ГлавнаяПубликацииАналитикаТарифы на воду остаются без обоснования

Тарифы на воду остаются без обоснования

Несмотря на критику со стороны общественности и монополистов принятия Закона 1198-VII, КМ все же продолжает политику укрепления правового статуса естественных монополий на рынке ЖКУ и цементирует систему взаимоотношений монополист-потребитель

О таких намерениях свидетельствует, прежде всего, нормотворческая деятельность Кабинета Министров. Так, 2 сентября в повестку дня Верховной Рады Украины было включено правительственный законопроект №4557а «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители, а также для погашения займов, полученных от межународых финансовых организаций», которым предусмотрено, что оплата услуг с централизованного водоснабжения и водоотвод осуществляется потребителями услуг путем перечисления средств на текущие счета со специальным режимом использования. То есть, положение относительно текущих счетов со специальным режимом использования, которые были введены Законом Украины №1198-VII для предприятий - исполнителей услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, предлагается распространить также и на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, законопроект №4557а является прямым продолжением Закона №1198-VII.

Кроме этого, Кабинетом Министров было раскрыто и расширены нормы Закона №1198-VII относительно определения исполнителем услуг по централизованному снабжению холодной воды и услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования, осуществляющий хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу.

На правительственном портале обнародовано текст постановления Кабинета Министров от 01.10.2014 года №532, которым внесены изменения в постановление КМ от 1 июня 2011 г. №869 “Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги”, в частности, утвержден новый Порядок формирования тарифов на услуги по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения (с использованием внутридомовых систем).

Согласно этого Порядка формирования тарифов на услуги исполнителями осуществляется на основании годовых планов предоставления услуг по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения, экономически обоснованных плановых расходов, определенных на основании государственных нормативов (норм) расходов ресурсов, технико-экономических расчетов и смет, ставок налогов и сборов и цен на материальные ресурсы и услуги в плановом периоде.

Тарифы на услуги рассчитываются с учетом потерь и расхода воды во внутридомовых системах в соответствии с законодательством. Планирование затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт внутредомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения осуществляется для каждой инженерной системы и каждого дома в отдельности.

Читайте также: Повышение тарифов на ЖКУ непосильно для украинцев

То есть, чтобы осуществить экономически обоснованный расчет тарифов на услуги монополистов с использованием внутридомовых сетей в жилых домах, монополистам нужно рассчитать индивидуальные технологические нормативы потерь и расхода питьевой воды в жилищном фонде Проще говоря, по каждому дому нужно определить процент нормативных потерь воды и степень изношенности сетей. Рассчитываются эти индивидуальные нормативы на основании приказов Минрегиона №180 и №181 от 25.06.2014 года, которыми утверждены Методики расчета потерь и расхода питьевой воды, в которых предусмотрено, что для определения нормативов использования питьевой воды нужно иметь следующие исходные данные: общая площадь придомовой территории, общая площадь квартир всех домов, технические паспорта домов, протяженность трубопроводов внутридомовых сетей.

Учитывая то, что большинство ЖЭКов и других управленческих компаний просто не имеют этих исходных данных, а если и имеют, то они не объективны, поскольку технические паспорта на «хрущевки» и «сталинки» вообще отсутствуют, можно предположить, что работа по расчету ИТН монополистами затянется на годы.

Следовательно, утверждения экономически обоснованного тарифа на предоставление услуг монополистами в жилых домах с использованием внутренних сетей также придется ждать годами.

Кроме этого, Порядком, утвержденным постановлением КМУ №532 от 01.10.14р. предполагается, что затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения включаются в состав тарифа на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовой территории.

Читайте также: Вода ударит по кошелькам украинцев

То есть, которые и до принятия Закона №1198-VII, потребители будут платить за техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения исполнителю услуг содержания домов и сооружений и придомовой территории (ЖЭКа, ДЕЗу) в составе «квартплаты». Закрепив эту норму, правительство фактически опроверг заявления некоторых общественных активистов и экспертов в области ЖКХ, что принятие Закона №1198-VII приведет к тому, что Водоканалы и Теплоэнерго получат дополнительный доход, который раньше получали Жэки и управляющие компании

Зато Порядком №532 предусмотрено, что Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения исполнителем осуществляется в соответствии с договором, заключенным между ним и собственником или балансодержателем систем холодного водоснабжения, водоотведения или уполномоченным им лицом. Расходы, связанные с выполнением указанных работ исполнителем, возмещаются собственником или балансодержателем систем холодного водоснабжения, водоотведения или уполномоченным им лицом в соответствии с договором. То есть, теоретически, между Жэком, ОСМД, ЖСК и Водоканалом может быть заключен договоір подряда по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых систем холодного водоснабжения, водоотведения, цена которого определяется по соглашению сторон, но не может быть в любом случае больше, чем аналогичная составляющая затрат в тарифе на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовой территории.

Наконец правительством снят «вечный» вопрос потребителей - кто должен платить за осуществление поверки счетчиков. Отныне, расходы на проведение плановых периодических поверок, обслуживание и ремонт квартирных средств учета горячей воды, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки, распломбирование и опломбирование, а также на формирование обменного фонда квартирных средств учета горячей воды включаются в составе тарифов на сбыт исполнителя услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения. Что касается предоставления услуг по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения (с использованием внутридомовых систем), то расходы на проведение плановых периодических поверок, обслуживание и ремонт квартирных средств учета холодной воды, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки, распломбирование и опломбирование, а также расходы на формирование обменного фонда квартирных средств учета холодной воды включаются в тариф исполнителя таких услуг.

Однако, потребителям не стоит ожидать, что жилищно-коммунальные отношения разршатся сами собой со вступлением в силу постановления КМУ №532, ведь им завтреджено лишь Порядок формирования тарифов. Сами же тарифы на услуги по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения (с использованием внутридомовых систем) должна утвердить вновь созданная Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и комунальнальних услуг. Когда это будет - пока уверенно сказать не может никто...

 
Комментарии (2)
Sergiy1
28 октября 2014 г. 10:23
І знову, як в палаті №6. А гарячеводні куди подівалися мережі? Аналогічні норми, як по холодній мали бути в 532! Врегулювали прилади обліку та не зовсім. Бо у 869 постанові прилади потрапили до внутрішньоквартирного інженерного обладнання. А 1198 закон говорить про внутрішньобудинкові. Ну повний капець!
андрей1
01 ноября 2014 г. 19:42
Горячую воду включили, но опять проявилась давняя проблема: по ночам давление в горячем водопроводе чрезвычайно большое. Слишком высокое давление в горячем водопроводе в часы наименьшего отбора воды -- основная причина ночных затоплений квартир горячей водой вследствие разрывов труб или их соединений. Но доказать потом в суде вину госорганизации (ЖЕКа, Водоканала и т.п.) практически невозможно.