ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Потребитель ЖКХ - знай свои права!
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Как правильно общаться с исполнителем услуг
У потребителя жилищно-коммунальных услуг есть значительный арсенал возможностей для реализации своих прав и интересов.
Во-первых, это обязательность заключения договора на оказание тех или иных услуг, в котором фиксируются права и обязанности как потребителя, так и исполнителя услуг. Как правило, договор очень выгоден потребителям, более того – без оного можно, как правило, вообще не платить коммунальникам.
Во-вторых, это право потребителя на составления актов-претензий по качеству услуг, на основании которых исполнитель обязан произвести перерасчет за неоказанные или оказанные в неполном объеме услуги.
В третьих, это право потребителя обращаться с информационным запросом и получать всю информацию, которая касается жилищно-коммунальных услуг.
Более того, за необоснованное непредоставление информации чиновниками законодательством предусмотрена уголовная ответственность.
В четвертых, это право обращаться, или точнее, жаловаться в различные инстанции – от вышестоящей до Президента. При умелом использовании жалоб они дают свои результаты.
В пятых, это право восстанавливать справедливость в «последней» инстанции - обращаться с исками и жалобами в судебные органы.
Как заключить договор
До относительно недавнего времени в нашей стране еще действовала система оказания и оплаты жилищно-коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без обязательного заключения договоров с жильцами, то есть на устной договорённости.
Но с вступлением в силу Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) и Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» ситуация кардинально изменилась. В статье 19 этого закона чётко говорится, что: «Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорной основе». В том же законе часть 2 раздела VIII гласит: «Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2006 года. Договоры, которые не приведены в соответствие с этим Законом в указанный срок, теряют действие».
В части 2 статьи 11 ГКУ говорится: «Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: 1) договоры и другие правочины».
Так что, если нет договора – нет ни самих обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, ни юридических оснований для взыскания этих обязательств, например, через суд.
Читайте также: ЖКХ: товар или услуга?
Разрабатывать проект договора на основании типовых договоров, а также инициировать его заключение с потребителем должен сам исполнитель жилищно-коммунальных услуг.
На сегодняшний день Кабинетом Министров Украины утверждены типовые договоры по всем видам жилищно-коммунальных услуг, однако в практику, как правило, вошли только договоры по газо- и электроснабжению, а также по содержанию дома и придомовой территории.
При заключении договора помните, что:
- договор, как и все приложения к нему (в том числе и цена договора), вступают в силу с момента подписания, а не «задним числом», если стороны сами не решат дать своему соглашению обратную силу;
- несмотря на упоминание пени в типовых договорах, Закон Украины „О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги” временно запрещает начислять и взыскивать ее с граждан (правда, это не касается платежей, осуществяемых согласно договора о реструктуризации задолженности);
- срок исковой давности по Гражданскому кодексу составляет 3 года, если иное не определено договором, поэтому Вы имеете полное право отказаться от возможных предложений исполнителя услуг установить в договоре срок исковой давности более 3-х лет;
- любое изменение условий договора, в том числе и тарифов на услуги, действительно и законно только при письменном внесении изменений в договор в виде дополнительного соглашения, заверенного подписями обеих сторон.
Кроме того, в случае исчезновения потребности в получении услуги Вы имеете право расторгнуть договор в порядке, установленном законом.
Читайте также: Как решить коммунальные проблемы?
Когда Вы получите предложение о заключении договора от коммунальной службы, знайте, что Вы имеете один месяц для его изучения и согласования. Кроме того, Вы сами можете обратиться к коммунальникам и потребовать заключить с Вами договор.
Если же предложенный договор Вас в чём-то не устраивает, то Вы можете послать коммунальной службе свои дополнения и изменения к нему.
Например, Вы можете потребовать дополнить типовой договор следующими пунктами:
- о периодичности и сроках выполнения работ, количественных и качественных показателях, отклонениях показателей, допустимых параметрах отклонения показателей, а также о размерах уменшения оплаты в случае отклонения от них;
- о конкретном механизме фиксации непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме и пр., в том числе и о сроке явки представителя исполнителя услуг по вызову потребителя для составления и подписания акта-претензии потребителя;
- о конкретном механизме перерасчета размера оплаты в случае непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме.
Если Ваши предложения соответствуют действующему законодательству, то коммунальная служба обязана их подписать. Но если исполнитель жилищно-коммунальных услуг не согласен с Вашими обоснованными предложениями, то договор не может быть заключён, и весь процесс начинается сначала и продолжается до окончательного нахождения обоюдоприемлемого решения.
Если через 30 дней Вы не вернули исполнителю услуги подписанный Вами договор или же в пределах этого срока немотивированно отказались от подписания договора, то жилищно-эксплуатационная или коммунальная организация могут подать на Вас иск в суд «о понуждении к заключению Договора».
Итак договор необходим потребителю для того, чтобы знать и контролировать объемы и качество услуг, и соответственно регулировать их оплату. По большому счету, договор для потребителя – это основная гарантия соблюдения его прав и интересов в получении жилищно-коммунальных услуг.
Как составить акт-претензию
Согласно ст. 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, где указываются сроки, виды и показатели нарушений.
Представитель исполнителя обязан прийти на вызов не позднее срока, определенного в договоре, обычно он составляет 2 рабочих дня. Если же представитель исполнителя проигнорирует такое «приглашение», то Вы можете самостоятельно составить акт-претензию, подписав его у не менее двух потребителей.
На основании данных акта Вы составляете заявление об устранении недостатков в оказании услуги, перерасчете или возмещении причиненного ущерба, и направляете свое письмо вместе с актом (или его копией) в соответствующую организацию.
Результатом рассмотрения акта должен быть, как правило, перерасчет суммы платежей с даты его составления. Если исполнитель услуги не удовлетворит Ваших требований, то с актами Вы выиграете любой суд.
Важность использования потребителем такого мощного инструмента, как акт-претензия, трудно переоценить – многие потребители вынуждены были оплачивать, в том числе и в судебном порядке, огромные суммы за неполученные услуги лишь из-за того, что они вовремя не составляли соответствущих документов.
Как получить информацию
Кроме Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который обязывает обслуживающие организации предоставлять Вам всю необходимую информацию об услугах, есть еще базовый документ об информации - Закон Украины «Об информации», который регламентирует в целом информационные отношения и распространяется на все субъекты и сферы жизни.
В соответствии с этим законом все граждане Украины имеют право на информацию путем свободного получения последней для реализации своих законных прав и интересов.
Информация, в свою очередь, подразделяется на открытую и с ограниченным доступом. Как правило, информация, связанная с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, относится к открытой. Ограничение права на получение открытой информации запрещено законом.
Таким образом, любой потребитель жилищно-коммунальных услуг может обратиться в любую предоставлящую ему услуги организацию или орган власти с запросом о необходимой ему информации, например, о техническом состоянии дома, о проводимых в нем ремонтах и т.д.
По материалам prostopravo.com.ua
Вспомните прямо сейчас запах ароматного чая.. Чувствуете.. как наполняетесь энергией, свободой.. Самое время заглянуть в нашу чайную. на сайте Вы можете познакомится с нашим заведением.
У ваших друзей скоро свадьба и вам нужно подготовить поздравление? На сайте www.pozdravunchik.ru/pozdravleniya/na-svadbu/ вы найдете отличные поздравления на различные праздники, и не нужно будет вам что-то выдумывать. Заходите на сайт и качайте бесплатно без регистрации и смс.