ГлавнаяПубликацииАналитикаГосударство поделится лишним

Государство поделится лишним

ВР разрешила безвозмездную передачу в коммунальную собственность определенные виды объектов, которые не в состоянии содержать государство. Соответствующий закон был принят 17 мая. Но города и поселки получат в основном объекты, которые станут бременем

Верховная Рада разрешила безвозмездную передачу в коммунальную собственность определенные виды объектов, которые не в состоянии содержать государство. Соответствующий закон под номером № 9051 был принят 17 мая. Никаких оснований ожидать президентское вето нет. Но города и поселки получат в основном объекты, которые станут дополнительным бременем для местных бюджетов.

Среди первоочередных кандидатов на переход под «крышу» органов местного самоуправления - общежития и жилые дома, а также объекты социально-культурного назначения, в частности Минобороны и Чернобыльской АЭС. В Славутиче, в частности, город получит станционный дом культуры. Известие о его передаче в коммунальную собственность беспокоит работников - переход в собственность общины будет означать для них сокращение зарплаты в несколько раз. Городские власти пока не комментирует возможные последствия для местного бюджета переход на баланс станционного имущества.

Между тем, уже существует опыт передачи ведомственных общежитий в собственность местных общин. По словам заместителя председателя профильного комитета Рады Игоря Лысова, парламент планирует законодательно урегулировать передачу государственных общежитий в коммунальную собственность, но определенный опыт у местных советов уже имеется. Речь идет о передаче ведомственных зданий, где живут нынешние и бывшие работники, городам и поселкам по решению судов.

Читайте также: Общежитие - суровая правда жизни

Например, в Ужгороде около трети таких общежитий были переданы городу по гражданским делам, в которых истцами выступали жители. По словам секретаря Ужгородского горсовета Виктора Щадея, появление на балансе новых многоэтажек означает дополнительные расходы из бюджета на их содержание. Однако, Ужгород частично финансирует ремонты и другие работы в этих постройках. «Пропорция примерно 50 на 50», - отмечает господин Щадей. В горсовете не очень рады новым объектам на балансе, которые требуют дополнительных затрат. Однако, чиновники пытаются видеть позитив в появлении нового имущества. «Те жители, которые выдержали годы судебной волокиты - это сплоченные коллективы, фактически готовые Объединение совладельцев многоэтажных домов (ОСМД), с которыми легко вести дела», - делится секретарь ужгородского горсовета Виктор Щадей. Он добавил, что особенность Ужгорода – это отсутствие крупных объектов промышленности или коммунальной энергетики, которые могли бы дать доход в городскую казну. Коммунальное предприятие по теплоснабжению из-за убыточной работы было закрыто несколько лет назад, теперь город ищет покупателей на котельную, а теплотрассы демонтируют. «Такова особенность нашего города - оно не был промышленным, поэтому мы не получим после принятия нового закона ничего, что обогатило бы местный бюджет», - отметил секретарь городского совета.

Читайте также: Тепло на особых условиях

Главные ожидания городских советов связанные с возможностью перехода в коммунальную собственность предприятий коммунальной теплоэнергетики. Хотя уже два года тарифы на тепло устанавливает государственный регулятор, часть акций таких предприятий можно продать, сохранив блокирующий пакет в собственности общины. Однако, замечает Игорь Лысов, такие надежды тщетны. Ведь большинство ТЭЦ и теплокоммунэнерго уже распроданы. «Ждать, что в коммунальную собственность перейдут объекты теплоэнергетики не стоит. ТЭЦ, которые еще не приватизированы, а их осталось в стране несколько, будут приватизированы государством, как это предполагалось ранее», - отметил господин Лысов.  Предприятия водоснабжения и водоотведения, как правило, находятся в коммунальной собственности, решение о безвозмездной госимущества в собственность общин не касается.

Значительную часть имущества, которое перейдет в местные советы, составит собственность Министерства обороны. Сокращение армии высвобождает площади и здания военного ведомства. Во Львове, где находится командование Западного оперативного командования, есть несколько таких объектов. Однако, в горсовете пока не знают, какие именно здания и прилегающие земельные участки получит общество. Депутат Львовского горсовета Маркиян Лопачак не исключает манипуляций с наиболее привлекательными «кусками». «Уже был случай, когда по решению Минобороны один из таких объектов, который находится недалеко от центра, попал по неизвестным причинам в собственность городка Винники недалеко от Львова», - говорит Маркиян Лопачак. По его мнению, некоторые здания в центральной части города могли бы помочь пополнить городской бюджет. Но подавляющее большинство нуждается в ремонте, говорит господин Лопачак.

Стремление государственных мужей «отцепить» максимально возможное количество объектов от госбюджета понятно. Однако, местные бюджеты в большинстве населенных пунктов страны дотируются из той же государственной казны. Депутат Верховной Рады Виктор Матчук считает, что новый собственник также не сможет решить проблемы содержания зданий, которые передадут на баланс обществ. Позитив такой передачи, считает господин Матчук, в большей прозрачности городских бюджетов по сравнению с государственным. «От передачи в коммунальную собственность государственного имущества средств на их содержание больше не станет, но использование денег может быть более эффективным при условии, что контролирующие органы будут тщательно выполнять свои обязанности», - говорит Виктор Матчук.

 
Комментарии (0)