Тарифный пасьянс

Тарифное регулирование является одним из основных элементов предоставления коммунальных услуг потребителям. Эффективные методики давно разработаны и действуют как в странах Европы, так и в странах Ближнего Востока.

Тарифное регулирование является одним из основных элементов предоставления коммунальных услуг потребителям. Тариф определяет не только доступность коммунальных услуг, но и их качество, своевременность предоставления, а также уровень развития организации, предоставляющей коммунальные услуги. Кроме того, система тарифного регулирования определяет уровень инвестиционной привлекательности коммунального сектора для частных инвесторов.

Как ранее сообщала «Украина Коммунальная», в нашей стране используется методика тарифообразования, получившая название «затраты плюс», основанная на том, что в стоимость коммунальных услуг естественные монополисты закладывают расходы предприятия на производство услуги и рентабельность. На сегодня, эта методика не является эффективной, поскольку рассчитывается таким образом, что в тарифе учитываются затраты предыдущих периодов, при этом государство запрещает монополиям превышать трехпроцентный порог рентабельности. Кроме того, при жестком политическом вмешательстве государства в процессы тарифообразования, и росте стоимости энергоносителей, которые составляют 50-60% себестоимости коммунальных услуг – украинские тарифы на услуги ЖКХ практически всегда являются убыточными. Избавить коммунальные тарифы от политической составляющей власти пытались и с созданием национального регулятора (Нацкомуслуг), который на основании экономически обоснованных затрат предприятий должен устанавливать себестоимость кубического метра холодной воды и гигакалории тепловой энергии для каждого производителя и поставщика этих услуг разным категориям потребителей. По аналогичной схеме в Украине работает регулятор, устанавливающий для бытовых и небытовых абонентов стоимость киловатта электроэнергии и кубического метра газа (НКРЭ). Участники отрасли ЖКХ часто говорят о несостоятельности работы регуляторов, об отсутствии систем учет производимых и потребляемых ресурсов, экономической обоснованности тарифов. Впрочем, до сих пор практически никто не говорит о том, каким образом следует изменить методику регулирования тарифообразования. При этом государству не нужно изобретать новую модель. Согласно исследования российского «Института экономики города» - эффективные методики давно разработаны и действуют как в странах Европы, так и в странах Ближнего Востока.

Читайте также: Тарифная несправедливость

Регулирование на основе издержек:

Эта модель основана на оценке издержек регулируемого предприятия. В классическом варианте эта модель называется «регулирование рентабельности» (rate of return regulation), используется во многих странах, например в США. При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала. Основные достоинства регулирования уровня рентабельности предприятия заключаются в том, что устанавливаемый тариф обеспечивает монополисту возможность безубыточного функционирования, а инвесторам — возможность получения «справедливого» дохода. При работе в рамках этой модели, регулятор устанавливает стоимость коммунальных услуг, исходя из оценки экономических издержек. Новый этап регулирования тарифа позволяет избавиться от «груза прошлых ошибок», что особенно ценно в условиях нестабильной экономической среды. Кроме того, предприятие получает экономические стимулы к сокращению издержек в период действия тарифа, что в итоге должно привести к уменьшению тарифа для потребителя. Впрочем, такая форма регулирования имеет серьезные недостатки. В частности, у регулятора, как правило, недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как предприятие имеет объективную возможность манипулировать предоставляемой информацией.  Сама процедура регулирования требует значительных затрат времени и денег. Анализ и проверка предоставленной предприятием информации может потребовать привлечения внешних экспертов (аудиторов, инженеров), что сопряжено с определенными финансовыми затратами. При этом монополист заинтересован в осуществлении всех мероприятий по сокращению издержек только в начале регулируемого периода, поскольку в этом случае оно сможет аккумулировать всю величину получаемой экономии за весь период.

Регулирование предельной цены (price cap и переводится как «потолок цен»):

Метод регулирования «потолка цен», как ранее уже сообщала «У.К.», предполагает установление тарифа не на основе анализа затрат, а исходя из значения тарифов в предыдущий период регулирования с учетом информации об изменении параметров работы предприятия во времени и сравнения предприятия с аналогичными предприятиями. Одним из основных принципов регулирования по методу «потолка цен» является стимулирование предприятий к эффективному поведению. При ценовом регулировании сама процедура установления тарифов упрощается и удешевляется. Такая система  способствует повышению эффективности деятельности монополистов. Самым основным недостатком этой методики является субъективизм монополиста при выборе исходного уровня тарифа, относительно которого будут рассчитываться тарифы в последующие периоды регулирования. Тем не менее, ученые склоняются к мнению, что модель «ценового потолка» более предпочтительна нежели затратный метод, поскольку она позволяет формировать долгосрочные тарифные тренды, а работа предприятия при регулировании по ценовой методике модели значительно ближе к работе в конкурентной среде. Этот метод тарифного регулирования сейчас применяется в Великобритании и Италии.

Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

Регулирование предельного дохода (revenue cap)

В основе этого метода лежит регулирование доходности монополиста. То есть регулирующий орган устанавливает не предельный потолок цен на услуги, а предел дохода. В рамках этой методики монополист обладает большей свободой в вопросе установки новых тарифов на свои услуги, поскольку его задача состоит в том, чтобы «не перешагнуть» установленный регулятором уровень дохода. Вместе с тем, методика расчета этого «потолка доходности» достаточно непростая. В частности, на уровень дохода будет влиять уровень потребительского спроса, платежная дисциплина потребителей, инфляция. При таком методе важно также учесть факторы внешних обстоятельств: вероятность повышения налогов, стихийных бедствий и т.д. Основным преимуществом метода является то, что монополист получает гарантированный доход, который позволяет ему привлечь инвестиции в развитие. Вместе с тем, в сравнение с методом регулирования цены, «доходный метод» содержит меньше стимулов для сокращения затрат монополистом. Кроме того, при фиксированной прибыли, предприятие не имеет стимулов увеличивать зону предоставления услуг. По этой методике работают предприятия сферы ЖКХ в Шотландии, Австралии.

Метод доходности инвестированного капитала или RAB-метод

«У.К.» уже подробно останавливалась на анализе этой методики. Напомним, что при RAB-регулировании источником финансирования инвестпрограммы служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в реконструкцию сетевого комплекса, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы погасить этот кредит в течение года. Кредитные средства позволяют сразу осуществить масштабную модернизацию оборудования, что, в свою очередь, снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только погашать ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом. Такой метод с 2007 года широко применяется для регулирования деятельности естественных монополий в России.

Читайте также: RAB не всегда означает рабство

Метод договорных тарифов

Такая методика применяется только в случае, если в основе управления монополистом лежат принципы государственно-частного партнерства. Таким образом тариф на коммунальные услуги определяется договором аренды или концессии и устанавливается на определенный период с учетом инфляции.

Многие компании берут помещение, транспорт в аренду. Это наиболее эффективный вариант на счет затрат. Однако имеется и другой способ. На сайте elementleasing.ru Вашему вниманию компания ООО «Элемент Лизинг» предлагает соответствующие услуги по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства.

 
Комментарии (0)