ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаАвтономное отопление, до свидания!

Автономное отопление, до свидания!

Отраслевой регулятор намерен возобновить действие моратория на самовольное отключение потребителей от централизованного отопления и горячего водоснабжения

Необходимость ужесточить порядок перехода на индивидуальное теплоснабжение в Нацкоммуслуг объясняют ветхостью и разбалансированностью сетей, а также непригодностью внутридомовых коммуникаций для установки автономных котлов. Производители и дистрибуторы соответствующего оборудования опасаются потерять украинский рынок, а бытовым потребителям придется довольствоваться услугами монополистов.

Веская буква закона

Несанкционированное отключение от тепловых сетей может обойтись украинцам «в копеечку»: штраф для них предлагается установить в диапазоне 100-150 (1,7-2,5 тыс. грн) налогом необлагаемых минимумов (НМ) доходов граждан. Более жесткие санкции будут применены к чиновникам, которые допустили у себя в регионе самовольный переход потребителей на системы автономного теплоснабжения. Их ожидает наказание в размере 150-200 (2,5-3,4 тыс.грн) НМ. Это означает, что несогласованная с муниципалитетом и тепловыми энергетиками установка автономных котлов, водонагревателей (бойлеров) и других приборов индивидуального обогрева будет запрещена.

Такие нормы предусматривает проект закона, обнародованный на официальном сайте Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг. Документом планируется изменить ключевые для отрасли ЖКХ законы, в частности, правки вносятся в законы «О теплоснабжении», «О жилищно-коммунальных услугах», а также в Кодекс про административные правонарушения. К подобным правонарушениям проект закона относит также отказ потребителей в доступе к собственным тепловым установкам, приборам коммерческого учета представителей теплоснабжающего предприятия. За это украинцы будут вынуждены уплатить штраф в 425-850 грн (25-50 НМ доходов граждан).

Читайте также: Лишь часть украинцев имеет гарантию тепла в домах

Необходимость такого жесткого регулирования перехода абонентов естественных монополий на индивидуальное отопление в Комиссии объясняют технологической разбалансированностью систем централизованного отопления и горячего водоснабжения, а также возможными нарушениями экологической безопасности. Согласно сопроводительной записке к документу, при проектировании украинского многоквартирного жилищного фонда («У.К.» в стране около 240 тыс. многоэтажных жилых домов) был заложен как способ теплоснабжения лишь централизованный. Это означает, что все стояки и внутренние распределительные сети здания «гидравлически связаны между собой для обеспечения стабильной работы системы отопления». Таким образом, поясняется в документе, «любое вмешательство в систему путем изменения гидравлического сопротивления ухудшает ее работу в целом». Кроме того, во внутридомовых системах не предусмотрены каналы для отведения и рассеивания продуктов горения поквартирных систем отопления. «Их использование приведет к загрязнению воздуха в квартирах», - сообщается в записке.

Коммунальная старость

Действительно, теплоснабжающая инфраструктура находится в плачевном состоянии. По данным Минрегиона, протяженность теплосетей составляет 37,4 тыс. км. в двухтрубном исчислении, в том числе 13,1% аварийные. Теплогидроизоляция на тепловых сетях устарела и неэффективна. В связи с этим потери тепловой энергии ежегодно составляют 13 млн гектакалорий, что составляет более 30% ее выпуска. В пересчете на природный газ потери равны 2,5 млрд кубометров или 15% его общего потребления отраслью. Плохое состояние тепловых сетей в Одесской (34,7% аварийных сетей), Черниговской (28,6%) областях и городе Севастополе (25,8%).

Вместе с тем, желание украинцев устанавливать новые котлы и переходить на индивидуальное отопление отчасти спровоцировано тем, что в сфере коммунальной теплоэнергетики около 60% котельных уже отработали свой нормативный срок, а на 38% котельных эксплуатируются малоэффективные и устаревшие котлы с низким КПД, который обусловливает значительные потери топлива. Почти 40% тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии. Все это приводит к постоянным перебоям в горячем водоснабжении, отоплении и перерасходе энергоресурсов. Предприятиями коммунальной теплоэнергетики всех форм собственности эксплуатируется 65,2 тысяч котлов, из них 24% со сроком эксплуатации более 20 лет.

История вопроса

Ранее власти уже неоднократно пытались блокировать законодательно установку в многоквартирных домах автономных систем. Впервые о том, какой ущерб наносит децентрализация отопления и горячего водоснабжения в 2006 году заявил тогдашний Вице-премьер-министр по вопросам ЖКХ Владимир Рыбак. И соответствующий мораторий был введен уже в 2007 году в связи с массовым переходом украинцев на автономное теплоснабжение. Вернее, был введен запрет на отключение отдельных квартир от централизованного теплоснабжения. На то есть соответствующий приказ МинЖКХ №4 от 22 ноября 2005 года (с изменениями, внесенными приказом МинЖКХ №169 от 6 ноября 2007 года). Чиновники, руководствуясь этим документом, отказывают гражданам в их просьбах об установке автономного отопления. Впрочем, возможность отключиться от централизованного теплоснабжения все же имеется. Сегодня потребитель может установить в квартире автономное отопление в том случае, если на индивидуальный обогрев перейдет весь дом. Теоретически это возможно, практически – почти нереально. Ведь зачастую жильцы многоквартирных домов в силу обстоятельств, особенностей характера и ряда других причин не приходят к единому мнению.

СПРАВКА:

В Украине существуют населенные пункты, полностью или частично перешедшие на автономное отопление. Первооткрывателями стали в 2007 году жители г. Зоринска (Луганская область). На сегодня отказалась от централизованного теплоснабжения практически вся Закарпатская область. Более 10 тыс. абонентов перешли на индивидуальные системы в Харьковской, Днепропетровской, Житомирской областях.

Запрещено, но можно? 

Впрочем, принятие законопроекта, инициированного Нацкоммуслуг, не будет означать введение полного запрета на автономное отопление в Украине. Регулятор предлагает разграничить регионы страны на определенные зоны, для каждой из которых будут регламентированы системы автономного, централизованного либо индивидуального теплоснабжения. К таким территориям необходимо относить очаги застройки или места перспективной застройки населенных пунктов. Для них будут также определены виды топлива, используемые для производства тепловой энергии. Выбирать способ теплоснабжения в каждой регламентированной зоне будут в соответствии со схемой теплоснабжения населенного пункта, которые местные власти будут пересматривать и утверждать раз в 5 лет. Это документ должен содержать обоснования (экономические и хозяйственные) необходимости проектирования и строительства новых сетей и источников тепловой энергии.

Читайте также: Автономное отопление: трудности перехода

Таким образом, в регламентированной зоне потребитель сможет отключиться от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения, если это предусмотрено схемой теплоснабжения региона. Для этого ему понадобиться получить соответствующее разрешение местных властей. Однако, решившему перейти на индивидуальное теплоснабжение придется компенсировать за свой счет затраты, связанные с отключением квартиры от внутридомовых сетей. Порядок подключения и размер компенсации будет определять Министерство регионально развития, строительства и ЖКХ. При этом потребителю в рамках утвержденной схемы будет позволено самостоятельно выбирать поставщика тепловой энергии.

Неэкономная экономика

Причины, которые заставляют украинцев переходить на автономные системы, очевидны. Помимо бесперебойной подачи тепла и горячей воды, индивидуальное теплоснабжение значительно дешевле, чем централизованные услуги. Установив свой котел потребитель сокращает затраты на оплату газа. Это связанно с тем, что в тариф на услуги централизованного теплоснабжения закладывается цена газа в размере 1,31 тыс. грн за тыс. куб. м («У.К.» - именно по такой цене НАК «Нафтогаз Украины» продает газ для предприятий тепловой энергетики, которые используют его для производства и поставки тепла населению). Для индивидуального отопления стоимость газа составляет многим меньше – 725 грн за тысячу кубометров. Однако эта экономия не будет столь явной, если правительство выполнит требования МВФ и вдвое увеличит стоимость газа для населения.

Впрочем, и теплоэнергетики называют отмеченные преимущества поверхностными. «Сегодня мы потребляем для отопления города 1 миллиард кубических метров природного гага в год. Если всех харьковчан перевести на индивидуальное отопление, то Харьков («У.К.» - порядка 4 тыс. квартир перешли на автономную систему) будет потреблять 1,2 миллиардов кубических метров газа, - сообщил генеральный директор КП «Харьковские тепловые сети» Сергей Андреев местному изданию «Городской дозор». - Газа потреблять придется больше, поскольку выработка на ТЭЦ тепла намного экономичнее, чем на индивидуальных котлах. Несмотря на высокий КПД индивидуальных котлов, на ТЭЦ вырабатывается и электроэнергия, и тепло. В индивидуальном котле это сделать невозможно, поэтому возможно в квартире будет тепло, дешевле, но газа в общем объеме город будет потреблять больше».

Помимо того, практически все котлы, установленные в советское время были рассчитаны на то, что будут обслуживать всех потребителей. Тогда о индивидуальном отоплении не могло быть и речи. Поэтому, пусть и устаревшее, но оборудование на котельных потому и энергоемкое, что спроектировано на отопление большого числа людей. При переходе нескольких сотен – тысяч (в зависимости от населенного пункта) потребителей на автономные системы приведет к тому, что, обеспечивая оставшихся своих абонентов, предприятию придется жечь часть газа «в холостую».

Читайте также: Ивано-Франковск бойкотирует централизованное теплоснабжение

То, во сколько может обойтись собственное тепло, зависит от количества комнат в квартире, а также от того, сколько радиаторов (батарей) нужно установить. В трехкомнатной квартире их обычно устанавливают четыре – это обойдется порядка в 1,5 тыс. грн. На каждую батарею от котла идет разводка - коллекторная система будет стоить 400 грн, а чтобы скрыть трубы в стены или пол, нужно заплатить 50 – 100 грн за погонный метр. Демонтаж старых труб - 300-500 грн, или 70-80 грн за метр. Котел украинского производства - от 3 тыс. грн, импортный - от 6 тыс. грн, установка – до 1 тыс грн. Также придется потратиться на подключение газа. Всего установка системы автономного отопления в трехкомнатной квартире стоит примерно 25-30 тыс. грн.

Именно такой экономически потенциальный рынок рискуют потерять производители котлов и индивидуальных систем теплоснабжения с принятием подобного законопроекта. Участники рынка, пожелавшие остаться неназванными, отмечают, что «на плаву» останутся как раз те украинские и иностранные компании, которые занимаются не только продажей котлов, но и осуществляют проектирование, монтаж и обслуживание автономных систем, то есть, несут ответственность за свою продукцию и обеспечивают ее безопасность. В основном такой пакет услуг в Украине представляют не более 20 крупных фирм, большая часть из которых – торговые представительства иностранных компаний.

Современные технологии дают нам огромные возможности. Вот, например, Вашему вниманию представлена альтернатива газу - генераторный газ. Более детально ознакомиться с данной информацией можно на сайте klientgas.com.

 
Комментарии (12)
Андрій Осадчий2
30 января 2013 г. 09:15
Історію з автономним опаленням можна закінчити простіше. Затердити тариф на газ для автономного опалення по ціні промислового газу для теплокомуненерго, а не як зараз по ціні варильного газу для наслення. Одразу зникнуть всі бажаючі!
Геннадий Пивовар3
30 января 2013 г. 09:36
да, отличная идея! Посмеялся, спасибо
SERGEY3
30 января 2013 г. 10:45
А чего посмеялся ? очень действенная мера (цена на газ для индивидуального отопления) , при ее внедрении можем получить обратный процесс.
Геннадий Пивовар2
30 января 2013 г. 11:01
Я не понимаю, что хорошего для населения в поднятии цен на газ? Я же не металл выплавляю на этом газу. И что плохого, если кто-то хочет что бы у него было нормальное отопление
Андрій Осадчий2
30 января 2013 г. 11:56
Геннадий, те кто имеют автономное отопление, на этом газу тепловую энергию вырабатывают. а это - товар, а сырье для товара должно стоить не меньше чем для других производителей.
Михаил1
30 января 2013 г. 12:06
Это еще не товар. Максимум-продукция. Что бы продукция стала товаром - она должна дойти до распределительной сети. И не нужно подменять понятия. Я произвожу энергию для своего обогрева и у меня нет никакой возможности доставить ее в канал распределения для продажи.
юрий
30 сентября 2013 г. 08:41
андрей у меня 2 комнатная квартира 58 кв метров стоит индивидуалка за январь 2013 заплатил 58 гривень за февраль 62 гривны в квартире проживает 2 взрослых и ребенок 3 года понятно я думаю что не экономится газ ,так к чему я клоню а к тому что если даже подывут газ в 2 или даже в 4 раза это будет меньше чем платят за анологичные квадраты те у кого центральное отапление
Андрій Осадчий2
30 января 2013 г. 12:25
А газ-то варильный....
SERGEY3
30 января 2013 г. 14:50
Еще упущен вопрос , что уход потребителей на автономное отопление увеличивает финансовую нагрузку на тех кто остался на ЦО .
Иван Смольный1
31 января 2013 г. 00:49
Таке враження, що цей законопроект ніхто з вас Панове не читав. Обмежилися статтею. Яка, до-речі, дещо скривлює суть законопроекту та зміст його новел. А щодо історичних занурень, розрахунків та виводів - профанація. Згідний з Паном Осадчим щодо справедливої вартості енергоносіїв. Щодо особистого ставлення до закону, то з нього стирчать вуха монополістів. Квінтесенція цього опусу - споживача в ошийник та на ціпок, гроші на бочку. Яка там розбалансованість! Чи можна розбалансувати систему яка апріорі не може бути збалансована з причини поривів, витоків, неналежного стану обладнання котелень, ТП, внутрішньобудинкових мереж?! 1700 грн. штрафу, не зупинять бажаючих здихатися від комунальної халепи. Також маю великі сумніви, що законопроект не похоронять ще на стадії погоджень. Сам наскільки зможу докладу до цього руку.
Мария Цатурян1
31 января 2013 г. 08:59
Иван, спасибо за лестную оценку нашей работы. Хотелось бы поподробнее узнать, какие именно нормы законопроекта мы перекрутили в статье. И желательно попунктно, что вы имеете ввиду под профанацией. А пока ваша критика, мягко говоря, голословна
Daimond1
01 февраля 2013 г. 15:37
Требования к схемам теплоснабжения изложены в Методических рекомендациях утверждённых приказом Минстроя от 26.04.2006 №147 и в отношении районирования там ни слова. В соответствии с этими рекомендациями в Украине утверждены схемы теплоснабжения для сотен городов, что с этими схемами планирует в дальнейшем Нацкомиссия делать, обяжет разрабатывать по новой, ведь только аудит, что предшествует разработке непосредственно самой схемы для города с насел. 300 тыс., будет стоить не одну сотню тысяч гривен?