ГлавнаяПубликацииАналитикаЖКХ не почувствовало «Майдана»

ЖКХ не почувствовало «Майдана»

Сегодня исполняется шесть месяцев с тех пор, как Владимир Гройсман был назначен на должность Вице-Премьер Министра - Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Что изменилось в ЖКХ за это время, попробуем разобраться

Заступив на должность Владимир Гройсман сразу объявил курс на децентрализацию и реформы в сфере местного самоуправления, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Поэтому в первые 100 дней деятельности коммунальщики, городские головы, потребители ждали от Минрегиона внятного плана действий по реформированию отрасли ЖКХ, которая находится в состоянии клинической смерти после «улучшения» предыдущей власти. Необходимость обновления программы реформирования ЖКХ Украины вызывает еще и тот факт, что этой осенью истекает срок действия Закона Украины «О общегосударственной Программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы» № 1511-VI, который фактически так и остался по разным причинам нереализованным хорошим декларативным документом. Но имеем ситуацию, когда есть только единичные идеи, высказывания, законопроекты по энергоэффективности зданий, есть даже «Реанимационный пакет реформ», разработанный общественными организациями как альтернатива правительственным законопроектам, но, к сожалению, нет именно правительственного видения перспективы реформирования отрасли ЖКХ, ведь на сегодня после февральских изменений в Конституцию Украины, центром реформ может быть только правительство. Именно правительство имеет вертикаль исполнительной власти и возможность работать с депутатами, склоняя их на свою сторону.

Читайте также: Украина спасается от «ледникового периода»

При этом хочется предостеречь чиновников Минрегиона о том, что в этот раз у них не получится просто продлить срок действия Закона Украины № 1511-VI еще на пять лет, как в свое время в конце 2009 года был продлен срок реализации Программы реформирования ЖКХ 2004-2009. Сегодняшняя ситуация в стране и в ЖКХ, в частности, требует принятия кардинальных решений и изменений с учетом последствий войны с сепаратизмом на Востоке Украины.

Во-первых, нужно признать, что реализация одной из основных задач Программы реформирования 2009-2014 - стимулирование создания объединений совладельцев многоквартирного дома - чиновниками провален полностью. Ожидалось, что в результате реализации положений Общегосударственной программы к 2014 году будет создано 45,53 тыс. объединений совладельцев многоквартирных домов. По данным Минрегиона по состоянию на 01.07.2014 в Украине насчитывается всего 17,303 тыс. ОСМД, что составляет 38% от запланированного количества ОСМД. Что-то не так пошло в Датском королевстве... Причин тому две - чисто советский подход к делу, когда показатели создания ОСМД спускаются «сверху», и постоянная игра в «хорошие» тарифы с населением, которому гораздо легче платить копейки ЖЭКу и постоянно жаловаться на него в исполком, чем взять ответственность за свое собственное имущество на себя. Поэтому при составлении новой программы реформирования ЖКХ должны быть учтены ошибки из прошлого - нужно сначала воспитать ответственного собственника, а потом уже агитировать его к созданию ОСМД. Методами воспитания при этом будут утверждении экономически обоснованных тарифов ЖЭКам и отказ чиновников от соблазна в обмен на избирательный рейтинг решать проблемы собственников за счет административного ресурса.

Во - вторых, Минрегион в обновленной Программе реформирования должен определить одной из основных задач внесении изменений в Закон Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», принятие которого свело на нет задачи Программы реформирования 2009-2014 по разграничению монопольного и конкурентного рынков в сфере жилищно-коммунальных услуг, созданию развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья. Если автоматическое признание производителей коммунальных услуг их исполнителями в жилом фонде - это временная мера с целью утверждения Нацкомуслуг экономически обоснованных тарифов без политического шума вокруг них со стороны местных политических элит, что на данном этапе необходимо для получения второго транша кредита «stand by» в сумме 1,4 млрд долл. США, как отмечал член Нацкомуслуг Дмитрий Григорьев 13 мая в рамках круглого стола, организованного «У.К.» и «Aqua Therm», то на такое злоупотребление монопольным положением, которое одобрено государством, можно согласиться. Однако при этом в Законе Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» и намека не имеет на его временное действие. Поэтому крайне необходимо внести в него изменения, согласно которым его действие ограничивается до формирования новых органов местного самоуправления на пропорциональной основе. При этом инициировать такие изменения обязан именно Минрегион, как орган, на который возложена ответственность за формирования рыночных условий ведения деятельности в отрасли ЖКХ.

Читайте также: Отопительный сезон «повис» на политическом волоске

В-третьих, Минрегиону уже сегодня нужно разрабатывать в составе обновленной Программы реформирования ЖКХ план восстановления инфраструктуры восточных регионов Украины, в которых идут бои с сепаратистами и незаконными вооруженными группировками. Только по предварительным данным, которые недавно озвучила заместитель директора департамента ЖКХ Донецкой областной администрации Лариса Гусева, в Донецкой области полностью разрушены 300 домов, из которых 42 многоэтажки, так что без жилья остались более 1 тыс. человек, и это без учета разрушений в Торезе, Снежном и самом Донецке. Так же по сообщению Луганской областной государственной администрации ущерб от боевых действий на территории области оценили в 1,337 млрд грн., в целом, количество разрушенных объектов требуют восстановления составляет более 100, и понятно, что это не окончательная цифра. Обеспечение восстановления разрушенной военными действиями инфраструктуры во время проведения АТО является обязанностью государства. Поэтому финансирование восстановление и реконструкция пострадавших объектов должны состояться централизованно из государственного бюджета Украины. Следовательно, проведение АТО нивелировало идею Вице-Премьер Министра - Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимира Гройсмана о том, что Минрегион не должен являться распорядителем средств государственного бюджета. Очевидно, что за счет средств государственного бюджета в его нынешнем состоянии профинансировать восстановление инфраструктуры на востоке Украины удастся лишь частично. Поэтому уже сегодня Минрегион должен разработать законопроект о внесении изменений в Законы Украины «О государственно-частном партнерстве», «О концессиях», «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», согласно которым будет максимально упрощена процедура заключения договоров по совместной деятельности и концессию потенциальными инвесторами.

В-четвертых, Минрегиону нужно найти в себе силы и найти общий язык с народными депутатами и принять законопроекты об отмене ограниченного доступа к реестру прав на недвижимое имущество, о формировании единого государственного реестра получателей социальных льгот, об обязательной установке домовых приборов учета тепла, воды, газа во всех многоквартирных домах. Без этого реформу ЖКХ продолжать не стоит.

Это все в перспективе, а пока...имеем то, что имеем - Программы реформирования и развития ЖКХ. И сколько бы Вице-Премьер Министр - Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман не рассказывал в эфирах ток-шоу о децентрализации, дерегуляции в строительстве и ЖКХ, слова останутся словами... Беда в том, что за этими словами не приходят реальные действия, все остается как раньше, ЖКХ потихоньку умирает. Так вот, как не обидно, но экономический расцвет Украины таким образом не состоится ни при каких условиях. Пока открыто это признал только грузинский реформатор Каха Бендукидзе, который пытался помочь нынешней украинской власти начать реформы. «Вы или не понимаете, что вам хана, или понимаете, но вас все устраивает», - покидая Украину, сказал он говоря как о настроениях царящих среди чиновников, так и среди широкой общественности. Способны ли это понять в Минрегионе? Не уверен...

Если Вы желаете дать своему ребенку достойное образование, то обратите внимание на лингвострановедение Китая для школьников. С помощью такой программы ребенок сможет получить комплексные знания и в дальнейшем сможет строить свое будущее в такой динамично развивающейся стране как Китай.

Владимир Ронин
 
Комментарии (2)
Sergiy2
27 августа 2014 г. 10:13
Каха Бендукідзе дуже близький до істини. Можливо наступна люстрація надує вітрила свіжим вітром.
Anonymous2
27 августа 2014 г. 11:53
Помнится сериал был такой "Санта-Барбара" назывался. Там был такой супер-крутой полицейский Круз Кастильо. Он брался расследовать каждую козню в ихнем семействе, и говорил так преданно "Я расследую это, мистер Си, найду виновника и накажу". Гройсман поразительно похож на типаж Кастильо. Поручили ему децентрализацию - он почти 9000 раз повторил это слово на всех эфирах - и тишина. ничего не происходит, заглохло. Поручили ему коридор для беженцев из зоны АТО - люди бежат кто куда, как могут, заглохло. Поручили ему расследовать гибель Боинга 777 Малазийских авиалиний - слезы на глазах, собачья преданность идее, и все...глухо...О реформе ЖКГ вообще нечего говорить. кадры на местах те же, так же ничего не делают, проедают бюджет. Может пора роль Гройсмана в сериае под названием ЖКГ вообще сократить со следующего сезона???