ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Теплоэнергетика в кругу глобальных проблем
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
Прямое использование ископаемого топлива и электрической энергии в целях отопления преобладает в Болгарии, Македонии, Армении, Албании и Грузии, тогда как в России, Латвии, Польше, Украине, Литве и Беларуси сектор централизованного теплоснабжения остается основным поставщиком тепла для бытовых потребителей, оснащенным устаревшими системами централизованного теплоснабжения (ЦТ), характерными для предпереходного периода. В Польше примерно 70% тепловой нагрузки городов (около 46тыс. Мвт) обеспечивается посредством сетей ЦТ, подключенных к теплоэлектроцентралям (ТЭЦ) и отопительным котлам, общая теплопроизводительность которых превышает 70 тыс. Мвт. Тем не менее, тепловая нагрузка в сельской местности и маленьких городах обеспечивается в основном местными (зачастую - индивидуальными) источниками тепла.
В Хорватии и Армении имеются хорошо развитые сети газоснабжения, а доля природного газа в конечном бытовом потреблении энергии постоянно растет. Нефтепродукты и электричество используются повсеместно, тогда как доля древесного топлива постепенно сокращается. Широко развиваются модели децентрализованного отопления, заполняя растущую рыночную нишу в секторе городского теплоснабжения, и конкурируя с централизованным теплоснабжением.
В бывшей экономической системе предприятия централизованного теплоснабжения принадлежали государству. В странах с централизованной плановой экономикой в различных городах существовали десятки крупных ПЦТ, эксплуатирующих сотни источников тепла и сетей ЦТ. Тарифы на тепловую энергию устанавливались правительством; при этом зачастую тарифные субсидии превышали половину размера тарифов на тепловую энергию, которые уже в то время были ниже уровня возмещения затрат. Вследствие этого предприятия постоянно испытывали нехватку средств для эксплуатации и технического обслуживания, усовершенствования и обеспечения качества. Со временем неотложность осуществления изменений в секторе теплоснабжения и требования к обеспечению более качественных и надежных услуг привели к необходимости проведения реформы в виде общей реструктуризации энергетического сектора и коммерциализации предприятий коммунального обслуживания.
Страны Центральной и Восточной Европы были более успешными в плане интегрирования сектора городского теплоснабжения в программу государственной политики, в то время как в странах СНГ при обсуждении национальной политики в области энергетики сектор теплоснабжения обычно обходят вниманием. И это, несмотря на то, что на сектор теплоснабжения в регионе СНГ приходится от 20% до 45% всего бытового потребления энергии и примерно от 20% до 50% используемого ископаемого топлива. В странах с переходной экономикой в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе устаревшие системы централизованного теплоснабжения слишком большого размера обслуживают примерно 250 млн чел. Во многих случаях системы централизованного теплоснабжения требуют существенной модернизации и реорганизации в целях устранения крупных потерь в сетях, внедрения систем управления и учета, и усовершенствования эффективности и автоматизации генерирующих мощностей. Кроме того, в городских районах необходимо осуществить анализ всех возможных вариантов теплоснабжения, с сохранением ЦТ в тех местах, где это является эффективным с точки зрения затрат, обеспечивает гибкое использование различных видов топлива и позволяет использовать избыточное тепло, и когенерацию. Муниципальное планирование производства энергии играет решающую роль в оптимизации внедрения различных вариантов теплоснабжения в городских районах.
Несмотря на то, что недостатки централизованных систем теплоснабжения хорошо известны и были неоднократно изучены и задокументированы, в большинстве стран СНГ и Балканского полуострова очень мало было сделано для их устранения. Отсутствие стимулирования обеспечения энергоэффективности вкупе с отсутствием финансирования оставило этот сектор без серьезного внимания, что привело к дальнейшему разрушению технических структур, и, соответственно, к плохому качеству услуг и низкому уровню сбора платежей, что, в свою очередь, продолжало препятствовать предприятиям теплоснабжения осуществлять ремонтно-профилактические работы. Потенциальное воздействие продолжительных перерывов в централизованном теплоснабжении на социальную сферу, здравоохранение и безопасность, а также финансовая нагрузка на муниципальный и государственный бюджеты, постоянное политическое давление и растущие цены на топливо – все это заставило правительства стран признать первоочередной задачей необходимость реформирования данного сектора.
Читайте также: Украинская теплоэнергетика набирает вес
В странах СНГ и на Балканском полуострове государственный сектор продолжает преимущественно удерживать муниципальное право собственности на объекты теплоснабжения. Первоначальные меры прошлых лет фокусировались на реформе законодательства, внедрении рыночных, норм, создании независимого регулирующего органа, и постепенной ликвидации субсидий. Тем не менее, очень мало было достигнуто на следующем этапе реформы, включающем такие меры, как установление требований к качеству услуг, создание благоприятного инвестиционного климата, создание стимулов для повышения энергоэффективности и привлечение к участию частного сектора. Таким образом, большинство вышеназванных технических проблем в регионе все еще остаются нерешенными.
Более того, в некоторых из этих стран – Россия, Украина, Беларусь, страны Центральной Азии – доля централизованного теплоснабжения продолжает оставаться высокой, и поэтому крайне необходимо провести реформу, чтобы сделать услугу теплоснабжения экономически эффективной, поскольку климатические условия, высокая плотность населения, растущий жилищный фонд и промышленная тепловая нагрузка делают ЦТ благоприятным источником теплоснабжения. С другой стороны, в Молдове, Албании и странах Южнокавказского региона затянувшееся плохое обслуживание и недостаточные инвестиции в сектор привели к тому, что системы ЦТ либо оказались на грани коллапса, либо уже полностью разрушены. В свою очередь, беспорядочно развивались небольшие децентрализованные и поквартирные системы теплоснабжения. Для рынков теплоснабжения в других странах Юго-Восточной Европы, таких как бывшие республики Югославии, также характерны разрушенные системы ЦТ и растущий объем децентрализованного теплоснабжения.
Страны Центральной и Восточной Европы, которые уже стали членами ЕС, оказались более успешными в вопросах реформирования и реструктуризации сектора теплоснабжения, передав право собственности и управление объектами ЦТ и открыв сектор теплоснабжения для участия и инвестирования со стороны частного капитала, что привело к коммерциализации и увеличению эффективности услуги теплоснабжения. Проанализировав опыт этих стран, в частности, Венгрии, Республики Чехия, Польши, Болгарии и стран Балтийского региона, попробуем составить рекомендации для стран региона, в которых реформы оказались менее успешными.
Ниже перечислены ключевые проблемы, требующие немедленного вмешательства со стороны политиков и доноров для повышения жизнеспособности и устойчивого развития централизованного теплоснабжения в странах с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе и СНГ, и, в тоже время, для устранения технических недостатков:
1. Дискриминационные механизмы ценообразования: субсидии, перекрестные субсидии, тарифы ниже уровня себестоимости и другие ограничения ценообразования искажают рынок, что подрывает рентабельность, жизнеспособность и конкурентоспособность сектора централизованного теплоснабжения.
2. Конкурирование с другими вариантами теплоснабжения: сети централизованного теплоснабжения сталкиваются с конкуренцией со стороны более гибких и в настоящее время более дешевых вариантов теплоснабжения, таких как природный газ. Скорость, с которой происходит расширение сетей газоснабжения для обеспечения индивидуальных бытовых потребителей, представляет собой непосредственную угрозу централизованному теплоснабжению, поскольку потребители рассматривают газ как более надежный, дешевый и доступный вариант отопления, предлагающий потребителю более широкие возможности по регулированию температуры внутри помещений и уровней потребления.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе централизованное теплоснабжение могло бы оказаться более доступной и энергоэффективной услугой отопления, если бы оно было должным образом спроектировано, оснащено приборами учета, управлялось на стороне поставки и потребления и обеспечивалось должным ремонтом.
Читайте также: Проблемы теплоэнергетики вышли на межгосударственный уровень
3. Отсутствие энергопланирования: сектор теплоснабжения должен быть интегрирован в повестку энергетической политики, например, посредством включения городского теплоснабжения в местное энергопланирование и требования подключения к системам ЦТ при их наличии.
4. Отсутствие финансирования и инвестиций: включая инвестиционные фонды и меры по стимулированию, улучшающих общий деловой и инвестиционный климат для участия частного сектора и повышающих уровень энергоэффективности и внедрение экологически чистых технологий.
5. Отсутствие опыта и знаний на местном уровне: серьезные ошибки в процессе реформы сектора теплоснабжения часто являются результатом недостаточных знаний в области вариантов приватизации, методов руководства, инновационных механизмов финансирования, особенностей рынка теплоснабжения по сравнению с рынком электроэнергии и газа, обычных ошибок, которые нужно избегать, и, самое главное, в области программ и стратегий реструктуризации и успешных моделей в регионе, предназначенных для практического применения.
6. Несовершенные механизмы социальной защиты: отсутствие адресной социальной помощи в сочетании с отсутствием учета и регулирования на стороне потребления может превратить малоимущих потребителей в неплательщиков. Это, в свою очередь, еще больше сокращает возмещение издержек поставщиков тепловой энергии, порождая длинную цепочку негативных последствий – низкий уровень эксплуатации и технического обслуживания, низкая производительность, огромные потери, низкий уровень качества услуг, дальнейший рост тарифов и более серьезные проблемы с доступностью услуг.
При подготовке были использованы материалы USAID, EBRD.