ГлавнаяПубликацииАналитикаТарифы ЖКХ - жертва политической болтовни

Тарифы ЖКХ - жертва политической болтовни

Популярная тема для спекуляции среди украинских политиков - обещания удержать рост тарифов на услуги ЖКХ, тем самым, формируя у потребителя восприятие, что тарифы зависят исключительно от решения конкретного чиновника, а не от экономических факторов.

Украинские политики зачастую вспоминают про ЖКХ в самые сложные для их карьеры периоды. Складывается впечатление, что про необходимость проведения экономических реформ в отрасли и модернизации основных фондов теплоэнергетических и водоснабжающих предприятий вспоминают лишь в те моменты, когда необходимо «задобрить» или «успокоить» недовольный электорат. Самая популярная тема для спекуляции среди украинских политиков - обещания удержать рост тарифов на услуги ЖКХ, тем самым, формируя у потребителя восприятие, что тарифы на ЖКХ зависят исключительно от решения конкретного чиновника, а не от экономических факторов. Что ж, это вполне патерналисткий поход, на который Украина тоже имеет право, однако он не имеет ничего общего с европейскими экономическими стандартами.

Читайте также: ЖКХ - «незаконнорожденный сын» государственной политики

Отрасль ЖКХ систематически превращается в плакат с популистскими лозунгами, и это уже стало традицией украинской политики. В парламентскую предвыборную кампанию 2012 года реформировать ЖКХ обещали все политические силы, ныне представленные в парламенте. Левый блок обнадеживал избирателя и, одновременно, потребителя жилищно-коммунальных услуг, что их ежемесячная стоимость для украинцев не будет превышать 10% семейного дохода. Правые силы, преимущественно, спекулировали темой сокращения энергопотребления и перевода отраслевых предприятий на альтернативные источники энергии, что должно было существенно снизить тарифы для населения. Удержание тарифного роста, а также сдерживание процесса приведения тарифов к экономически обоснованному уровню – многолетняя стратегия правительства Николая Азарова. При этом, чиновники умалчивают о том, какие эффективные компенсаторные механизмы (кроме известных и неработающих) предложены отрасли.

Во вторник, 17 декабря, подписанные РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз-Украины» дополнения к газовому контракту («У.К.» - договор между РФ и Украиной от 19 января 2009 года) активизировали политическую риторику и стали площадкой для продуцирования новых политических лозунгов о ЖКХ и стоимости коммунальных услуг.

В частности, согласно новым соглашениям, с 1 января 2014 года российский газ для Украины будет отпускаться по цене 268,5 дол. за тысячу кубометров, что почти на 35% ниже стоимости «голубого топлива», которая действовала до сих пор (411,2 дол за тысячу кубометров). При этом, до 10 числа первого месяца каждого квартала, Россия и Украина обязаны подтверждать эти договоренности подписанием новых допсоглашений.

Не будем оценивать политическую подоплеку произошедшего, а поговорим об экономике. И прецедент для этого разговора на этот раз создал лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. Во вторник, после того как стало известно о новых украинско-российских газовых договоренностях, политик публично заявил, что в результате снижения стоимости импортного природного газа на 30% является разумным требовать от власти пропорционального снижения на треть тарифов на услуги ЖКХ и цен на газ для населения.

Впрочем, не стоит, забывать о том, что получать российский энергоноситель с дисконтом Украина сможет только в случае, если новые газовые соглашения будут ратифицированы в Верховной Раде. А это провластному большинству будет непросто сделать, учитывая намерения оппозиции блокировать голосование по этому и ряду других смежных вопросов. Но, вместе с тем, «У.К.» намерена развенчать популисткие спекуляции политиков о том, что, если парламенту удастся ратифицировать новые газовые договора, появятся основания для снижения тарифов ЖКХ для бытовых абонентов (тарифы на газ для населения требуют отдельного рассмотрения, и их мы не будет затрагивать в этой статье).

Итак, снижение стоимости российского газа не позволит снизить стоимость коммунальных услуг для населения.

Наиболее зависимый от газа сектор отрасли – тепловая генерация и теплоснабжение. Доля стоимости газа в себестоимости тепловой энергии составляет более 50%. При этом, согласно украинскому законодательству, цена на газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики, которые используют «голубое топливо» для производства тепла для бытовых потребителей – значительно ниже рыночной (4,5 тыс. грн/тыс. куб.м). Так, теплоэнергетики покупают газ для удовлетворения потребностей в тепле бытовых абонентов по 1309 грн/тыс. куб.м, а разницу компенсирует государство, направляя специальную субвенцию из государственного местным бюджетам. Таким образом, снижение рыночной цены до порядка 2,2 тыс. грн за тыс. куб.м. никак не повлияет на стоимость тепловой энергии для населения, поскольку теплоэнергетики как покупали газ по 1,3 тыс. грн, так и будут продолжать это делать. Кроме того, не стоит забывать, что в структуре обогрева населения участвует, в том числе, и доля из 20 млрд кубометров газа внутренней добычи (стоимостью около 50 дол./тыс.куб.м).

Впрочем, очевидно, что снижение рыночной стоимости газа позволит сдержать динамику роста стоимости тепловой энергии для бытовых абонентов из-за удешевления такой экономической составляющей цены, как природный газ. В идеале, это должно улучшить финансово-экономические показатели теплоэнергетических предприятий, поскольку они смогут не накапливать многомиллиардные долги перед поставщиком газа, а также значительно уменьшить финансовую нагрузку на госбюджет в связи с уменьшением размеров субвенций на компенсацию тарифной разницы (сейчас ежегодная потребность отрасли в выплате таких возмещений составляет порядка 15 млрд грн).

Читайте также: Популизм в ЖКХ до добра не доведет

Вместе с тем, тарифы на тепловую энергию, а также электроэнергию могут снизиться для небытовых абонентов и бюджетных учреждений. Однако, ежеквартальное (то есть, 4 раза в год) перезаключение допсоглашения между РФ и Украиной наводит на мысли о временности установленного «Газпромом» газового дисконта. Очевидно, что Россия может менять цену на энергоноситель, а значит, говорить об экономической стабильности в секторе ЖКХ не приходится. Кроме того, плохую службу могут сослужить отрасли воплощение в жизнь вчерашних заявлений Президента Виктора Януковича и высокопоставленных чиновников правительства о возможном увеличении объемов закупки и потребления газа. Для отрасли ЖКХ – это означает полное отсутствие экономических стимулов к модернизации и переходу на энергосберегающие технологии и оборудование.

Как бы не случилось, важно понимать, что экономические рычаги все же находятся в руках политиков. И как этими инструментами воспользуется сегодняшний украинский парламент в вопросе ратификации новых газовых соглашений – все еще открытый вопрос. А украинцам пока остается только слушать новые популистские лозунги про резкое падение стоимости услуг ЖКХ и надеяться на лучшее.

 
Комментарии (1)
Ирина
24 декабря 2013 г. 16:45
мнение автора статьи мне кажется более правдоподобным, чем сказки Саратова... как такой человек может руководить Нацкомиссией??