В силу своей социальной значимости, а также наличия особенностей организации производства и реализации продукции, ЖКК является объектом прямого государственного регулирования в большинстве стран мира. Однако существующая в настоящее время система государственного регулирования жилищно-коммунального комплекса Украины не позволяет обеспечить баланс интересов общества и предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, положительно повлиять на создание условий макро- и микроэкономической стабильности.
Это обусловлено тем, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируется обоснованность и достоверность устанавливаемых цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и не проводится конкурсный отбор исполнителей услуг. Основными характеристиками ЖКХ являются качество, цена и объем предоставляемых услуг. Центральным элементом в этом ряду является цена, так как все остальные элементы прямо или косвенно зависимы от ее уровня.
Теоретически целью государственного регулирования естественных монополий в жилищно-коммунальном комплексе является установление таких тарифов, которые обеспечивают производство необходимого количества услуг приемлемого качества при оптимальном распределении ресурсов, направленных на их производство. Однако практически главная цель регулирования состоит в том, чтобы позволить предприятиям-монополистам иметь доход, достаточный для компенсации полных затрат на производство и реализацию их продукции и услуг и получения «справедливой» прибыли. Другими словами, главная цель состоит в том, чтобы соблюдать разумный баланс между интересами потребителей, которые не должны быть нарушены монополистической эксплуатацией, и интересами компаний, действующих в данных отраслях, которые не должны быть обмануты регулирующими органами.
Читайте также: Новые тарифы ЖКХ - кто кого обманывает?
Таким образом, регулируемые тарифы на продукцию (услуги) предприятий жилищно-коммунального комплекса одновременно выступают в нескольких плоскостях:
• с точки зрения производителя жилищно-коммунальных услуг цена – инструмент, с помощью которого покрываются расходы предприятия и обеспечивается прибыль;
• с точки зрения покупателя цена – способ расчета за продукцию и услуги, расходы потребителя по приобретению ЖКК; с точки зрения органов государственной власти, цена ЖКК – инструмент обеспечения социальной стабильности; повышения технико-экономической эффективности предприятий отрасли;
• с точки зрения органов местной государственной власти, цена ЖКК – инструмент реализации политических интересов отдельных групп, оптимизации бюджетных отношений.
При этом уровень регулируемой цены (тарифа) оказывается результатом многостороннего договора, каждая из сторон которого имеет собственные интересы. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут. У народа возникает вопрос: когда же это кончится? У частного бизнеса другой вопрос: до какого уровня можно повысить тарифы, чтобы окупить свои инвестиции? Ответ на этот вопрос такой: платежи за ЖКУ должны составлять примерно 25% от совокупного дохода украинцев. Именно на этой отметке в 2000 году был установлен порог платежей за ЖКУ. Несколько позже он был снижен до 22%. Доля расходов на ЖКУ, аналогичных украинскому показателю, составляла в США на протяжении последних 42 лет только 5,5-6,6%. Она ни разу не отклонялась от средней величины более чем на 0,5%. Это индикатор наличия порогового значения.
В Европейском Союзе, в среднем, эта доля равна 5,6%, а диапазон значений по странам составляет от 4 до 9%. Разброс в значительной степени объясняется разницей в структуре собственности жилья и в ценах на энергоресурсы. Самая низкая доля собственного жилья и самые высокие цены в Дании, Германии и Австрии. Именно в этих странах самая высокая доля расходов на ЖКК.
Данные по странам Восточной Европы сравнительно ограничены, недостаточно сопоставимы и надежны. В этих странах доля расходов на ЖКК составляет от 4 до 11%.
Читайте также: ЖКХ: товар или услуга?
В Украине, как и за рубежом, эта доля ранее была универсальна по доходным группам. Таким образом, максимальная способность и готовность населения платить за ЖКУ достигалась при предельной (для малообеспеченных) доле расходов на ЖКК в сумме доходов, равной 10-15% и при средней доле расходов на ЖКК, равной 6% от среднего дохода населения. Эти оценки порогов справедливы при требовании к достижению уровня собираемости 95%.
Поэтому возникает справедливый вопрос, какой экономический механизм нужен для формирования тарифов ЖКК, чтобы сбалансировать интересы сторон? Главным приоритетом данного механизма являются интересы собственников жилья. Если жители – основные потребители услуг в жилищной сфере – будут понимать за что платят и сколько, тогда успех обеспечен.
Для создания тепла в помещении используют различные установки. Вот, например, воспользовавшись ссылкой http://vts-ovk.com.ua/volcano/, Вашему вниманию будет представлен каталог водяных тепловентиляторов. Заходите, выбирайте. Качество гарантировано.