ГлавнаяПубликацииАналитикаКачественный подход к услугам ЖКХ

Качественный подход к услугам ЖКХ

Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса – важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.

Жилищно-коммунальное хозяйство и все его отрасли переживают сложный период. Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийных и обветшалых домах проживают 202,4 тыс. человек. Почти в 85% жилых домов повышенной поверхностности (10 этажей и выше) система противопожарной защиты не работает. Нуждаются в замене свыше 20 тыс. лифтов. В то же время на капитальный ремонт жилищного фонда из местных бюджетов выделяется шестая часть от существующей потребности.

Читайте также: ЖКХ-2013: итоги года

Качество жилищно-коммунальных услуг ухудшается с каждым годом. Так, не круглые сутки, а по графику подается питьевая вода в половине городов с более чем 100-тысячным населением, поднимаются сроки начала и окончания отопительного сезона, услуги по централизованному теплоснабжению предоставляются с отклонением от нормативных требований. В большинстве городов летом вообще отсутствует горячее водоснабжение, а в некоторых – и централизованное снабжение горячей воды.

Особенностями жилищно-коммунальных услуг являются:

• отсутствие у потребителя выбора исполнителей услуг и практическое отсутствие возможности отказа от приобретения услуг;

• отсутствие, как правило, количественной оценки качества услуг;

• аморфность состава и отсутствие понятных для населения ориентиров для оценки качества большинства жилищно-коммунальных услуг, что, при всей их необходимости и важности, переводит, с точки зрения защиты интересов потребителей, в услуги «второго эшелона».

Очевидно, что эффективность жилищно-коммунальных услуг будет определяться не только перечнем и сроками проведения работ, но и качеством их выполнения. Обеспечение комфортности жилища во многом зависит от состава и качества исполнения жилищно-коммунальных услуг.

Состав ЖКУ определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры и, в общем случае, представляется следующим набором:

• водоснабжение (холодное и горячее) – совокупность мероприятий по обеспечению водой потребителей в необходимых количествах и требуемого качества;

• водоотведение (канализация) – сбор и отведение сточных вод с территории домовладения;

• теплоснабжение (отопление) – искусственный обогрев помещений с целью возмещения в них тепловых потерь и поддержания на заданном уровне температуры, определяемой условиями теплового комфорта для находящихся в помещении людей;

• электроснабжение – организованная подача и распределение электроэнергии для нужд потребителя;

• газоснабжение – организованная подача и распределение газового топлива для нужд потребителя. Под качеством жилищно-коммунальных услуг понимается режим (регулярность) их предоставления и соответствие услуг установленным параметрам и свойствам.

Читайте также: Перспективы-2014: потребители vs ЖКХ

Сущностью перечисленных жилищно-коммунальных услуг является производство и транспортировка до жилища ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Кроме того, услуги предполагают сбор и отведение отходов жизнедеятельности.

Указанные особенности требуют специального подхода с учетом специфики местных условий при формировании нормативно-правовой базы, определяющей гарантируемый исполнителем уровень.

Потребитель должен оплачивать только предоставленные услуги. В случае их несоответствия установленным параметрам потребитель вправе требовать уменьшения платы за коммунальные услуги. Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения должны устанавливаться органами исполнительной власти, осуществляющими контроль над безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.

В зависимости от состава, мощности, износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта, муниципальные органы вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и устанавливать гарантированный уровень качества.  

 
Комментарии (0)