван, спасибо!)
Иван
19 мая 2013 г. 11:01
Уважаемый, Yn Erbyn. Данная статья http://stopmakler.com/news/pro-otmenu-naloga-na-nedvijimost-308.html потому и поверхностна, что не учитывает всех фактов. Речь вовсе не о поправке депутата Шарова. В проекте, подготовленном ко второму чтению есть совершенно четкая норма: « 5. Підрозділ 10 розділу XX “Перехідні положення”доповнити пунктом 17 такого змісту: 17. З метою формування реєстру платників податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, та забезпечення взяття органами державної податкової служби на облік таких платників податку установити, що у першому базовому податковому (звітному) періоді (2013 рік), стаття 265 цього Кодексу для фізичних осіб застосовується з урахуванням таких особливостей: …. 4) у 2013 році органи державної податкової служби не нараховують податок на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки фізичним особам – платникам податку, і цей податок фізичними особами не сплачується ». То есть речь идет именно об отсрочке во взимании налога для физлиц до 2014 года. Это поправка №22 депутатов Гордиенко и Хомутынника, и она в проекте учтена. Можете убедиться в этом сами, текст, подготовленный ко второму чтению, на странице проекта уже выложен. В повестке дня текущей сессии ВРУ проект №2405 есть. Он был включен в календарный план на 14-17 мая. Депутаты планировали его рассмотреть 16 мая, но не успели. Однако шансы на принятие до конца сессии остаются.