ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХЖКХ нуждается в финансовом оздоровлении

ЖКХ нуждается в финансовом оздоровлении

"Украина Коммунальная" продолжает жилищно-коммунальный ликбез. Сегодня поговорим о проблемах и сложностях перехода предприятий отрасли к рыночным условиям труда и экономически обоснованной стоимости услуг ЖКХ.

Переходу предприятий жилищно-коммунального хозяйства к функционированию в соответствии с принципами рыночной экономики и требований устойчивого развития препятствуют следующие факторы:

1) финансовые: объемы реального финансирования инвестиций в обновление и реконструкцию основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и их экологически направленную модернизацию не соответствуют накопленным потребностям в таком финансировании; противоречия между финансовыми потребностями предприятий указанной отрасли и платежеспособным спросом бытовых пользователей их услуг;

2) трансформационные: результаты рыночных трансформаций отечественной экономики наименее удачные в сфере жилищно-коммунального хозяйства - низкий уровень развития конкуренции на рынках предоставления жилищно-коммунальных услуг; не отработан механизм контроля потребителями услуг объемов и качества предоставляемых услуг, выбора вида услуг в соответствии с их качеством и ценой;

3) информационные: низкий уровень информированности общественности относительно экономического обоснования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, население не вовлекается в процессы мониторинга и корректировки тарифной политики;

Читайте также: Тарифы ЖКХ - жертва политической болтовни

4) мировоззренческие: недостаточный уровень осознания руководящими кадрами предприятий жилищно-коммунального хозяйства и органов местного самоуправления необходимости соблюдения принципов устойчивого развития; равнодушное отношение бытовых потребителей к учету используемых ресурсов и ресурсосбережению; проблема адаптации населения к росту удельного веса расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в бюджете домохозяйств.

Финансовые факторы в значительной степени вызваны кризисным состоянием отечественной экономики в течение 90-х годов прошлого столетия. Высокая степень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (особенно сетей водо-, теплоснабжения, канализации) вызван резким уменьшением капитальных вложений в эту отрасль в течение 90-х годов прошлого столетия. Тем временем тарифная политика в течение указанного периода оставалась социально ориентированной, что обусловлено объективными причинами низкой платежеспособности домохозяйств. Тот, условно назовем его инвестиционный долг по обновлению основных фондов, который образовался в жилищно-коммунальном хозяйстве, создает определенный мультипликационный эффект (мультипликатор в переводе с английского - «множитель»), а именно: существование инвестиционного долга приводит к росту износа основных фондов, что увеличивает себестоимость услуг и потери в сетях водо-, теплоснабжения и приводит к росту тарифов; рост тарифов в условиях низкой платежеспособности потребителей приводит к росту задолженности по оплате услуг, что увеличивает дефицит средств на обновление основных фондов и вызывает дальнейшее наращивание инвестиционного долга.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства выбирают самый простой способ решения своих финансовых проблем - повышение тарифов. Довольно распространенным является утверждение, что на Западе за жилье платят 25% дохода семьи, поэтому для получения качественных жилищно-коммунальных услуг необходимо существенно увеличить удельный вес расходов домохозяйств на оплату указанных услуг.

Процент всех платежей за аренду, ремонт, содержание жилья и коммунальные услуги от семейного дохода составляет в среднем для ЕС и США 21%. Но по содержанию жилищные расходы в западных странах включают: фактические расходы на аренду жилья; расчетную стоимость аренды жилья, в котором проживают его владельцы; расходы на содержание и текущий ремонт жилья; расходы на водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, другие жилищные услуги; расходы на энергоснабжение электроэнергию, тепловую энергию, газ, жидкое и твердое топливо. Среди названных составляющих сопоставимы с затратами на жилищно-коммунальные услуги в Украине три составляющие (содержание, текущий ремонт и коммунальные услуги). Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги, аналогичные украинским показателям, в семейном доходе составляла в США на протяжении последних четырех десятилетий 5,5-6,6%. В ЕС в среднем эта доля составляет 5,6%, а диапазон значений по странам составляет от 4 до 9%. В значительной степени это объясняется разницей в структуре собственности жилья и в ценах на энергоресурсы. Самая низкая доля собственного жилья и самые высокие цены - в Дании, Германии и Австрии. Именно в этих странах самая высокая доля расходов на услуги. В странах Восточной Европы доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляет от 4 до 11%. В Украине платежеспособный спрос на услуги жкх определяет не уровень их потребления, а уровень собираемости платежей. Ключевым фактором дисциплины платежей является не просто тарифы, а соотношение «тариф - доход».

Читайте также: Качественный подход к услугам ЖКХ

Уровень жизни в Украине значительно ниже, чем в странах Западной Европы и США: доля городского населения со середньодушовими денежными расходами в месяц ниже прожиточного минимума, составляет 51%. Таким образом, дальнейшее повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет к увеличению задолженности потребителей услуг и увеличение числа семей, претендующих на получение жилищных субсидий.

В системе перехода экономики к модели устойчивого развития тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве должна способствовать удовлетворению экологических и социальных потребностей потребителей услуг и обеспечению роста экономической эффективности производителей услуг.

Поэтому тарифы должны полностью возмещать расходы на экологизацию хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение экологической безопасности их услуг и продуктов.

Социальная направленность тарифной политики может быть реализована путем дифференциации тарифов по уровню денежных доходов домохозяйств.

Финансово-экономическое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства невозможно осуществить лишь путем сочетания бюджетного субсидирования отрасли с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Такие меры будут иметь краткосрочный эффект и не отвечают требованиям рыночной экономики. Считаем, что перспективным средством обеспечения развития жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики и устойчивого развития является повышение инвестиционной привлекательности указанной отрасли.

Как достичь результата красивых роскошных волос? Ответ прост. Воспользовавшись феном перед выходом на улицу и вы будете выглядеть прекрасно. На сайте http://beauty-prof.com вы сможете найти огромный ассортимент фенов по отличной цене.

 
Комментарии (0)