ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаТеплоэнергетика в кругу глобальных проблем

Теплоэнергетика в кругу глобальных проблем

Когда речь заходит о городском секторе теплоснабжения, у стран Центральной и Восточной Европы, а также у стран Содружества независимых государств (СНГ) обнаруживается много сходств, но и много различий.

Прямое использование ископаемого топлива и электрической энергии в целях отопления преобладает в Болгарии, Македонии, Армении, Албании и Грузии, тогда как в России, Латвии, Польше, Украине, Литве и Беларуси сектор централизованного теплоснабжения остается основным поставщиком тепла для бытовых потребителей, оснащенным устаревшими системами централизованного теплоснабжения (ЦТ), характерными для предпереходного периода. В Польше примерно 70% тепловой нагрузки городов (около 46тыс. Мвт) обеспечивается посредством сетей ЦТ, подключенных к теплоэлектроцентралям (ТЭЦ) и отопительным котлам, общая теплопроизводительность которых превышает 70 тыс. Мвт. Тем не менее, тепловая нагрузка в сельской местности и маленьких городах обеспечивается в основном местными (зачастую - индивидуальными) источниками тепла.

В Хорватии и Армении имеются хорошо развитые сети газоснабжения, а доля природного газа в конечном бытовом потреблении энергии постоянно растет. Нефтепродукты и электричество используются повсеместно, тогда как доля древесного топлива постепенно сокращается. Широко развиваются модели децентрализованного отопления, заполняя растущую рыночную нишу в секторе городского теплоснабжения, и конкурируя с централизованным теплоснабжением.

В бывшей экономической системе предприятия централизованного теплоснабжения принадлежали государству. В странах с централизованной плановой экономикой в различных городах существовали десятки крупных ПЦТ, эксплуатирующих сотни источников тепла и сетей ЦТ. Тарифы на тепловую энергию устанавливались правительством; при этом зачастую тарифные субсидии превышали половину размера тарифов на тепловую энергию, которые уже в то время были ниже уровня возмещения затрат. Вследствие этого предприятия постоянно испытывали нехватку средств для эксплуатации и технического обслуживания, усовершенствования и обеспечения качества. Со временем неотложность осуществления изменений в секторе теплоснабжения и требования к обеспечению более качественных и надежных услуг привели к необходимости проведения реформы в виде общей реструктуризации энергетического сектора и коммерциализации предприятий коммунального обслуживания.

Страны Центральной и Восточной Европы были более успешными в плане интегрирования сектора городского теплоснабжения в программу государственной политики, в то время как в странах СНГ при обсуждении национальной политики в области энергетики сектор теплоснабжения обычно обходят вниманием. И это, несмотря на то, что на сектор теплоснабжения в регионе СНГ приходится от 20% до 45% всего бытового потребления энергии и примерно от 20% до 50% используемого ископаемого топлива. В странах с переходной экономикой в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе устаревшие системы централизованного теплоснабжения слишком большого размера обслуживают примерно 250 млн чел. Во многих случаях системы централизованного теплоснабжения требуют существенной модернизации и реорганизации в целях устранения крупных потерь в сетях, внедрения систем управления и учета, и усовершенствования эффективности и автоматизации генерирующих мощностей. Кроме того, в городских районах необходимо осуществить анализ всех возможных вариантов теплоснабжения, с сохранением ЦТ в тех местах, где это является эффективным с точки зрения затрат, обеспечивает гибкое использование различных видов топлива и позволяет использовать избыточное тепло, и когенерацию. Муниципальное планирование производства энергии играет решающую роль в оптимизации внедрения различных вариантов теплоснабжения в городских районах. 

Несмотря на то, что недостатки централизованных систем теплоснабжения хорошо известны и были неоднократно изучены и задокументированы, в большинстве стран СНГ и Балканского полуострова очень мало было сделано для их устранения. Отсутствие стимулирования обеспечения энергоэффективности вкупе с отсутствием финансирования оставило этот сектор без серьезного внимания, что привело к дальнейшему разрушению технических структур, и, соответственно, к плохому качеству услуг и низкому уровню сбора платежей, что, в свою очередь, продолжало препятствовать предприятиям теплоснабжения осуществлять ремонтно-профилактические работы. Потенциальное воздействие продолжительных перерывов в централизованном теплоснабжении на социальную сферу, здравоохранение и безопасность, а также финансовая нагрузка на муниципальный и государственный бюджеты, постоянное политическое давление и растущие цены на топливо – все это заставило правительства стран признать первоочередной задачей необходимость реформирования данного сектора.

Читайте также: Украинская теплоэнергетика набирает вес

В странах СНГ и на Балканском полуострове государственный сектор продолжает преимущественно удерживать муниципальное право собственности на объекты теплоснабжения. Первоначальные меры прошлых лет фокусировались на реформе законодательства, внедрении рыночных, норм, создании независимого регулирующего органа, и постепенной ликвидации субсидий. Тем не менее, очень мало было достигнуто на следующем этапе реформы, включающем такие меры, как установление требований к качеству услуг, создание благоприятного инвестиционного климата, создание стимулов для повышения энергоэффективности и привлечение к участию частного сектора. Таким образом, большинство вышеназванных технических проблем в регионе все еще остаются нерешенными.

Более того, в некоторых из этих стран – Россия, Украина, Беларусь, страны Центральной Азии – доля централизованного теплоснабжения продолжает оставаться высокой, и поэтому крайне необходимо провести реформу, чтобы сделать услугу теплоснабжения экономически эффективной, поскольку климатические условия, высокая плотность населения, растущий жилищный фонд и промышленная тепловая нагрузка делают ЦТ благоприятным источником теплоснабжения. С другой стороны, в Молдове, Албании и странах Южнокавказского региона затянувшееся плохое обслуживание и недостаточные инвестиции в сектор привели к тому, что системы ЦТ либо оказались на грани коллапса, либо уже полностью разрушены. В свою очередь, беспорядочно развивались небольшие децентрализованные и поквартирные системы теплоснабжения. Для рынков теплоснабжения в других странах Юго-Восточной Европы, таких как бывшие республики Югославии, также характерны разрушенные системы ЦТ и растущий объем децентрализованного теплоснабжения. 

Страны Центральной и Восточной Европы, которые уже стали членами ЕС, оказались более успешными в вопросах реформирования и реструктуризации сектора теплоснабжения, передав право собственности и управление объектами ЦТ и открыв сектор теплоснабжения для участия и инвестирования со стороны частного капитала, что привело к коммерциализации и увеличению эффективности услуги теплоснабжения. Проанализировав опыт этих стран, в частности, Венгрии, Республики Чехия, Польши, Болгарии и стран Балтийского региона, попробуем составить рекомендации для стран региона, в которых реформы оказались менее успешными.

Ниже перечислены ключевые проблемы, требующие немедленного вмешательства со стороны политиков и доноров для повышения жизнеспособности и устойчивого развития централизованного теплоснабжения в странах с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе и СНГ, и, в тоже время, для устранения технических недостатков: 

1. Дискриминационные механизмы ценообразования: субсидии, перекрестные субсидии, тарифы ниже уровня себестоимости и другие ограничения ценообразования искажают рынок, что подрывает рентабельность, жизнеспособность и конкурентоспособность сектора централизованного теплоснабжения. 

2. Конкурирование с другими вариантами теплоснабжения: сети централизованного теплоснабжения сталкиваются с конкуренцией со стороны более гибких и в настоящее время более дешевых вариантов теплоснабжения, таких как природный газ. Скорость, с которой происходит расширение сетей газоснабжения для обеспечения индивидуальных бытовых потребителей, представляет собой непосредственную угрозу централизованному теплоснабжению, поскольку потребители рассматривают газ как более надежный, дешевый и доступный вариант отопления, предлагающий потребителю более широкие возможности по регулированию температуры внутри помещений и уровней потребления. 

Тем не менее, в долгосрочной перспективе централизованное теплоснабжение могло бы оказаться более доступной и энергоэффективной услугой отопления, если бы оно было должным образом спроектировано, оснащено приборами учета, управлялось на стороне поставки и потребления и обеспечивалось должным ремонтом.

Читайте также: Проблемы теплоэнергетики вышли на межгосударственный уровень

3. Отсутствие энергопланирования: сектор теплоснабжения должен быть интегрирован в повестку энергетической политики, например, посредством включения городского теплоснабжения в местное энергопланирование и требования подключения к системам ЦТ при их наличии. 

4. Отсутствие финансирования и инвестиций: включая инвестиционные фонды и меры по стимулированию, улучшающих общий деловой и инвестиционный климат для участия частного сектора и повышающих уровень энергоэффективности и внедрение экологически чистых технологий. 

5. Отсутствие опыта и знаний на местном уровне: серьезные ошибки в процессе реформы сектора теплоснабжения часто являются результатом недостаточных знаний в области вариантов приватизации, методов руководства, инновационных механизмов финансирования, особенностей рынка теплоснабжения по сравнению с рынком электроэнергии и газа, обычных ошибок, которые нужно избегать, и, самое главное, в области программ и стратегий реструктуризации и успешных моделей в регионе, предназначенных для практического применения. 

6. Несовершенные механизмы социальной защиты: отсутствие адресной социальной помощи в сочетании с отсутствием учета и регулирования на стороне потребления может превратить малоимущих потребителей в неплательщиков. Это, в свою очередь, еще больше сокращает возмещение издержек поставщиков тепловой энергии, порождая длинную цепочку негативных последствий – низкий уровень эксплуатации и технического обслуживания, низкая производительность, огромные потери, низкий уровень качества услуг, дальнейший рост тарифов и более серьезные проблемы с доступностью услуг.

При подготовке были использованы материалы USAID, EBRD.

 
Комментарии (0)