ГлавнаяПубликацииАналитикаПотребитель ЖКХ - знай свои права!

Потребитель ЖКХ - знай свои права!

У потребителя жилищно-коммунальных услуг есть много возможностей для реализации своих прав и интересов. Рассмотрим подробнее, как население может отстоять свои права.

Как правильно общаться с исполнителем услуг

У потребителя жилищно-коммунальных услуг есть значительный арсенал возможностей для реализации своих прав и интересов.

Во-первых, это обязательность заключения договора на оказание тех или иных услуг, в котором фиксируются права и обязанности как потребителя, так и исполнителя услуг. Как правило, договор очень выгоден потребителям, более того – без оного можно, как правило, вообще не платить коммунальникам.

Во-вторых, это право потребителя на составления актов-претензий по качеству услуг, на основании которых исполнитель обязан произвести перерасчет за неоказанные или оказанные в неполном объеме услуги. 

В третьих, это право потребителя обращаться с информационным запросом и получать всю информацию, которая касается жилищно-коммунальных услуг.

Более того, за необоснованное непредоставление информации чиновниками законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

В четвертых, это право обращаться, или точнее, жаловаться в различные инстанции – от вышестоящей до Президента. При умелом использовании жалоб они дают свои результаты.

В пятых, это право восстанавливать справедливость в «последней» инстанции - обращаться с исками и жалобами в судебные органы.

Как заключить договор

До относительно недавнего времени в нашей стране еще действовала система оказания и оплаты жилищно-коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без обязательного заключения договоров с жильцами, то есть на устной договорённости. 

Но с вступлением в силу Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) и Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» ситуация кардинально изменилась. В статье 19 этого закона чётко говорится, что: «Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорной основе». В том же законе часть 2 раздела VIII гласит: «Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, должны быть приведены в соответствие с ним  до 1 января 2006 года. Договоры, которые не приведены в соответствие с этим Законом в указанный срок, теряют действие». 

В части 2 статьи 11 ГКУ говорится: «Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: 1) договоры и другие правочины». 

Так что, если нет договора – нет ни самих обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, ни юридических оснований для взыскания этих обязательств, например, через суд. 

Читайте также: ЖКХ: товар или услуга?

Разрабатывать проект договора на основании типовых договоров, а также инициировать его заключение с потребителем должен сам исполнитель жилищно-коммунальных услуг. 

На сегодняшний день Кабинетом Министров Украины утверждены типовые договоры по всем видам жилищно-коммунальных услуг, однако в практику, как правило, вошли только договоры по газо- и электроснабжению, а также по содержанию дома и придомовой территории.

При заключении договора помните, что:

- договор, как и все приложения к нему (в том числе и цена договора), вступают в силу с момента подписания, а не «задним числом», если стороны сами не решат дать своему соглашению обратную силу; 

- несмотря на упоминание пени в типовых договорах,  Закон Украины „О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги” временно запрещает начислять и взыскивать ее с граждан (правда, это не касается платежей, осуществяемых согласно договора о реструктуризации задолженности);

- срок исковой давности по Гражданскому кодексу составляет 3 года, если иное не определено договором, поэтому Вы имеете полное право отказаться от возможных предложений исполнителя услуг установить в договоре срок исковой давности более 3-х лет;

- любое  изменение условий договора, в том числе и тарифов на услуги, действительно и законно только при письменном внесении изменений в договор в виде дополнительного соглашения, заверенного подписями обеих сторон.

Кроме того, в случае исчезновения потребности в получении услуги Вы имеете право расторгнуть договор в порядке, установленном законом.

Читайте также: Как решить коммунальные проблемы?

Когда Вы получите предложение о заключении договора от коммунальной службы, знайте, что Вы имеете один месяц для его изучения и согласования. Кроме того, Вы сами можете обратиться к коммунальникам и потребовать заключить с Вами договор. 

Если же предложенный договор Вас в чём-то не устраивает, то Вы можете послать коммунальной службе свои дополнения и изменения к нему. 

Например, Вы можете потребовать дополнить типовой договор следующими пунктами:

- о периодичности и сроках выполнения работ, количественных и качественных показателях, отклонениях показателей, допустимых параметрах отклонения показателей, а также о размерах уменшения оплаты в случае отклонения от них;

- о конкретном механизме фиксации непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме и пр., в том числе и о сроке явки представителя исполнителя услуг по вызову потребителя для составления и подписания акта-претензии потребителя;

- о конкретном механизме перерасчета размера оплаты в случае непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме.

Если Ваши предложения соответствуют действующему законодательству, то коммунальная служба обязана их подписать. Но если исполнитель жилищно-коммунальных услуг не согласен с Вашими обоснованными предложениями, то договор не может быть заключён, и весь процесс начинается сначала и продолжается до окончательного нахождения обоюдоприемлемого решения.

Если через 30 дней Вы не вернули исполнителю услуги подписанный Вами договор или же в пределах этого срока немотивированно отказались от подписания договора, то жилищно-эксплуатационная или коммунальная организация могут подать на Вас иск в суд «о понуждении к заключению Договора». 

Итак договор необходим потребителю для того, чтобы знать и контролировать объемы и качество услуг, и соответственно регулировать их оплату. По большому счету, договор для потребителя – это основная гарантия соблюдения его прав и интересов в получении жилищно-коммунальных услуг.

Как составить акт-претензию

Согласно ст. 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в случае нарушения исполнителем условий до­говора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, где указываются сроки, виды и показатели нарушений. 

Представитель исполнителя обязан прийти на вызов не позднее срока, определенного в договоре, обычно он составляет 2 рабочих дня. Если же представитель исполнителя проигнорирует такое «приглашение», то Вы можете самостоятельно составить акт-претензию, подписав его у не менее двух потребителей.

На основании данных акта Вы составляете заявление об устранении недостатков в оказании услуги, перерасчете или возмещении причиненного ущерба, и направляете свое письмо вместе с актом (или его копией) в соответствующую организацию.
Результатом рассмотрения акта должен быть, как правило, перерасчет суммы платежей с даты его составления. Если исполнитель услуги не удовлетворит Ваших требований, то с актами Вы выиграете любой суд. 

Важность использования потребителем такого мощного инструмента, как акт-претензия, трудно переоценить – многие потребители вынуждены были оплачивать, в том числе и в судебном порядке, огромные суммы за неполученные услуги лишь из-за того, что они вовремя не составляли соответствущих документов.

Как получить информацию

Кроме Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который обязывает обслуживающие организации предоставлять Вам всю необходимую информацию об услугах, есть еще базовый документ об информации - Закон Украины «Об информации», который регламентирует в целом информационные отношения и распространяется на все субъекты и сферы жизни.

В соответствии с этим законом все граждане Украины имеют право на информацию путем свободного получения последней для реализации своих законных прав и интересов. 

Информация, в свою очередь, подразделяется на открытую и с ограниченным доступом. Как правило, информация, связанная с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, относится к открытой. Ограничение права на получение открытой информации запрещено законом. 

Таким образом, любой потребитель жилищно-коммунальных услуг может обратиться в любую предоставлящую ему услуги организацию или орган власти с запросом о необходимой ему информации, например, о техническом состоянии дома, о проводимых в нем ремонтах и т.д.

По материалам prostopravo.com.ua

Вспомните прямо сейчас запах ароматного чая.. Чувствуете.. как наполняетесь энергией, свободой.. Самое время заглянуть в нашу чайную. на сайте Вы можете познакомится с нашим заведением.

У ваших друзей скоро свадьба и вам нужно подготовить поздравление? На сайте www.pozdravunchik.ru/pozdravleniya/na-svadbu/ вы найдете отличные поздравления на различные праздники, и не нужно будет вам что-то выдумывать. Заходите на сайт и качайте бесплатно без регистрации и смс.

 
Комментарии (0)