ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоДепутаты ищут «главного по счетчикам»

Депутаты ищут «главного по счетчикам»

Парламентарии раскритиковали правительственный законопроект о введении обязательного коммерческого учета потребления энергии и ресурсов. В профильном Комитете не понимают, кто будет платить за покупку счетчиков и требуют доработать документ.

Члены Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики вчера на заседании решили рекомендовать парламенту отправить правительственный законопроект № 2052 на доработку. Документом предлагаются правки в ряд законов относительно введения обязательного коммерческого учета энергии и ресурсов и усовершенствования отношений в сфере ЖКХ.

В частности, законопроектом планируется установить мораторий на безучетный отпуск населению централизованного горячего и холодного водоснабжения – с января 2018 года, а тепловой энергии – с 1 октября 2017 года. При этом под коммерческим учетом стоит понимать как обеспечение бытовых потребителей индивидуальными счетчиками, так и узлами подомового учета. В документе отмечается, что закупку счетчиков будут оплачивать украинцы, а их содержание и обслуживание – возмещаться через тарифы на указанные услуги.

Помимо того, законопроектом предлагается упразднить понятие «балансодержатель», а также заменить понятие «исполнителя услуги» на «производителя», что фактически означает работу предприятий ЖКХ – естественных монополистов – с потребителями по прямым контрактам.
 
Законопроект был разработан Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ для выполнения Национального плана действий и положений президентской Программы экономических реформ на 2010-2014 годы. В ведомстве считают, что поэтапное введение системы обязательного коммерческого учета улучшит платежную дисциплину, поскольку население будет рассчитываться лишь за реально потребленную услугу, а также позволит объективно посчитать потери энергии при производстве и поставке услуг ЖКХ. Впрочем, к началу 2012 года, по данным Минрегиона, приборами учета холодной воды оснащено не более 44% многоквартирного жилфонда, горячей воды – 16%, 38,3% - тепловой энергии.
 
Вместе с тем, данные Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование на рынке коммунальных услуг свидетельствуют о том, что приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах и того меньше. Так, по данным регулятора, в октябре 2012 года только 35% многоквартирных домов были оснащены тепловыми счетчиками. В Минрегионе посчитали, что всего необходимо установить 248 тыс. приборов учета холодной и горячей воды ориентировочной стоимостью 12 тыс. грн за единицу и 111 тыс. узлов учета тепла (70 тыс. грн за подомовой счетчик). 
 
Однако правительственную инициативу не одобрили в Главном научно-экспертном управлении ВР (ГНЭУ). Эксперты подготовили для представителей профильного Комитета почти три страницы замечаний к документу и рекомендовали отправить его на доработку. Нарекания управления вызвала ст. 16 законопроекта, которой предлагает переложить ответственность по установке приборов учета на собственников многоквартирных домов. По мнению парламентских экспертов, эта формулировка не является достаточно четкой, «поскольку не определено, кто на самом деле должен устанавливать узел учета». «Эта ситуация может привести к тому, что производители будут включать в себестоимость услуги затраты на установку приборов учета, которые были установлены собственниками жилья самостоятельно», - отмечается в выводах управления (копией располагает «У.К.»).
 
Также эксперты не согласились с нормой, которой предлагается отменить понятие «исполнителя» услуги. По их мнению, такое предложение противоречит ст. 901 Гражданского Кодекса, где четко указано, что стороной договора о предоставлении услуг является именно «исполнитель». Таким образом, предлагается считать таковыми предприятия – производителей услуг. 
 
При этом, ГНЭУ рекомендовало народным депутатам учесть тот факт, что отсутствие в принятом Радой законе «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» одной из ключевых норм, защищающей интересы бытовых потребителей, стала причиной президентского вето. В частности, речь идет об отсутствии в документе нормы, запрещающей прекращать поставки безучетного газа потребителям в случае, если счетчик не был установлен по виде газоснабжающего предприятия. Тогда это стало поводом для возврата Президентом законопроекта в парламент с замечаниями главы государства. Примечательно, что кампания по установке газовых счетчиков населению началась в 2011 году с принятием соответствующего закона. Однако до сих пор приборами учета оснащена лишь пятая часть бытовых абонентов. Преимущественно, это граждане, использующие газ для отопления.
 
 
Недовольны качеством разработанного Минрегионом проекта и в профильном Комитете. «Документ ограничивает полномочия органов местного самоуправления по определению исполнителя услуг, - отметил член Комитета Руслан Марцинкив (ВО «Свобода») – Кроме того, предложенные нормы существенно сокращают права ОСМД и потребителей – физлиц, поскольку им будет сложно перейти на прямые контракты с поставщиками услуг». С ним согласен его коллега – заместитель главы Комитета Владимир Сальдо (фракция «Партия регионов»): «Нужно четко определиться с тем, кто все таки будет устанавливать счетчики, и по какому алгоритму. Кроме того, отмена понятия «балансодержатель» приведет к тому, что в законодательстве начнется полный хаос. К этому вопросу нужно подойти более взвешено», - заявил нардеп.
 
Отказался также от рекомендаций о принятии законопроекта за основу и член Нацкоммуслуг Дмитрий Григорьев, присутствовавший на заседании. Он заявил, что регулятор поддерживает замечания высказанные ранее ГНЭУ парламента. Отметим, что на этапе межведомственного согласования законопроекта, Комиссия предложила разделить его на два документа: первый – «О коммерческом учете тепловой энергии, холодной и горячей воды в сферах централизованного тепло- и водоснабжения», вторым внести изменения в законодательство относительно усовершенствования правоотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.
 
Однако воздержаться от реализации этой идеи парламентариев попросили в Минрегионе. «Введение коммерческого учета энергии и ресурсов крайне важный вопрос для всей отрасли. Впрочем, мы понимаем, что документ нуждается в доработке. Но не стоит его разделять на два проекта. Это займет множество времени и потребует прохождения всех бюрократических процедур заново», - сообщила замдиректора Департамента жилищной политики Минрегиона Вера Радченко.
 
Решение рекомендовать в сессионном зале проголосовать за доработку законопроекта Комитет вчера принял единогласно («У.К.» - в составе Комитета 16 депутатов. На заседании отсутствовали Юрий Одарченко и Владимир Продивус). При этом председатель Комитета Спиридон Килинкаров (фракция КПУ) отметил, что «у нас давно не было законопроекта, к которому написано такое количество замечаний».
 
Комментарии (1)
Sergiy
05 апреля 2013 г. 13:19
15 років пишемо програми по обліку тепла та води. А законодавчий механізм стимулювання енергозбереження ,,слабо,,створити.Значить комусь його відсутність вигідна. Тоді треба просто переписати російське законодавство на українській мові щодо обліку та взаємовідносин.