ГлавнаяПубликацииАналитикаДевять кругов ада потенциального концессионера

Девять кругов ада потенциального концессионера

Для того чтобы заключить договор аренды или концессии, потенциальный инвестор как герой бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери, должен пройти все девять кругов ада чиновничьих кабинетов и бюрократических процедур.

Тезис о том, что государственно-частное партнерство - это последний шанс жилищно-коммунального хозяйства остаться в живых как отрасли народного хозяйства, кажется, не требует доказательства. Это понимают во властных кругах и Минрегиона, ведь последние заявления профильного министра Анатолия Близнюка по внедрению механизмов государственно-частного партнерства позволит снизить нагрузку на бюджет и тарифы и необходимость предлагаемых государством как основным игроком в государственно-частном партнерстве справедливого договора с концессионером, содержат в себе положительные месседжи для потенциальных частных инвесторов.

Для того чтобы заключить договор аренды или концессии, потенциальный инвестор как герой бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери, должен пройти все девять кругов ада чиновничьих кабинетов и бюрократических и коррупционных процедур. К этому его принуждают нормы Закона Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности» (далее - Закон № 2624-VI). 
 
Круг первый. Подача заявления о передаче объекта коммунальной собственности в концессию 
 
Согласно Закону № 2624-VI, передача объекта централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящегося в коммунальной собственности, в аренду или концессию осуществляется по инициативе физических лиц предпринимателей и юридических лиц или исполкомов местных советов, которая оформляется в виде соответствующего заявления в местном совете о намерении принять такие объекты в концессию или аренду. По результатам рассмотрения заявления соответствующий местный совет на очередной сессии может принять решение о согласовании предложения передачи объекта в аренду или концессию или об отказе в согласовании такого предложения.
 
Уже на первом шаге к желанному договору концессии потенциальный инвестор сталкивается с мощной бюрократической машиной отечественного чиновничьего аппарата, ведь без соответствующего обсуждения и согласования профильной комиссии местного совета заявление о намерениях взять в концессию коммунальное имущество не попадет в повестку дня очередной сессии. А чтобы заявление потенциального концессионера было согласовано без проблем на профильной депутатской комиссии, ему придется лично контактировать с председателем этой комиссии и заручиться поддержкой нескольких депутатов, которые имеют достаточное влияние и авторитет среди депутатского корпуса. 
 
Кроме того, заявление должно быть оформлено по форме, которую устанавливает соответствующий совет, а правила в каждом совете свои. К заявлению предоставляется пакет документов, перечень которых также у каждого местного совета свой. 
 
Круг второй. Организационно-техническая подготовка объектов к передаче в концессию
 
В случае принятия соответствующим советом решения о предложении передачи в аренду или концессию объекта, осуществляется организационно-техническая подготовка этого объекта к передаче, соответственно, в аренду или концессию, в которую входит проведение инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей в составе такого объекта; благоустройство и обновление технической и строительной документации по такому объекту, определение стоимости объекта путем осуществления независимой оценки, выделение земельного участка, закрепленного за объектом.
 
Не сложно догадаться, что осуществление всех этих мероприятий требует немалых средств, ведь и проведения оценки имущества экспертом, и изготовление технической и строительной документации, а также судебные иски о восстановлении технических документов на здания и сооружения, а без них не обойтись, поскольку на 90% такая документация отсутствует, стоят немалых денег. Поскольку в Законе 2624-VI четко не установлено, за чьи средства будет происходить эта организационно - техническая подготовка объектов, нетрудно догадаться за чей счет будет этот «банкет». 
 
Очевидно, что у коммунального предприятия, которое планируется передать в концессию, средств на обеспечение организационной подготовки нет и не может быть, поскольку такие расходы не предусмотрены тарифом. У соответствующего городского совета их тоже нет, поскольку местные бюджеты сейчас едва теплятся. Поэтому с вероятностью 100% можно утверждать, что соответствующим городским советом будет предложено потенциальному концессионеру самому оплачивать счета техников, землемеров, экспертов, юристов.
 
Круг третий. Согласование условий конкурса профильным министерством 
 
Орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, согласовывает условия концессионного конкурса с профильным министерством, которое обязано согласовать условия конкурса или предоставить письменный мотивированный отказ в течение десяти календарных дней.
 
Еще одна бюрократическая преграда для потенциального концессионера. Очень спорной выглядит целесообразность пребывания этой нормы в теле Закона 2624-VI, ведь Минрегион не осуществляет непосредственное управление коммунальным имуществом, этим имуществом распоряжается соответствующая территориальная община. Потенциальному концессионеру придется контактировать также с профильными департаментами министерства, искать связи, договариваться, объяснять свою позицию и отстаивать серьезность намерений. 

Круг четвертый. Условия концессионного конкурса 
 
Претендентов, заявки которых были приняты, конкурсная комиссия знакомит с условиями конкурса, в том числе о: условиях предоставления земельного участка, если она необходима для осуществления соответствующей деятельности; объеме работ, которые должны быть профинансированы (выполнены) концессионером; объеме и качества товаров, работе и услугах, изготовления, выполнения работ и оказания которых гарантирует арендатор или концессионер; основных обязанностях арендатора или концессионера; финансовых и других гарантиях арендо-или концессиедателя; особых требованиях по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения, охране окружающей среды и охране труда.
 
Такая размытая формулировка об условиях конкурса - лучшее условие для совершения коррупционных деяний чиновниками, которые будут принимать решения о результате конкурса. Опять потенциальному концессионеру придется идти на контакт с влиятельными депутатами городского совета и чиновниками, непосредственно принимающими решение, соответствующим образом их мотивировать на положительное по нему решение. Опять дополнительные расходы моральные и материальные...  

Круг пятый. Определение победителя конкурса
 
Как указано в Законе № 2624-VI, победителем конкурса комиссией признается претендент, который предложил наилучшие условия осуществления аренды или концессии, согласно условиям конкурса. Более общего определения условий победы на концессионном конкурсе в мире не существует. Не указаны ни технические показатели деятельности, ни экономические показатели будущей деятельности. Не указано, в чем именно победитель лучше других? Этой нормой потенциального концессионера просто заставляют перестраховаться и дать взятку чиновнику, ведь проигрывать в конкурсе в условиях, когда ты уже потратил немалые средства на так называемую «организационно-техническую подготовку» очень обидно. 
 
Круг шестой. Заключение договора аренды 
 
С победителем конкурса после согласования всех условий и одобрения окончательной редакции соответствующим советом заключается договор аренды или концессии. Законом № 2624-VI определено, что кроме существенных условий договор концессии может определять комплекс дополнительных обязательств концессионера по улучшению качества оказания соответствующих услуг и / или развития объекта концессии (бизнес-план) сроком не менее чем на пять лет. То есть по желанию соответствующего местного совета на концессионера можно повесить еще и дополнительные обязательства по улучшению качества питьевой воды например, или отопления в квартирах, которые практически от него не зависят. Таким образом, концессионер получит себе на шею еще и дополнительные обязательства, на которые он не ожидал и не рассчитывал при заключении договора концессии.
 
Круг седьмой. Получение лицензии на виды деятельности 
 
Лицо, с которым заключен договор аренды или концессии относительно объекта централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящегося в коммунальной собственности, обязано в течение трех месяцев со дня подписания соответствующего договора обеспечить соответствие своей материально-технической базы и штата специалистов лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности, для которой объект берется в аренду или концессию, и получить лицензию на соответствующий вид деятельности.
Эта норма Закона № 2624-VI подвергает потенциального частного партнера просто захлебнуться от штрафов контролирующих органов за осуществление не лицензированной деятельности. По действующим процедурам на получение лицензии уйдет от 1 месяца до полугода, в зависимости от наличия всех необходимых технических документов, разрешений на использование недр. 
 
Согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» осуществление деятельности без лицензии влечет административную и финансовую ответственность предприятия - частного партнера. Поэтому инвестор просто обанкротится, платя штрафы всем контролирующим органам, которые начнут «выкручивать руки» инвестору сразу после регистрации договора концессии или аренды. 
 
Круг восьмой. Правопреемство
 
Согласно Закону № 2624-VI прекращение деятельности (в том числе ликвидация) предприятия коммунальной собственности, осуществлявшего эксплуатацию соответствующего объекта до его передачи в концессию, не влечет за собой присоединение такого предприятия к концессионеру или правопреемство концессионера по такому предприятию.
 
Однако, похоже, что в Верховной Раде Украины правая рука не в курсе, что делает левая. Как иначе объяснить принятие в конце 2011 года изменений в Налоговый кодекс, которые прямо противоречат Закону № 2624-VI, согласно которым в случае передачи в аренду или концессию целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, с последующей ликвидацией государственного или коммунального предприятия или их присоединением к налогоплательщику - арендатора или концессионера, последний, после принятия целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия в аренду или концессию приобретает все права и обязанности относительно погашения денежных обязательств или налогового долга, возникших у государственного или коммунального предприятия к передаче целостного имущественного комплекса в аренду или концессию.
 
Много потенциальных инвесторов (арендаторов, концессионеров), которые намерены вложить средства в предприятия ЖКХ и которых и так крайне мало в нашем государстве, не откажутся от своих намерений инвестировать, когда узнают, что им, которые примут в управление изношенные, дырявые, почти разрушены сети водо-и теплоснабжения, придется оплатить еще и налоговую задолженность предприятия ЖКХ,? Уверен, что таких желающих повесить на себя чужие долги не будет. 
 
Круг девятый. Тарифы на услуги 
 
Оставив за собой право формировать тарифы на коммунальные услуги, которые будут продуктом реализации государственно-частного партнерства, государство, формально прямо не вмешиваясь в хозяйственную деятельность инвестора, фактически осуществляет финансовое управление частным партнером. Поскольку тарифы на коммунальные услуги в нашей стране всегда были и, несмотря на создание Нацкомуслуг, остаются инструментом политики, то частный инвестор всегда будет заложником политической ситуации и иметь тарифы на услуги не экономически обоснованные, а политически целесообразные. 
 
Эпилог 
 
«В ближайшее время Кабмин выйдет с законодательной инициативой об определении принципов, на которых государство будет сдавать коммунальную собственность в аренду и концессию. Речь идет об обязательных инвестициях концессионера в техническое перевооружение, что даст ему возможность снизить расходы и себестоимость. Главный принцип - вкладывайте деньги и снижайте себестоимость», - сказал г-н Близнюк. Очень хочется надеяться, что предложенные Кабмином изменения приведут к качественным преобразованиям и сделают невозможным коррупции при проведении концессионного конкурса, ведь без таких изменений государственно-частное партнерство просто не пройдет в Украине. Поживем - увидим...
 

 

С появлением телевидения, нашему взгляду представлен огромный анонс транслируемых программ. Однако существует каналы, которые отличаются по характеру предлагаемой информации. Вашему вниманию представлен телеканал 1+1, на котором можно увидеть много интересных и познавательных программ, а также просмотреть различные фирмы и даже мультфильмы.

 
Комментарии (0)