ЖКХ-2013: итоги года

По сложившейся традиции «Украина Коммунальная», провожая год, предлагает читателям вспомнить все значимые события, которые сопровождали отрасль ЖКХ в течение 12 месяцев.

Анализируя итоги уходящего 2013 года, «У.К.» решила рассказать не о том, что именно происходило в отрасли и в экономике, а о том, какие изменения и новости этот год подарил украинцам - потребителям ЖКХ.

Наше редакционное решение неслучайно, поскольку, несмотря на заявления властей о реконструированных километрах сетей тепло- и водоснабжения, отремонтированных котельных и модернизированных предприятиях (хотя такая работа тоже проводилась), а также вопреки сообщениям о высоких темпах сдачи в эксплуатацию нового жилья, и о видоизменениях в стоимости энергоносителей, состояние отрасли ЖКХ по-прежнему остается стабильным, то есть, неудовлетворительным. В подтверждение этого тезиса приведем несколько фактов. Убытки отрасли составляют более 20 млрд грн, кредиторская задолженность предприятий ЖКХ – более 13 млрд грн, а дебиторская – 12 млрд грн. И это при том, что население оплачивает 95-98% начисленных сумм за потребленные услуги. Справедливости ради, стоит отметить, что такая плачевная финансово-экономическая ситуация в отрасли – результат не только уходящего 2013 года, но и предыдущих периодов. Тем не менее, значительных изменений к лучшему в отрасли за последние 12 месяцев не произошло.

Итак, что же принес 2013 год потребителям ЖКХ:

1. Тарифам на услуги ЖКХ «подрезали крылья»

Пожалуй, самый важный и волнующий каждого украинца вопрос о том, состоится ли повышение стоимости коммунальных услуг, в текущем году, наконец, получил ответ – «нет». Власти весь год сдерживали динамику роста стоимости тепло- и водоснабжения несмотря на многомиллиардные долги отрасли за газ и электроэнергию, отсутствие в госказне средств на компенсацию разницы в тарифах и субсидий по погашению стоимости газа, вопреки тяжелому состоянию отрасли, требованиям Международного валютного фонда и других европейских организаций.

Читайте также: Перспективы-2014: потребители vs ЖКХ

Впрочем, это не значит, что тарифы на тепло и воду, а главное их себестоимость не приводилась к экономически обоснованному уровню. Однако до сих пор уровень окупаемости услуг по централизованному тепло- и водоснабжению в среднем не превышает 55-70%. Искусственное удержание тарифного роста понятно и объяснимо: любое значительное (или не очень) повышение вызывает волну социального недовольства. Показательной была ситуация с увеличением стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в августе этого года в семи регионах Украины. Тогда местные власти повысили тарифы на 70-90%. Однако, после инициированных профильным Министерством проверок стоимость этих услуг снизилась до прежнего уровня.

Не будем давать оценку действиям местных и центральных властей, но стоит обратить внимание на то, что недовольство – первая реакция бытовых потребителей, если речь заходит о повышении тарифов. Реакция, в целом, понятна и объяснима. Ведь рассчитывать на выдачу государством субсидий на оплату коммунальных услуг могут далеко не все граждане, а процедура выплат весьма забюрократизирована. Учитывая, что грядущий 2014 год – год предвыборный, а также, принимая во внимание договоренности Украины и России о снижении стоимости импортного газа с 411 дол. до 268,5 дол. за тысячу кубометров, можно предположить, что рост тарифов на услуги ЖКХ и дальше будет сдерживаться властями. Вопрос в том, как долго государству и местным властям удасться «замораживать» тарифный рост? Очевидно, что от этого страдают предприятия отрасли и не улучшается качество их услуг.

2. Эх, дороги!

После аномальных снегопадов в марте 2013 года, когда на всю территорию Украины за несколько дней обрушилась годовая норма осадков, стало понятно, что муниципальные власти не только не готовы к борьбе с последствиями стихии, но и совершенно очевидно, что дорожное полотно «растаяло» вместе со снегом. При этом, «Укравтодор» неоднократно заявлял, что в стране на 95% ликвидированы ямы на дорогах, проложено сотни километров нового асфальтового покрытия, а также, что в Украине будут строиться суперсовременные платные магистральные автомобильные трассы. Последнего пока так и не произошло, как, впрочем не случилось и первого. Каждый, кто хоть раз ездил автодорогами страны может опровергнуть заявления украинских властей о том, что дороги были восстановлены и пригодны к эксплуатации. Не улучшится качество дорожного покрытия и после этой зимы.

3. Не очень доступное жилье

Планы Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству значительно отличаются от реальности. В 2013 году, по данным ведомства, в результате реализации государственных ипотечных программ удалось обеспечить жильем более 3,3 тысяч украинских семей. Хоть этот показатель на 500 семей превышает итоги 2012 года, он все же далек от обещаний властей. В частности, в январе текущего года сообщалось, что к 2014 году входе реализации госпрограмм, жилье получат 15 тысяч семей.

Читайте также: Итоги года: ЖКХ оставили без денег

Вместе с тем, определенным успехом можно считать то, что все же начатые в 2012 году программы льготного ипотечного кредитования для молодых семей и одиноких граждан не остановлены. Впрочем, темпы их реализации оставляют желать лучшего. Так, в уходящем году господдержку на строительство и приобретения жилья (Программа 30/70) получили 888 семей на сумму 99 млн грн, удешевление стоимости ипотечных кредитов (заемщик платит лишь 3% при банковской ставке 16%) на 64% превышает показатели 2012 года, сообщает Госфонд. Хватит ли у государства средств финансировать эти программы в 2014 году? Пока - это вопрос без ответа.

4. В законе

Законодательные изменения в стране нельзя оценить однозначно. С одной стороны, принятие законов, действие которых ослабили роль БТИ, отменили обязательное проведение вторичной и последующих техинвентаризаций жилья, стоит относить к позитивным изменениям. В тоже время, это привело к полной неразберихе и путанице государственных регистраторов с Реестрами. Неоднозначно оценивает общество и узаконенное открытие Реестра имущественных прав – это упростит работу жилищных кондоминиумов, но, в то же время, вызывает протест у жильцов многоквартирных домов. Однозначно можно утверждать лишь одно: в стране до сих пор не принят новый закон, который бы урегулировал деятельность объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), а деятельность по формированию стратегии дальнейшего развития и реформирования ЖКХ и вовсе не проводилась.

Такими редакция «У.К.» видит основные и наиболее значимые результаты уходящего года, которые, как мы считаем, важны для потребителей услуг ЖКХ, то есть, для наших читателей. Остается лишь загадать желание и попросить Деда Мороза, чтобы, перечисляя итоги 2014 года, редакция «У.К.» смогла в большей степени порадовать своих читателей, чем огорчить.  

 
Комментарии (0)