ГлавнаяПубликацииАналитикаУкраинское ЖКХ «в плену» МВФ

Украинское ЖКХ «в плену» МВФ

Несмотря на трагические события, происходящие в Украине, которые отразились на состоянии экономики государства, Международный валютный фонд все же одобрил двухлетнюю кредитную программу «stand by» для Украины в объеме 17,01 млрд долл. под 3% годовых.

Уже 6 мая пресс-служба Национального банка сообщила, что МВФ перечислил Украине первый транш 3,19 млрд долл. кредита. Правительством планировалось около 2 млрд долл. из этой суммы направить на финансирование дефицита бюджета, остальные - причислить к золотовалютному резерву страны, что по мнению Главы НБУ Степана Кубива приведет к укреплению курса гривни и стабилизации экономики Украины.

Чтобы получить этот кредит новому правительству Украины пришлось выполнить целый ряд довольно жестких и непопулярных условий, которые поставил МВФ. Так, по требованию МВФ правительство существенно сократило расходы государственного бюджета Украины на 2014 год, в том числе и социальной направленности, при этом на 44 млрд грн была увеличена доходная часть бюджета за счет повышения ставок налогов и сборов и увеличение налоговой базы. Также по требованию МВФ с 1 мая существенно увеличены цены на природный газ для населения (от 50% до 63% в зависимости от объема потребленного природного газа), с последующим планируемым ростом и доведением их до экономически обоснованного уровня в 2017 году. В связи с этим также по требованию МВФ Нацкомполуг придется повышать тарифы на тепловую энергию для населения до экономически обоснованного уровня (по разным подсчетам от 30% до 45%).

Однако, поскольку компетенция Нацкомуслуг по установлению тарифов распространяется только до границы осуществления лицензионной деятельности субъектов хозяйствования - лицензиатов по централизованному теплоснабжению (до ввода в дом), то МВФ с целью недопущения саботажа органами местного самоуправления, которые устанавливают тарифы на тепло в домах, рекомендовало правительству изменить законодательство, чтобы к повышению тарифов на тепло до 100% возмещения себестоимости, тарифы устанавливались исключительно регулятором.

Премьер-министр Арсений Яценюк 7 апреля внес в сессионный зал Верховной Рады на рассмотрение законопроект №4644 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усовершенствования расчетов за энергоносители)», которым предлагалось передать полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу, централизованному отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах от органов местного самоуправления Регулятору. Кроме этого, законопроектом предлагалось ввести счета со специальным режимом использования для теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций для проведения расчетов за использованный природный газ, а также приведение расчета «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения к единым расчетам для электроэнергии, выработанной из энергии ветра.

Читайте также: Правительственная игра в тарифы - путь к энергетическому краху

Однако, неожиданно для Кабинета Министров этот законопроект, который так нужен был для ускорения получения кредита «stand by» не был принят даже за основу в первом чтении. Наверное, свое веское слово сказало мощное энергетическое парламентское лобби, которому не понравились нормы законопроекта в отношении «зеленого тарифа», которые привели бы к тому, что для объектов, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2014 года, коэффициент «зеленого» тарифа был бы на треть меньше, чем для объектов, введенных в эксплуатацию с 30 июня 2014 года, а также мог существенно уменьшить цену на электроэнергию, произведенную на ныне действующих объектах, что сделало бы невозможным рентабельность производства электроэнергии из энергии солнечного ветра.

Поскольку кроме самого повышения тарифов на газ и тепловую энергию для населения передача функций установления тарифов от органов местного самоуправления к регулятору была единственным и последним условием получения кредита «stand by» от МВФ, провальное голосование за правительственный законопроект №4644 создавало реальную угрозу отказа от предоставления кредита или отсрочки выплаты первого транша на более поздний период, что в ситуации с Украиной фактически бы означало провозглашение дефолта и краха банковской системы. Поэтому уже 9 апреля было включено в повестку дня сессии Верховной Рады законопроект №4644-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усовершенствования расчетов за энергоносители), подготовленный уже не Арсением Яценюком, а народным депутатом Николаем Мартыненко, содержание которого было полностью тождественено законопроекту №4644 за исключением спорного вопроса по «зеленому тарифу». В тот же день этот законопроект был принят за основу и в целом и направлен на подпись и.о. Президента Александру Турчинову, который его подписал 25 апреля как Закон Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители».

Кроме введения счетов со специальным режимом использования для теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций для проведения расчетов за использованный природный газ, этот Закон содержит следующие новации, которые существенно меняют принципы предоставления коммунальных услуг населению.

Отныне только регулятор, а не муниципалитеты, устанавливает кроме тарифов для субъектов хозяйствования - лицензиатов еще и тарифы на услуги централизованного отопления, услуги по централизованному снабжению холодной воды, услуги по централизованному снабжению горячей воды, услуги по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для субъектов, являющихся исполнителями этих услуг.

Читайте также: Снижение «зеленого» тарифа приведет инвестиции

Органы местного самоуправления устанавливают теперь только тарифы на бытовые услуги и услуги по содержанию домов и придомовых территорий.

Исполнителем услуг по централизованному отоплению и услуг по централизованному снабжению горячей воды для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования по поставке тепловой энергии (теплоснабжающая организация).

Исполнителем услуг по централизованному снабжению холодной воды и услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования, осуществляющий хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу.

Договор на предоставление услуг по централизованному отоплению, услуг централизованного снабжения холодной воды, услуг по централизованному снабжению горячей воды, услуг водоотведения (с использованием внутридомовых систем), заключаемого исполнителем с потребителем - физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, является договором присоединения.

Итак, со вступлением в силу этого Закона 26 апреля теплокоммунэнерго и водоканалы Украины начали жить в новой правовой реальности. Однако, ввиду того, что Закон №1198-VII принимался в спешке и в нем отсутствует системность и согласованность с другими нормативно-правовыми актами действующего законодательства, эта правовая реальность для коммунальщиков стала туманной и неясной.

Первый непонятный вопрос - кому теперь принадлежат внутридомовые системы. Закон №1198-VII предусматривает предоставление исполнителем, то есть Водоканалом, услуг по централизованному снабжению холодной воды и услуг по водоотведению с использованием внутридомовых систем, однако не предусматривает передачу этих систем на баланс Водоканала от ЖЭКов, управляющих компаний и т.д. Если внутридомовые сети так и останутся на балансе ЖЭКов, то Водоканалам придется заключать договоры о транзите воды через сети, а это увеличит тарифы на централизованное водоснабжение и водоотведение для населения, которое еще и будет платить за содержание сетей ЖЭКам в составе квартплаты.

Если домовые сети должны быть переданы на баланс водоканалов, то во-первых, регулятор должен установить тариф для населения с учетом границы балансовой принадлежности на вводе в квартиру потребителя, во-вторых, учитывая изношенность сетей, водоканалам должны утвердить отдельные технические параметры на домовых сетях, которые должны быть выше, чем 30%.

Второй вопрос - поверка счетчиков. Законом №1198-VII, к сожалению, не были внесены изменения в закон «О метрологии и метрологической деятельности». Следовательно осталась действующей норма ст. 28 этого Закона о том, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в т.ч. демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники, принадлежащих физическим лицам, осуществляются за счет предприятий, которые предоставляют услуги по водоснабжению. Поэтому немедленно нужно вносить дополнения в абзаца 10 пункта 24 Порядка формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение (утвержденного постановлением КМУ №869). После слов «средств учета воды, которые являются собственностью лицензиата» добавить слова «и собственностью потребителя - физического лица». Таким образом Водоканалы будут иметь право вносить в расчет экономически обоснованных расходов на производство услуг расходы по поверке счетчика.

Читайте также: Украинцам нанесли «тарифный» удар

Третий вопрос - заключение договоров с потребителями. Законом №1198-VII был дополнен ст. 26 Закона Украины «О жилищно-коммунальные услуги» новой частью седьмой, согласно которой договор на предоставление услуг по централизованному отоплению, услуг по централизованному снабжению холодной воды, услуг по централизованному снабжению горячей воды, услуг водоотведения (с использованием внутридомовых систем), заключаемого исполнителем с потребителем - физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, является договором присоединения.

Согласно ст. 634 Гражданского кодекса Украины договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах, который может быть заключен только путем присоединения второй стороны к предложенному договору в целом. Вторая сторона не может предложить свои условия договора.

Договор присоединения может быть изменен или расторгнут по требованию стороны, которая присоединилась, если она лишается прав, которые обычно имела, а также если договор исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательства или содержит другие условия, явно обременительные для присоединившейся. Присоединившаяся Сторона должна доказать, что она, исходя из своих интересов, не приняла бы этих условий при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Все бы неплохо, но в то же время действует норма ч. 5 ст. 26 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», согласно которой процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон. Следовательно, в одной статье имеем две противоречивые части, которые исключают друг друга. Отныне потребитель, который по каким-то субъективным причинам откажется от заключения договора, или предложит к нему в течении месяца протокол разногласий, может спокойно себя чувствовать - судебные инстанции станут на сторону потребителя при наличии двух конкурирующих норм, одна из которых явно ограничивает существующий объем прав и свобод.

Заключительными положениями Закона №1198-VII Кабинета Министров Украины отведено три месяца на приведение нормативно-правовой базы в соответствие с этим Законом. Но водоканалы и теплоэнерго должны предоставлять услуги уже сегодня, а не через три месяца, заключать договоры уже сегодня, а не через три месяца. Апелляционным судом Полтавской области уже на основании Закона №1198-VII было удовлетворено апелляционную жалобу гр. К. к КП «Полтававодоканал» и обязано заключить с ним типовой договор на оказание услуг, где пределом ответственности является запорная арматура на вводе в квартиру, а поверку должен осуществлять Водоканал. Но ни внутренние сети не переданы на баланс Полтававодоканала, не включены в тариф расходы по поверке счетчиков. Желание правительства скорее «протянуть» нужный законопроект привело к правовому коллапсу. Но один позитив есть - кредит мы все-таки получили!

Реклама: Высококачественные стеллажи (украина) выпускает фирма Иприс-Профиль. Заходите к нам на сайт и вы там найдете стеллажи для любого помещения!

Реклама: С чем лично у Вас ассоциируется Италия? Наверняка с роскошью, изысканными формами, качеством во всем его проявлении. Об Италии можно говорить много.. А как на счет мебели из Италии, которая поразит Вас своей изысканностью, функциональностью, а гланое ценой. мебель от Rimini это доскональность форм и практичности. Спешите заказать мебель у нас на сайте.

 
Комментарии (2)
Sergiy
13 мая 2014 г. 10:12
Повністю підтримую експерта! Особливо останнє речення.1.Крім того, порушене антиконкурентне законодавство(монопольст прямою законодавчою нормою заходить в квартиру)при кардинально протилежних інтересах постачальника та споживача.Отже ліквідується енергосервісна діяльність в житловому фонді. 2. Відсутній законодавчий термін щодо визначення ,,виробництво гарячої води,,.Відсутні правила постачання ГВ, як товару( до речі таке визначення також відсутнє) до межі будинку.Та найстрашніше, що у теплокомуненерго зявилася аналогія НАКу в вигляді водоканалів. Крім того водоканали ніколи не матимуть грошей за воду, що використовується для ГВП,оскільки пролобовані розподільчі рахунки тільки для газу. 3.Думаю МВФ тут ні до чого, бо малося на увазі постачання теплової енергії, як товар в квартири за зразком ел.енергії та газу.В усьому світі та й в нашому законодавстві це енергоносії.!!!. 4.А якщо договір приєднання мався на увазі, як публічний договір то так і треба було визначачи та розробляти порядок укладання громадою такого договору.Отже знову українське ,,ноу-хау"!!!!Чого бідний......?
Sergiy
13 мая 2014 г. 11:31
Вибачаюся!Передостаннє речення.А останнього речення в подальшому може і не бути, якщо не привести зазначений закон та чинне законодавство до европейських директив та кореспондувати законодавство між собою.