ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХРеформа ЖКХ: в новый год с пустым карманом

Реформа ЖКХ: в новый год с пустым карманом

По своей сути, 2013 год – это последний год, в течение которого должны быть осуществлены массивные госбюджетные вливания в реализацию основных ее задач.

Пятый год реализации в Украине «Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства является ключевым по целому ряду позиций. По своей сути, 2013 год – это последний год, в течение которого должны быть осуществлены массивные госбюджетные вливания в реализацию основных ее задач.

Согласно соответствующему закону №1869-IV, объем финансирования программы реформ предусматривает, что в 2013 году из государственного бюджета должно быть выделено 5,1 млрд грн, а в 2014 – 2,6 млрд грн. Реализация всех, запланированных документом, мероприятий оценена в 23,4 млрд грн бюджетных средств. При этом львиная доля финансирования приходиться как раз на последние годы. Из этой суммы в прошлом году государство должно было направить на реформирование отрасли ЖКХ 6 млрд грн, а в 2012 году - 6,8 млрд грн. Основные задачи Программы - техническое переоснащение ЖКХ и повышение его энергоэффективности. Но, фактически, ни в 2010 году, ни в 2011 году средства на реализацию Общегосударственной программы из госбюджета вообще не выделялись. В 2012 году Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ на реализацию указанных мероприятий просил выделить из госбюджета 6,1 млрд грн. Впрочем,  как и в предыдущие годы – средств на эти цели в госбюджете не нашлось.
 
«К сожалению, программа не финансируется с момента ее принятия. Мы бы давно забыли о многих проблемах отрасли, если бы у нас была последовательность и преемственность в работе», - считает первый замглавы парламентского Комитета по вопросам бюджета предыдущей каденции Верховной Рады Валерий Баранов.

На бюджетной диете

Урезанный бюджет не позволит в 2013 году выполнить многие важные мероприятия программы. Несмотря на постоянные напоминания о необходимости ускорить создание объединений совладельцев многоквартирных домов, в новом году в госказне не найдется 3 млрд грн, чтобы обеспечить финансирование инвестиционных проектов технического переоснащения и капитального ремонта многоквартирных жилых домов, управляемых ОСМД. Фактически, это третья часть от общего объема средств, заложенных на эти цели в программу на 2010-2014 годы (10,6 млрд грн). Впрочем, скептики уверяют, что далеко не всегда выполнение капитальных ремонтов способствует созданию ОСМД. «Бывает и наоборот – после капремонта жители заявляют, что раз уж большинство проблем решены, объединяться нет никакой необходимости», - рассказывает глава правления ассоциации ОСМД, пожелавший остаться неназванным.

Еще 1,6 млрд грн в 2013 году из госбюджета планировалось выделить на стимулирование реализации различных инвестиционных проектов. В частности, на благоустройство территорий районных центров и малых городов в рамках программы предусмотрено выделение 546 млн. грн. На проведение реконструкции и капитального ремонта жилых домов с применением энергосберегающих технологий и оборудования -- 42 млн грн, на энергосбережение и развитие городского электрического транспорта -204 млн грн, на энергосбережение, развитие и реконструкцию систем теплоснабжения –283,8 млн грн, на оснащение домов тепловыми и водными счетчиками – 115,7 млн грн.

Читайте также: Энергоэффективные инвестиции в ЖКХ

Но все это – бюджетные финансовые прогнозы, утвержденные Верховной Радой еще в 2009 году, законом №1511-VI. И от реалий в сфере ЖКХ они, к сожалению, бесконечно далеки. Например, по итогам 9 месяцев 2012 года выполнение бюджетных программ Минрегиона по жилищно-коммунальному блоку профинансировано на 3,7 млрд грн при росписи госбюджета в 5,1 млрд грн.

А бюджетная программа 2012 года «Оснащение многоквартирных домов современными средствами учета и регулирования воды и тепловой энергии», утвержденная в соответствии с Общегосударственной программой 2009-2014, вообще не профинансирована. Бюджетной росписью по итогам 9 месяцев 2012 года на реализацию этой программы было предусмотрено выделение 120 млн. грн. из общего фонда госбюджета. Фактически же не выделено ни одной гривны. Впрочем, как мы уже упомянули, с финансированием остальных направлений Общегосударственной программы дела обстоят столь же плачевно. Так, реализация инвестиционных проектов по техническому переоснащению домов, в которых создаются или созданы ОСМД, в отдельную бюджетную программу вовсе не выделена. И соответственно – не профинансирована. Аналогичная ситуация и с финансированием проектов капитального ремонта жилых домов с применением энергосберегающих технологий, развития городского электротранспорта, благоустройства территорий районных центров и малых городов.

Нельзя также не упомянуть о том, что финансирование Минрегиона «хронически» осуществляется не в полном объеме. Так, по итогам 9 месяцев 2012 года министерству вместе с программами и субвенциями из бюджета фактически выделено 5,3 млрд грн при бюджетной росписи в 7 млрд грн. В 2011 году бюджетной росписью на реализацию бюджетных программ в ЖКХ было предусмотрено выделение 4,9 млрд грн, фактически выделено 3,8 млрд грн. (76,7%). А в 2010 году из бюджета были выделены и вовсе «копейки» - 33,3 млн грн.

При этом фактическая потребность Минрегиона в бюджетных средствах для финансирования блока ЖКХ и реальные объемы финансирования отличаются как земля и небо. Так, в 2012 году по расчету Минрегиона фактическая потребность в средствах по блоку ЖКХ составляет 20,3 млрд грн, а предусмотрено госбюджетом-2012 по состоянию на 4 декабря  – 17,6 млрд грн (хотя по состоянию на 1 октября из этой суммы министерством было освоено лишь 3 млрд грн)

В 2013 году вопрос с финансированием бюджетных программ из блока ЖКХ будет стоять еще острее. Сводный бюджет- 2013 блока ЖКХ, по сравнению с прогнозными показателями 2012 года уменьшится более чем на 10 млрд. грн. – с 25,1 млрд грн до 13,86 млрд грн. При этом урезание финансирования ЖКХ из госбюджета фактически произойдет намного большее, так как доля местного бюджета в сводном бюджете-2013, напротив, сильно увеличена – с 7,5 млрд грн в 2012 году до 13,3 млрд грн в 2013 году.

Правда, справедливости ради нужно отметить, что в начале 2012 году сводный бюджет блока ЖКХ планировался значительно меньший, чем 25,1 млрд грн – всего 8,6 млрд грн, но в процессе внесения поправок в госбюджет-2012 он увеличился болем чем в 3 раза.

Тем не менее, тенденция прослеживается четкая: и без того резкий крен Общегосударственной программы в сторону местных бюджетов, в 2013 году значительно усилится. Одним словом, реализация программы окончательно низведена до уровня областных и местных бюджетов, и отдельных городов и районов.

Читайте также: Конкуренция превратит ЖКХ в рынок

«Деньги из собственных полномочий постоянно приходится перераспределять на делегированные полномочия. Поэтому за 20 лет независимости Украины коммунальная отрасль недофинансирована. Но она недофинансирована не по вине местных советов», - говорит мэр Донецка Александр Лукьянченко.

Почти в 3 раза уменьшен и общий объем финансирования Минрегиона. Законом о госбюджете-2013, который подписал президент, предусмотрено выделение министерству 758,8 млн грн и еще 5,8 млрд грн на финансирование общегосударственных затрат Минрегиона. В госбюджете-2012, соответствующие затраты предусмотрены в объеме 2,8 млрд грн и 16,3 млрд грн.

Подсластили пилюлю

Правда, нельзя не упомянуть и о том, что недавно Верховная Рада смягчила требования к реализации инвестиционных проектов в рамках Общегосударственной программы: 17 ноября в Украине вступил в силу Закон №5469-VI от 6 ноября 2012 года. Этим законом до 31 декабря 2012 года остановлено действие пункта 5 раздела VII Общегосударственной программы реформирования ЖКХ на 2009-2014 годы, которым установлены требования к финансовому обеспечению выполнения заданий программы.

Дело в том, что в соответствии с приостановленным пунктом с 2012 года решения о выделении средств на реализацию инвестиционных проектов, в том числе пилотных проектов в сфере ЖКХ (за исключением проектов, которые реализуются ОСМД), приниматься могут лишь при подтверждении финансирования:

  • для проектов, которые реализуются в Киеве и областных центрах, в размере 100% сумм средств, выделенных из госбюджета;
  •  для проектов, которые реализуются в городах областного значения – не менее 70% сумм средств, выделенных из госбюджета, - остальное из местных бюджетов и иных источников;
  • для проектов, которые реализуются в других населенных пунктах - не менее 20% суммы средств, выделенных из госбюджета.

Требования к финансированию проектов по реконструкции и капитальному ремонту жилых домов, в которых функционируют ОСМД, установлены такие же, как и для небольших населенных пунктов: с 2012 года не менее 20% средств на реализацию таких проектов должны выделяться из государственного бюджета путем направления в местные бюджеты целевых субвенций. «Это было сделано разумно, поскольку сложно требовать софинансирования у нищего. Имеются ввиду органы местного самоуправления. У них нет ресурсов для этого, они имеют хронический скрытый дефицит своих бюджетов, свои собственные ресурсы вынуждены направлять на выполнение делегированных полномочий, что в принципе не правильно. Тем не менее прошлый парламент по моей и Ю. Ганущака инициативе принял изменение к Бюджетному Кодексу, в соответствии с которыми теперь с нового года часть средств (около 40 млн) передается местным администрациям для разработки проектов и программ развития. Но и здесь проблема. Как показала практика, большинство сегодняшних специалистов совершенно не подготовлены, не имеют знаний, а зачастую и желаний этим заниматься», - считает Валерий Баранов.

Цель приостановления действия пункта 5 раздела VII Общегосударственной программы проста – отвязка от жестких требований по финансированию из госбюджета и предоставление городам и районам возможности утвердить до конца года одновременно с программами социально-экономического развития и программы реализации инвестиционных и пилотных проектов в сфере ЖКХ.

Теперь и в крупных городах, и в мелких населенных пунктах, и в рамках проектов, реализуемых ОСМД, решения о выделении средств на реализацию инвестиционных и пилотных проектов в ЖКХ могут приниматься без какой либо оглядки на госбюджет – исключительно за счет средств местных бюджетов или альтернативных финансовых источников.

И хотя с боем новогодних курантов изменения, внесенные в Общегосударственную программу, перестанут действовать, сам по себе Закон №5469-VI симптоматичен, так как все «тяготы» бюджетного финансирования Общегосударственной программы им переложены на местные бюджеты. Впрочем, местные власти относятся к подобной либерализации законодательства с долей скептицизма. «До нового года осталось мало времени, а местные бюджеты только начинают утверждать. Поэтому воспользоваться послаблением за оставшиеся дни нереально», - считает Александр Лукьянченко.

Читайте также: Регионы Украины в ожидании реформы ЖКХ

Однако с учетом того, что и в бюджетной политике-2013 в структуре финансирования ЖКХ более 90% приходится на долю местных бюджетов, пункт 5 раздела VII Общегосударственной программы в перспективе вполне может быть отменен окончательно. Тем более, что в и настоящее время в программах реформирования и развития ЖКХ, разработанных во исполнение Общегосударственной программы на уровне отдельных административных единиц, финансированию из госбюджета отведена второстепенная роль. Так, например, программой, утвержденной Севастопольским городским советом на 2013 года запланировано финансирование в объеме 401 млн. грн. Из этой суммы – только 40 млн грн из государственного бюджета, 283 млн грн – из местного бюджета и 79,6 млн грн – из других источников. Программой реформирования ЖКХ Сакского района АРК на 2013 год финансирование запланировано в объеме 4,6 млн грн., из них 900 тыс. – из госбюджета и 1,1 млн грн – из местного бюджета. Аналогичная ситуация и в других городах и районах Украины.

Впрочем, самой программе это не противоречит. Законом №1511-VI установлено, что финансирование Общегосударственной программы осуществляется за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий и других источников, не запрещенных законодательством.

Тем не менее, даже на региональном уровне выполнение Общегосударственной программы представляется затруднительным. Так, программой предусмотрено, что к концу 2012 года 50,7% общей площади многоквартирного жилого фонда должны обслуживаться ОСМД (или другими формами самоорганизации населения). А в 2013 году доля жилплощади под управлением ОСМД должна увеличиться еще на 20% - до 70%.

На практике же ОСМД создаются не так активно, как запланировано. Даже в Донецкой области, на долю которой приходится около 10% ОСМД, созданных в Украине, за 9 месяцев 2012 года создано 90 ОСМД, что составляет лишь 25,5% от запланированного на 2012 год показателя (в 2011 году в Донецкой области было создано 260 ОСМД – 27% от запланированного показателя).

Аналогичная ситуация с оснащением многоквартирных домов средствами учета холодной воды и тепла. В соответствии с Общегосударственной программой к концу 2012 года счетчиками воды должны быть оборудованы 76,4 % домов (к концу 2013 года – 86% домов), а счетчиками тепловой энергии 53,4% (к концу 2013 года –61,2%). По данным Минрегиона по состоянию на начало 2012 года в установке средств учета в Украине нуждались около 178 тысяч многоквартирных домов. С учетом того, что в 2012 году из госбюджета на эти цели не выделено ни копейки,  потребность в средствах учета за последние месяцы вряд ли уменьшилась.

Выход очевиден

Выход из этой ситуации известен, и, более того, уже использовался Верховной Радой. Напомним, что реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства для Украины в последние десятилетия является перманентной проблемой. Две концепции – развития жилищно-коммунального хозяйства и государственной жилищной политики – Верховной Радой были утверждены еще в 1995 году. В 2004 году Верховной Радой была утверждена Общегосударственная программа реформирования и развития ЖКХ на 2004-2010 годы. Однако за два года до ее окончания она была заменена на Программу 2009-2014. Ничто не мешает Верховной Раде этот прием применить еще раз и в 2013 году – принять новую программу на 2013-2019 годы. Тем более, что уже сейчас можно смело утверждать, что до окончания 2014 года «выпросить» необходимые миллиарды для реализации программы Минрегиону вряд ли удастся. Напомним также, что летом 2012 года Кабинет министров одобрил разработку Минрегионом единой государственной целевой программы модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Правда, предполагается, что действовать она будет либо после окончания Программы 2009-2014, либо параллельно с ней. Но это как раз тот случай, когда «Боливар не вынесет двоих». Что еще больше повышает шансы на досрочную «перезагрузку» Общегосударственной программы 2009-2014.

Остается лишь добавить, что сейчас Общегосударственной программой предусмотрено шесть конкретных направлений реформирования ЖКХ:

  • содержание домов, сооружений и придомовых территорий;
  • реконструкция обветшалого жилищного фонда, ремонт помещений, домов, сооружений;
  • предоставление услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу;
  • производство, транспортировка, поставка тепловой энергии; предоставление услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, в том числе с использованием альтернативных источников энергии и видов топлива;
  • благоустройство населенных пунктов;
  • развитие городского электротранспорта.

Каким из них удастся проникнуть за горизонт 2013 года, покажет время. «Многое можно сделать и без денег. Опыт многих городов тому подтверждение: без денег можно обучить кадры управленцев, подготовить представителей общественности, и, что самое главное - подготовить сознание общества. Ведь большая часть населения до сих пор находится в дискуссиях и желании содержать свою собственность за счет государства... Популизм в тарифной политике так и не позволил вывести ЖКХ из банкротства и привлечь инвестиции.. Потому многое можно делать и в таких условиях, но многое уже 20 лет забалтывается», - уверен Валерий Баранов.

 
Комментарии (0)